Я слышал музыку небес… Фото Евгения Лесина
«В России надо жить долго», – обронил в середине XIX века знаменитый издатель Суворин, а в середине XX века подхватил писатель Чуковский, убедившись в точности этой житейской мудрости. 100 лет назад… Кажется, необозримо, неохватно, а на самом деле – все близко, одно рукопожатие, и вот же он – наш дорогой юбиляр Александр Михайлович Ревич, блистательный переводчик, большой русский поэт, учитель, наставник, титан духа. Еще не стерлись, не выцвели воспоминания десятилетней давности о творческом вечере к 90-летию мэтра. Переполненный зал Центрального дома литераторов: телевидение, журналисты, друзья, писатели, студенты Литинститута и многочисленные (тогда еще!) зрители, любители поэзии. Как держится! Как вдохновенно и доверительно звучит незабываемый баритон! И читает наизусть!
К литературе Ревича долго не подпускали, переводов не предлагали, хоть и выпускник Литинститута, любимец Сельвинского и Антокольского, но – биография?! Фронтовик с первого дня войны, кавалерист, но ведь – и немецкий плен, и немецкий голодный лагерь, откуда удалось бежать, и потом по тонкому ноябрьскому льду ночного Азовского моря, рискуя жизнью, ползком к своим, а свои – без колебаний, с большевистской безоглядностью приговорили к расстрелу, которого он чудом избежал. И его, солдата штрафбата, бросили на защиту Сталинграда, чтобы «кровью смыть преступление». Но и в кровавом сталинградском котле сумел выжить трижды раненый, сын белогвардейского офицера, беспартийный еврей…
Никакой московской прописки. Никакого высшего образования. Но жизнь была дарована свыше, как спустя 60 лет сказано в «Поэме дороги»:
В ночь, когда нас бросили
в прорыв,
был я ранен, но остался жив,
чтоб сказать хотя бы
о немногом.
Я лежал на четырех ветрах,
молодой безбожный
вертопрах,
почему-то береженный Богом.
После такого нельзя не стать поэтом. И об этом написал Евгений Евтушенко: «Он достойно выдержал многолетние испытания на стойкость духа. …Он не сломался и, словно в блаженной лихорадке, стал наконец заниматься самым мучительным переводом – своей собственной души. И она воскресала, освобождаясь ото всего, что ей не давало быть собой. Он дважды одержал победу: в 1945-м вместе со всеми и через годы – совсем один».
Тема войны – одна из главных в творчестве Ревича, но писать и рассказывать о войне не любил: «Вспоминать войну непереносимо: слишком много высокого и низкого пришлось увидеть. Бой, особенно ближний, тем более рукопашный бой, не поддается связному словесному выражению. В бою мы находимся скорее в бессознательном состоянии. Как бы в отключке. Вся моя остальная жизнь накладывалась на пережитую войну. Вся! Господь меня уберег. Может, для того, чтобы я написал свою Книгу жизни».
Когда вперед рванули танки,
кроша пространство,
как стекло,
а в орудийной перебранке
под снегом землю затрясло,
когда в бреду, или, вернее,
перегорев душой дотла,
на белом, черных строк чернее,
пехота встала и пошла,
нещадно матерясь и воя,
под взрыв, под пулю,
под картечь,
кто думал, что над полем боя
незримый ангел вскинул меч?
Но всякий раз – не наяву ли? –
сквозь сон, который год подряд
снега белеют, свищут пули,
а в небе ангелы летят.
Судьба Александра Ревича – это роман-эпопея в стихах и поэмах, высшее мерило и смысл которых – поэзия и правда. Лучшие стихотворения и поэмы появились, когда автору перевалило за 70 и память диктовала строки, отдающие звоном тютчевской бронзы.
Я прохожу сквозь жизнь, сквозь
все пласты,
сквозь тишину и гром, сквозь
все событья,
сквозь взорванные зданья
и мосты,
и не пытаюсь ничего забыть я.
