0
2768

14.12.2022 20:30:00

Ни забыться, ни уснуть

Михаил Лермонтов и неофициальная литература

Тэги: поэзия, авангард, лермонтов, сапгир, история, россия


поэзия, авангард, лермонтов, сапгир, история, россия И Демона достиг пареньем строк… Михаил Врубель. Демон (сидящий). Эскиз. 1890. ГТГ

Кто в школе не примерял на себя мундир Печорина? Кто не увлекался любовной лирикой Лермонтова? Кто не восторгался его романтическими пейзажами – одинокой сосной, парусом, горными вершинами?

Отголоски школьных прочтений звучат в неофициальной поэзии как сложная рефлексия на поэтику и саму фигуру Михаила Юрьевича.

Сергей Кулле в стихотворении, которое первоначально называлось «Подражание Лермонтову», спрашивает:

Я тебя не люблю, не люблю.

Почему ж, полминуты владея

вами,

я кричу, собой не владея:

«Я люблю! Я люблю! Я люблю!»?

Иногда секс может перевернуть наши чувства и представления, о чем, собственно, говорит автор. Но внутренние изменения, уходящие исключительно в телесность, свойственны скорее XX веку, чем веку XIX. Лермонтов предстает здесь как аллегория души по отношению к телу. Душа живет своей жизнью и не всегда замечает тот конкретный мир, в котором пребывает тело.

Это обстоятельство удачно обыгрывается Андреем Монастырским:

Лермонтов читает свое стихотворение «Тучки

небесные вечные странники».

Он стоит спиной к окну

и не видит, что

происходит на улице.

Не только он, но и

никто из присутствующих

по его вине

ничего не видит.

На улице снегу намело метра

три.

Романтический мир Лермонтова в современных условиях требует своей корректировки. Так, Николай Байтов в поэме «Нескончаемые сетования» снижает пафос хрестоматийных высказываний. Вместо «погиб поэт, невольник чести» звучит «погиб во мне невольник слова». В другом месте обличение заменяется вопросительной интонацией: «Какой убийца хладнокровно/ нанес удар? – Спасенья нет?».

Виктор Кривулин в «Напутствии» (1999) просит:

а лермонтову скажи:

пусть говорит аккуратно

строго по тексту

Библии или Корана

о нагорных малых народах

о черкешенках и о чеченках

стройных печальнооких

чтобы ни слова худого!

и вообще ни слова

Разумеется, на фоне чеченских войн (во время которых Кривулин пишет свой текст) высказывания Лермонтова о горцах и совсем не скромный рассказ о Бэле могут только подлить масла в огонь. Отсюда просьба о политкорректности.

Любопытно, что Кривулин обращается к Лермонтову так, словно он наш современник. Словно может, вправе зачеркнуть написанное и создать что-то заново. Проблема переписанной истории, истории литературы, которая вдруг закончилась, превратилась в одну современность, стучится в дверь.

Кривулин «работает» с галлюцинациями – с патологической формой внедрения прошлого в сердцевину настоящего. Но сновидческий бред имеет твердую опору в новой реальности, более того, он только в этой реальности и разумен.

Невинное на первый взгляд стихотворение Кривулина содержит много взрывного материала. Классика по своему определению исторична. Требование от классиков соблюдать современные нормы политкорректности свидетельствует о желании зачеркнуть историю. И именно таким зачеркиванием занимается современность, когда уничтожает неугодные ей исторические памятники.

«Конец истории» ведет нас в психбольницу и к умиранию всякого творчества, о чем автор косвенно говорит в последней строчке, когда просит классика не писать «ни слова».

В отличие от Кривулина Дмитрий Бобышев в тексте «Русские терцины» (1977–1981) остается в рамках историографии. Он представляет нам репрезентацию творчества поэта и исторический нарратив – оценку прошлого с позиций сегодняшнего дня:

Юнейший, он сказал

о несказанном,

и Демона достиг пареньем

строк.

Твердил одну молитву.

Но Казанской

не шел его облитый желчью слог.

И, мучась от красы

невыразимой,

он выразить ее так и не смог.

И вот: «Прощай, немытая

Россия!»

Она его простила в смертный

миг.

Соборуя, грозою о р о с и л а...

... Нельзя такое, как ты

ни велик.

Здесь показаны и фигура молодого гения, и его устремленность в заоблачные дали, и религиозные чувства, и стихи о Богородице.

И, конечно, цитируются стихи о России, которые Бобышев особенно выделяет. Для него эти строки сродни святотатству. Всеволод Некрасов, правда, реагирует на них иначе, в духе акционной поэзии – «Нас тьмы/ И тьмы и тьмы/ Итьмыить/ Мыть/ Мыть и мыть». Как бы там ни было – Лермонтов актуален, это наше прошлое, которое имеет к нам непосредственное отношение. И картина, созданная Бобышевым, это репрезентация-интерпретация. Таких картин может быть много. И все они связаны с нашей идентичностью.

