И Демона достиг пареньем строк… Михаил Врубель. Демон (сидящий). Эскиз. 1890. ГТГ
Кто в школе не примерял на себя мундир Печорина? Кто не увлекался любовной лирикой Лермонтова? Кто не восторгался его романтическими пейзажами – одинокой сосной, парусом, горными вершинами?
Отголоски школьных прочтений звучат в неофициальной поэзии как сложная рефлексия на поэтику и саму фигуру Михаила Юрьевича.
Сергей Кулле в стихотворении, которое первоначально называлось «Подражание Лермонтову», спрашивает:
Я тебя не люблю, не люблю.
Почему ж, полминуты владея
вами,
я кричу, собой не владея:
«Я люблю! Я люблю! Я люблю!»?
Иногда секс может перевернуть наши чувства и представления, о чем, собственно, говорит автор. Но внутренние изменения, уходящие исключительно в телесность, свойственны скорее XX веку, чем веку XIX. Лермонтов предстает здесь как аллегория души по отношению к телу. Душа живет своей жизнью и не всегда замечает тот конкретный мир, в котором пребывает тело.
Это обстоятельство удачно обыгрывается Андреем Монастырским:
Лермонтов читает свое стихотворение «Тучки
небесные вечные странники».
Он стоит спиной к окну
и не видит, что
происходит на улице.
Не только он, но и
никто из присутствующих
по его вине
ничего не видит.
На улице снегу намело метра
три.
Романтический мир Лермонтова в современных условиях требует своей корректировки. Так, Николай Байтов в поэме «Нескончаемые сетования» снижает пафос хрестоматийных высказываний. Вместо «погиб поэт, невольник чести» звучит «погиб во мне невольник слова». В другом месте обличение заменяется вопросительной интонацией: «Какой убийца хладнокровно/ нанес удар? – Спасенья нет?».
Виктор Кривулин в «Напутствии» (1999) просит:
а лермонтову скажи:
пусть говорит аккуратно
строго по тексту
Библии или Корана
о нагорных малых народах
о черкешенках и о чеченках
стройных печальнооких
чтобы ни слова худого!
и вообще ни слова
Разумеется, на фоне чеченских войн (во время которых Кривулин пишет свой текст) высказывания Лермонтова о горцах и совсем не скромный рассказ о Бэле могут только подлить масла в огонь. Отсюда просьба о политкорректности.
Любопытно, что Кривулин обращается к Лермонтову так, словно он наш современник. Словно может, вправе зачеркнуть написанное и создать что-то заново. Проблема переписанной истории, истории литературы, которая вдруг закончилась, превратилась в одну современность, стучится в дверь.
Кривулин «работает» с галлюцинациями – с патологической формой внедрения прошлого в сердцевину настоящего. Но сновидческий бред имеет твердую опору в новой реальности, более того, он только в этой реальности и разумен.
Невинное на первый взгляд стихотворение Кривулина содержит много взрывного материала. Классика по своему определению исторична. Требование от классиков соблюдать современные нормы политкорректности свидетельствует о желании зачеркнуть историю. И именно таким зачеркиванием занимается современность, когда уничтожает неугодные ей исторические памятники.
«Конец истории» ведет нас в психбольницу и к умиранию всякого творчества, о чем автор косвенно говорит в последней строчке, когда просит классика не писать «ни слова».
В отличие от Кривулина Дмитрий Бобышев в тексте «Русские терцины» (1977–1981) остается в рамках историографии. Он представляет нам репрезентацию творчества поэта и исторический нарратив – оценку прошлого с позиций сегодняшнего дня:
Юнейший, он сказал
о несказанном,
и Демона достиг пареньем
строк.
Твердил одну молитву.
Но Казанской
не шел его облитый желчью слог.
И, мучась от красы
невыразимой,
он выразить ее так и не смог.
И вот: «Прощай, немытая
Россия!»
Она его простила в смертный
миг.
Соборуя, грозою о р о с и л а...
... Нельзя такое, как ты
ни велик.
Здесь показаны и фигура молодого гения, и его устремленность в заоблачные дали, и религиозные чувства, и стихи о Богородице.
И, конечно, цитируются стихи о России, которые Бобышев особенно выделяет. Для него эти строки сродни святотатству. Всеволод Некрасов, правда, реагирует на них иначе, в духе акционной поэзии – «Нас тьмы/ И тьмы и тьмы/ Итьмыить/ Мыть/ Мыть и мыть». Как бы там ни было – Лермонтов актуален, это наше прошлое, которое имеет к нам непосредственное отношение. И картина, созданная Бобышевым, это репрезентация-интерпретация. Таких картин может быть много. И все они связаны с нашей идентичностью.
