0
2883

20.07.2022 20:30:00

Надо быть исключительной дурой…

Цветаева, Пастернак и фонарики Николая Глазкова

Дмитрий Нутенко

Об авторе: Дмитрий Витальевич Нутенко – поэт, эссеист.

Тэги: стихи, николай глазков, пастернак, ахматова, цветаева, владимир солоухин


стихи, николай глазков, пастернак, ахматова, цветаева, владимир солоухин Проходя по пустынным улицам… Фото Евгения Лесина

Если вы не молоды, если вы забыли, какое очарование таится в теплом летнем вечере, до краев полном женщиной – той самой, единственной, которой нету рядом; как все в нем больно, светло и неповторимо, перечитайте стихотворение Николая Глазкова. Вот это:

...Или так начинается

повесть,

Или небо за тучами синее...

Почему ты такая, то есть

Очень добрая и красивая?

Почему под дождем я мокну,

Проходя по пустынным

улицам,

В час, когда беспросветным

окнам

Непрестанно приходится

хмуриться?

Никого нет со мною рядом

На пустынном мосту

Москва-реки,

Где чуть слышно ругаются

матом

Электрические фонарики.

...

Мне нужна от тебя не жертва,

А сама ты, хоть замуж

выданная.

Если жизнь у меня бессюжетна,

Я стихами сюжета

не выдумаю!

Эта мысль, хоть других

не новее, –

Непреложная самая истина,

Ибо если не станешь моею,

То поэма не будет написана,

А останется только

вступление...

Надо быть исключительной

дурой,

Чтоб такое свершить

преступление

Пред отечественной

литературой!

... Ну вот, я и сам еще раз его перечитал. Чуточку ерническое оно, конечно, но что поделаешь: таков уж характер этого поэта, таково его обыкновение, он без этого не может. Даже в деталях норовит похулиганить. Фонарики у него, видите ли, матом ругаются. И чего это они? Я-то их знал когда-то совсем другими. Какая шпана, скажите, их испортила? Когда я с ними познакомился, когда впервые прочел это стихотворение, никакого мата, боже упаси, никто от них не слышал. Строфа звучала так:

Никого нет со мною рядом

На пустынном мосту

Москва-реки,

Лишь кидают мне взгляд

за взглядом

Электрические фонарики.

И полюбил я тогда эти деликатные фонарики и скажу вам не таясь: они мне по-прежнему милы, как молодость и как весна. И сегодня моя душа отказывается принимать этих черт знает откуда вынырнувших грубых хамов, которые неизвестно по какому праву оттеснили их и оккупировали место, на котором они стояли. Ну просто напрочь отказывается.

Не подумайте, что я такой ханжа, но все-таки зря он, по-моему, это сделал – этот Глазков с этими своими фонариками. Ну, в самом деле, уместен ли в такой вечер, в такую минуту – минуту возвышенной пробы, – как сказал бы Окуджава, этот хотя и тихий, но все-таки немного грубоватый шепот. Не разгонит ли он волшебные вечерние облака? Как все-таки мы, читатели, беззащитны перед этими существами, которым эти сумасбродки-музы ничтоже сумняшеся раздали свои бесценные дары! Беззащитны, как Акакий Акакиевич перед грубыми обстоятельствами.

У-у-у какими самодурами бывают эти поцелованные небесами создания, гордо и, увы, по праву именующие себя поэтами. Как потворствуют эти самые музы своим любимцам в заведомо нечестивых, возмутительных, богопротивных вещах. Ибо что может быть возмутительнее, чем беспечный росчерк пера, которым легко и непринужденно меняют они свои строки. Строки, которые им уже, может, и не принадлежат или принадлежат только отчасти. Которые уже, может, в гораздо большей степени (если судить по справедливости. Ах, есть ли на свете справедливость?) принадлежат нам, потому что давно уж успели мы отдать им свои нежные и ранимые читательские сердца!

Ну вот приведу для примера одно стихотворение Окуджавы. Сейчас оно во всех сборниках и в интернете звучит так:

Сестра моя прекрасная,

Натела,

прошли года, а ты помолодела –

так чист и ясен пламень глаз

твоих...

Возьми родную речь, горбушку

хлеба,

и эти облака, и это небо

и раздели на нас, на шестерых.