Если брать во внимание массмедийный аспект лермонтовского творчества, то нельзя не пройти мимо романса «Выхожу один я на дорогу». Он нередко звучал по радио в исполнении Бориса Штоколова. Благодаря русской классике «мир иной» стучался в сердце советского человека. И кто мог, тот узнавал его как то, чего нет в наличии, но без чего человека нельзя назвать полноценным.

Виктор Соснора создал одно из самых трагических стихотворений об этой неполноте, начинающееся четверостишием:

Выхожу один я. Нет дороги.

Там – туман. Бессмертье

не блестит.

Ночь как ночь – пустыня.

Бред без Бога.

Ничего не чудится – без Ты.

Соснора производит операцию снижения, заземления одинокой души. Лермонтовский герой хочет вдыхать полной грудью, слышать вечную песню любви, видеть могучий зеленый дуб. Персонаж Сосноры привязан к реалиям советского космоса:

Повторяю – нет в помине

блеска.

Больно? Да. Но трудно ль? –

Утром труд.

В небесах лишь пушкинские

бесы.

Ничего мне нет – без Ты –

без тут.

Жду – не жду – кому какое дело?

Жив – не жив – лишь совам

хохотать.

(Эта птичка эхом пролетела!)

Ничего! – без Ты – без тут.

Хоть так.

Стихотворение, в противоположность лермонтовскому, катится по наклонной. Указательное местоимение «тут», конечно, из арсенала лианозовцев. Но Соснора вовсе не стремится к барачной конкретике и ограничивается обобщающими штрихами. Однако и в его картине мира брежневский застой, безвременье обнаруживают себя в полной безысходности. И тут Печорин, лишний человек, неожиданно появляется на заднем плане. Так Лермонтов не только порождает текст Сосноры, но и создает культурологическую глубину:

Нет утрат. Все проще –

не могли мы

ни забыться, ни уснуть.

Был – Бог!

Выхожу один я. До могилы

не дойти – темно и нет дорог.

Телесность Сосноры рифмуется с безнадежностью, с ее помощью автор говорит о духовности. Иначе работает с телесностью Всеволод Некрасов. Обратившись к нехитрой словесной игре, он превращает желание вечного покоя в вещь. И определяет ей свое место. В стихотворении «На тему» он пишет:

Я б желал

Забыть себя и засунуть

Засунуть и забыть

Автор смотрит на метафизику с точки зрения разворачивания текста. Вот дорога, вот звезды, а вот желание. Но оно не имеет никакого отношения к тому миру, где актуальна современность. Поэтому «засунуть и забыть» – конкретный и в то же время ироничный жест.

Некрасову нравится зачеркивать метафизику:

Ну печальный

Ну демон

Ну дух

Ну изгнанья

Ну летал

Ну

Любопытно, что, несмотря на снижение темы, поэт сохраняет благодаря повторяющемуся «у» лермонтовское звучание стиха, пускай и в трансформированном виде: к языку Некрасов чуток и особенность лермонтовского письма сберегает.

Отметим также, что Лермонтов появляется в творчестве Некрасова в контексте его размышлений о судьбах русской литературы:

Ничего

Александр Сергеевич

Ничего

Михаил Юрьевич

Ничего

Александр Александрович

Ничего

Владимир Владимирович

Ничего

что Осип Эмильевич

ничего

?

В том, что народ утратил своих классиков, что перестал их внимательно читать и адекватно воспринимать, у Некрасова сомнений нет. В своем вопрошании о судьбах великой русской литературы он следует старшему товарищу по цеху Яну Сатуновскому. К слову, у последнего есть тоже несколько интересных отсылок к творчеству Лермонтова.

В заметке «Миша Лермонтов» Сатуновский восклицает: «Какая музыкальность при почти полном отсутствии песенности!» Это то, к чему стремился сам поэт, ему даже «захотелось украсть ритмический ход и рисунок стихотворения». У автора XIX века есть стихи, «современней, чем у меня и Сапгира», – признается он.

Сатуновского восхищают не только техника, но и образность. И в одном из своих текстов он прямо обращается к лермонтовской дихотомии «одинокая сосна – одинокая пальма». Себя он видит первой:

Превращая хохмы в стихи,

превращая вздохи в стихи,

доживает век человек,

не фитиль уже, фитилек.

И снится ему,

что в пустыне далекой,

в том крае, где солнца восход,

одна и грустна…

Недоговоренность у Сатуновского сродни прозрачности. Предметы видны, и здесь возникает не просто пальма, а целое лермонтовское стихотворение как вещь, как то основание, на котором держится современный текст.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
2748
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2965
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
2917
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
1756

Другие новости