Если брать во внимание массмедийный аспект лермонтовского творчества, то нельзя не пройти мимо романса «Выхожу один я на дорогу». Он нередко звучал по радио в исполнении Бориса Штоколова. Благодаря русской классике «мир иной» стучался в сердце советского человека. И кто мог, тот узнавал его как то, чего нет в наличии, но без чего человека нельзя назвать полноценным.
Виктор Соснора создал одно из самых трагических стихотворений об этой неполноте, начинающееся четверостишием:
Выхожу один я. Нет дороги.
Там – туман. Бессмертье
не блестит.
Ночь как ночь – пустыня.
Бред без Бога.
Ничего не чудится – без Ты.
Соснора производит операцию снижения, заземления одинокой души. Лермонтовский герой хочет вдыхать полной грудью, слышать вечную песню любви, видеть могучий зеленый дуб. Персонаж Сосноры привязан к реалиям советского космоса:
Повторяю – нет в помине
блеска.
Больно? Да. Но трудно ль? –
Утром труд.
В небесах лишь пушкинские
бесы.
Ничего мне нет – без Ты –
без тут.
Жду – не жду – кому какое дело?
Жив – не жив – лишь совам
хохотать.
(Эта птичка эхом пролетела!)
Ничего! – без Ты – без тут.
Хоть так.
Стихотворение, в противоположность лермонтовскому, катится по наклонной. Указательное местоимение «тут», конечно, из арсенала лианозовцев. Но Соснора вовсе не стремится к барачной конкретике и ограничивается обобщающими штрихами. Однако и в его картине мира брежневский застой, безвременье обнаруживают себя в полной безысходности. И тут Печорин, лишний человек, неожиданно появляется на заднем плане. Так Лермонтов не только порождает текст Сосноры, но и создает культурологическую глубину:
Нет утрат. Все проще –
не могли мы
ни забыться, ни уснуть.
Был – Бог!
Выхожу один я. До могилы
не дойти – темно и нет дорог.
Телесность Сосноры рифмуется с безнадежностью, с ее помощью автор говорит о духовности. Иначе работает с телесностью Всеволод Некрасов. Обратившись к нехитрой словесной игре, он превращает желание вечного покоя в вещь. И определяет ей свое место. В стихотворении «На тему» он пишет:
Я б желал
Забыть себя и засунуть
Засунуть и забыть
Автор смотрит на метафизику с точки зрения разворачивания текста. Вот дорога, вот звезды, а вот желание. Но оно не имеет никакого отношения к тому миру, где актуальна современность. Поэтому «засунуть и забыть» – конкретный и в то же время ироничный жест.
Некрасову нравится зачеркивать метафизику:
Ну печальный
Ну демон
Ну дух
Ну изгнанья
Ну летал
Ну
Любопытно, что, несмотря на снижение темы, поэт сохраняет благодаря повторяющемуся «у» лермонтовское звучание стиха, пускай и в трансформированном виде: к языку Некрасов чуток и особенность лермонтовского письма сберегает.
Отметим также, что Лермонтов появляется в творчестве Некрасова в контексте его размышлений о судьбах русской литературы:
Ничего
Александр Сергеевич
Ничего
Михаил Юрьевич
Ничего
Александр Александрович
Ничего
Владимир Владимирович
Ничего
что Осип Эмильевич
ничего
?
В том, что народ утратил своих классиков, что перестал их внимательно читать и адекватно воспринимать, у Некрасова сомнений нет. В своем вопрошании о судьбах великой русской литературы он следует старшему товарищу по цеху Яну Сатуновскому. К слову, у последнего есть тоже несколько интересных отсылок к творчеству Лермонтова.
В заметке «Миша Лермонтов» Сатуновский восклицает: «Какая музыкальность при почти полном отсутствии песенности!» Это то, к чему стремился сам поэт, ему даже «захотелось украсть ритмический ход и рисунок стихотворения». У автора XIX века есть стихи, «современней, чем у меня и Сапгира», – признается он.
Сатуновского восхищают не только техника, но и образность. И в одном из своих текстов он прямо обращается к лермонтовской дихотомии «одинокая сосна – одинокая пальма». Себя он видит первой:
Превращая хохмы в стихи,
превращая вздохи в стихи,
доживает век человек,
не фитиль уже, фитилек.
И снится ему,
что в пустыне далекой,
в том крае, где солнца восход,
одна и грустна…
Недоговоренность у Сатуновского сродни прозрачности. Предметы видны, и здесь возникает не просто пальма, а целое лермонтовское стихотворение как вещь, как то основание, на котором держится современный текст.
комментарии(0)