Вот заповедь ушедшего поэта,

чья песня до конца еще

не спета.

Сестра моя, все – только

впереди!

Пускай завистникам пока

неймется...

Галактион когда-нибудь

вернется,

он просто задержался по пути.

Средь океана слов и фраз

напрасных,

не столь прекрасных, сколько

безопасных,

как острова, лежат его слова,

спешит перо как будто

пред грозою...

Его глаза подернуты слезою:

поэты плачут – нация жива.

Но я его, хоть убей, помню таким:

Сестра моя прекрасная,

Натела,

прошли года, а ты помолодела –

так чист небесный пламень глаз твоих...

Смешай родную речь, краюшку

хлеба,

надежды и сомнения, и небо

и раздели на нас, на семерых.

Вот суть любви ушедшего

поэта,

чья песня до сих пор еще

не спета.

Сестра моя, все – только

впереди!

Надгробья холодны, душе

неймется...

Галактион когда-нибудь

вернется,

он просто задержался

по пути.

Средь океана слов и фраз

напрасных,

не столь прекрасных, сколько

безопасных,

как острова, лежат его слова,

спешит перо как будто пред

грозою...

Его глаза подернуты слезою:

поэты плачут – нация жива.

Ничего, ничего я в этой редакции моего любимого стихотворения не принимаю! Душа моя не соглашается даже на эту вроде бы совсем уж незначительную замену «семерых» на «шестерых». Ну ни в какую! «Ну, это твои проблемы», – скажете вы и будете неправы. Если б дело касалось одного меня, я б, так уж и быть, смолчал. Поскулил бы, может быть, где-нибудь в своем уголке, тем дело бы и ограничилось. «Единица – вздор, единица – ноль», – думаете, я не помню этих слов Маяковского? Но в том-то и дело, что я не один. История знает немало подобных случаев. «Борис сошел с ума», – известная фраза Анны Ахматовой, узнавшей, что Пастернак собирается обновить свой «Сад» – тот самый, который «Ужасный, капнет и вслушивается, все он ли один на свете».

О, как я сочувствую тем, беззаветно преданным Пастернаку читателям 30-х годов, которые ужаснулись его бесцеремонному вмешательству в свои же собственные ранние вещи, как понимаю тех, кто не смог пережить, что «солнце, садясь, соболезнует мне» уже не потому, что «с матрацев глядят, не моя ли платформа», а совсем по иной причине. Я б, наверное, и сам умер, если б жил в то время и узнал, что он собирается что-то в этой строфе изменить.

А бывают случаи еще более прискорбные. Бывает, что несчастному читателю некому даже предъявить свои претензии. Бывает, он сам неправильно прочтет какую-нибудь строку и полюбит ее навсегда в таком искаженном виде. А потом, когда узнает правду, кого, скажите, ему обвинять, чтобы хоть немного утешить свою скорбь? И хотя для какого-нибудь ревнивого читателя любой поэт – потенциальный преступник, как любой мужчина – потенциальный преступник для какой-нибудь неукротимой феминистки, ничего ему тогда не остается, как только кусать локти самому себе.

Как раз такое вот злоключение стряслось однажды с Владимиром Солоухиным. Он неправильно прочел и в таком неправильном виде навсегда полюбил одну строфу Марины Цветаевой. Потом уже, узнав правду, страшно возмутился (как я его понимаю!) и утверждал, что его неверный вариант гораздо лучше оригинала. Я люблю цветаевский оригинал, солоухинский вариант кажется мне гораздо более слабым, но еще раз повторю: как я его понимаю! Вот в этом знаменитом стихотворении Цветаевой, которое вы, конечно, знаете, вместо строфы:

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

он прочел:

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была прохожей,

Прохожий, остановись!

...Когда-нибудь я, может, займусь исследованием этого вопроса, если какой-нибудь дотошный литературовед не опередит меня и не составит подробную антологию всех этих возмутительных, а иногда даже трагических случаев, а сегодня в рамках газетной статьи ограничусь этими эпизодами. Надеюсь, и этого хватит, чтобы хоть немного развеять вашу скуку. На что-то большее я уж не претендую.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
555
Он человек порядочный

Он человек порядочный

Виктор Леонидов

Почти тысяча писем академика Дмитрия Лихачева

0
3704
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
5332
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
3388

Другие новости