Лирические стихотворения – и военные, и библейские – афористичны, прозрачны, наполнены трагизмом событий, страданий и удивлением чуду жизни.
Фирменная визитка Ревича – маленькие поэмы, к которым Александр Михайлович относился с большим трепетом. Их немало – 33. Сакральное число. Поэмы-сны, поэмы-видения, поэмы-воспоминания. Особый жанр, усвоенный Ревичем из уроков Сельвинского. Они захватывают острым сюжетом, «воспаленным лиризмом» и, конечно, присутствием духа, не покидавшего Ревича: «Забываю о плоти, только духом живу». Поэма «Последнее совпадение» написана за две недели до ухода поэта в 2012 году.
Феномен личности Ревича, человека-легенды, не только в физическом долголетии, но и в длительном плодотворном развитии.
Я смыслы образов и звуков
множил,
так семь десятков лет
на свете прожил
и только на восьмом
заговорил.
Ревич не стал стариком даже в 90 лет, сохранив в себе что-то мальчишеское и вольтеровское. «Позднее яблочко», – говорил он о себе. Резкий в мнениях и жестах, максималист, с синими глазами, он влюблялся в чужие стихи – редкий дар для поэта, любил открывать людей и умел их жалеть. Заботился, помогал с изданиями книг и публикациями, пристраивал на работу, искал врачей, одалживал деньги, выдавал замуж. Для многих, предпочитающих беглое малоформатное общение, Александр Михайлович был неудобно крупной личностью и крепко держал свой круг – пестрый, разновозрастный, разбросанный по миру. Кто относился к кругу Ревича? Поэты, переводчики, прозаики, литературоведы, художники, студенты, священники, врачи и чистой воды графоманы.
Многие годы Александр Михайлович вел семинар переводчиков в Литинституте. Студенты боготворили профессора. Для большинства из них встреча и общение с такой крупной и яркой личностью стала событием в жизни. Так же как и появление Ревича в редакции «Дружбы народов», единственного журнала, где он печатался.
Знавший французский и польский, латынь и ловивший на слух славянские языки, Ревич особенно любил и знал французскую и польскую поэзию. Он открыл и перевел гениального поэта и воина – Агриппу д’Обинье. Вживаясь в другую эпоху и другую страну, перевоплощаясь, Ревич замечал, что у него даже характер изменился, стал таким же упрямым, как у Агриппы, и почерк стал напоминать округлую старофранцузскую вязь. За перевод «Трагических поэм», за этот 10-летний переводческий подвиг Ревич в 1998 году получил Государственную премию. Кроме Агриппы, Ревич подарил русскому читателю Верлена, Рембо, Бодлера, Мицкевича, Словацкого, Галчинского, Тувима и многих других поэтов. «Только гениев и стоит переводить, тянуться за ними», – часто повторял он. И однажды признался: «Ведь это Агриппа привел меня к Богу, что гораздо ценней, чем Государственная премия».
После Агриппы начались библейские стихи – как молитвы, спустившиеся с небес. Этим тихим светом было озарено плодотворное творческое долголетие, удивительное не только для читателей, но и для самого поэта:
К югу ушли перелетные
птицы,
прочь от пожаров умчался
Пегас.
Тысячи душ, не умевших
молиться,
как мне, скажите, молиться
за вас?
Поэту, со смирением сказавшему «даже неуслышанный, не сетуй, говори в пространство, говори», отзывались иные пространства.
Теряя слух, теряя вес,
душа едва держалась в теле.
Я слышал музыку небес,
и это было в самом деле.
Но как могу я передать
ту сладость звука, ту истому,
ту неземную благодать,
что чувствовать нельзя
живому?
Эпиграфом к жизни и творчеству Александра Ревича стал эпиграф к его книге «Чаша»:
Беспроволочный телеграф
души
сигналы шлет в распахнутую
бездну,
в иные времена.
И пусть исчезну –
ты, речь моя, исчезнуть
не спеши.
комментарии(0)