Майков легко выуживал читательское расположение. Иван Крамской. Аполлон Майков. 1883. Государственный Литературный музей, Москва |
Отец Аполлона Майкова был академиком живописи. Свой талант он передал своим сыновьям. В юные годы Майков намеревался сделаться живописцем. Мать поэта – Евгения Петровна Майкова – была писательницей. Дом Майковых cтал своего рода литературным кружком, который посещали Иван Гончаров, Иван Панаев, Владимир Бенедиктов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Федор Достоевский.
Майков получил прекрасное домашнее, а позже и университетское образование. Он окончил юридический факультет Петербургского университета. В награду за свою первую книгу по распоряжению императора Николая I был направлен в Италию.
В 1844 году после возвращения из-за границы, где он посетил Италию, Францию, Саксонию и Австрийскую империю, Майков стал сотрудником Румянцевского музея в Москве и вошел в состав так называемого Комитета иностранной цензуры, занимавшегося отбором иностранных книг для перевода на русский язык. В состав комитета входили также Яков Полонский и Федор Тютчев.
Как и Достоевский, Аполлон Николаевич в те годы придерживался либеральных взглядов. Был хорошо знаком с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым, Тургеневым, хотя и не всегда разделял их взгляды. Как и Достоевский, с которым Аполлон Майков находился в активной переписке, он входил в состав кружка Михаила Петрашевского, который посещали также Михаил Глинка, Алексей Плещеев, Михаил Салтыков-Щедрин.
Однако довольно скоро Аполлон Николаевич вышел из его состава.
В годы ожесточенной борьбы в России между западниками и славянофилами Аполлон Майков встал на сторону славянофилов и перешел в лагерь консерваторов. Как истинно русский человек, Майков всегда был патриотом России. В одном из своих писем Алексею Писемскому он писал:
«Тысячу раз благословляю провидение, что оно родило меня русским и дало жизнь в нынешнее время! На нас, писателях, лежит великий долг увековечить то, что мы видели и чувствовали вместе со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутим всякому».
Все творчество Аполлона Майкова свидетельствует о том, что его всегда волновали исторические и философские проблемы, судьбы народов и целых цивилизаций. Стихи его печатались в России большими тиражами в самых популярных русских журналах. Его циклы «Отзывы истории» и «Века и народы», эпосы о Городце на Волге – месте кончины Александра Невского, Сказание о Петре Великом и Ломоносове, о преданиях Северного края, Стрелецкие сказания о царевне Софии Алексеевне, «О времени войны 1877–1878 гг.», «О 1812 годе» и, наконец, известное стихотворение «У гроба Грозного» воспринимались в России с большим интересом и воодушевлением.
Через все творчество Аполлона Майкова красной нитью проходят идеи государственного единства России, значение монархии и православия. Об этом, в частности, свидетельствует стихотворение Майкова «У гроба Грозного», опубликованное поэтом в 1887 году:
Средь царственных гробов
в Архангельском соборе
На правом клиросе есть гроб.
При гробе том
Стоишь невольно ты
с задумчивым челом
И с боязливою пытливостью
во взоре...
Тут Грозный сам лежит!..
Последнего суда,
Ты чуешь, что над ним судьба
не изрекала;
Что с гроба этого тяжелая
опала
Еще не снята; что, быть
может, никогда
На свете пламенней души
не появлялось...
Она – с алчбой добра – весь век
во зле терзалась,
И внутренним огнем сгорел он...
До сих пор
Сведен итог его винам
и преступленьям;
Был спрос свидетелей;
поставлен приговор, –
Но нечто высшее всё медлит
утвержденьем,
Недоумения толпа еще полна,
И тайной облечен досель сей
гроб безмолвный...
Вот он!.. Иконы вкруг. Из узкого
окна
В собор, еще святых
благоуханий полный,
Косой вечерний луч на темный
гроб упал
Узорной полосой
в колеблющемся дыме...
О, если б он предстал – теперь
– в загробной схиме,
И сам, как некогда, народу речь
держал:
«Я царство создавал – и создал,
и доныне, –
Сказал бы он, – оно стоит –
четвертый век...
Судите тут меня. В паденьях
и гордыне
Ответ мой – Господу; пред ним
– я человек.
Пред вами – Царь! Кто ж мог
мне помогать?.. Потомки
Развенчанных князей, которым
резал глаз
Блеск царского венца, а старых
прав обломки
Дороже были клятв и совести?..
Держась
За них, и Новгород: что он
в князьях, мол, волен!
К Литве, когда Москвой стеснен
иль недоволен!
А век тот был, когда
венецианский яд,
Незримый как чума,
прокрадывался всюду:
В письмо, в причастие,
ко братине и к блюду...
Княгиня – мать моя – как
умерла? Молчат
Княжата Шуйские...
Где Вельский? Рать сбирает?
Орудует в Крыму и хана
подымает!
Под Серпуховом кто безбожного
навел
На своего Царя и указал
дорогу?
Мстиславский? Каешься?..
А Курбский? Он ушел!
«Не мыслю на удел», – клянется
мне и Богу,
А пишется в Литве, с панами
не таясь,
В облыжных грамотах
как «Ярославский князь»!
Клевещет – на кого ж? На самоё
Царицу –
Ту чистую, как свет небесный,
голубицу!..
Всё против!.. Что же я
на царстве?.. Всем чужой?..
Идти ль мне с посохом
скитаться в край из края?
Псарей ли возвести в боярство
– и покой
Купить, им мерзости творить
не возбраняя,
И ненавистью к ним всеобщей
их связать
С своей особою?.. Ответ кто ж
должен дать
За мерзость их, за кровь?..
Покинутый, болящий,
Аз – перед Господом, аз – аки пес
смердящий
В нечестьи и грехе!..
Но Царь пребыл Царем.
Навеки утвердил в народе
он своем,
Что пред лицом Царя, пред
правдою державной
Потомок Рюрика, боярин, смерд
– все равны,
Все – сироты мои.
И царство создалось!
Но моря я хотел! Нам нужно
насажденье
Наук, ремесл, искусств, все с боя
брать пришлось!
Весь Запад завопил; опасно
просвещенье
Пустить в Московию!
Сам кесарь взор возвел
Тревожно на небо: двуглавый
наш орел
Уже там виден стал, и занавесь
упала,
И царство новое пред их очами
встало...
Оно не прихотью явилося
на свет.
В нем не одной Руси спасения
завет:
В нем Церкви истинной хоругвь,
и меч, и сила!
Единоверных скорбь, чтоб быть
ему, молила –
И – бысть!.. Мой дед, отец
трудилися над ним,
Я ж утвердил навек – хоть сам
раздавлен им...
Вы всё не поняли?.. Кто ж понял?
Только эти,
Что в ужасе, как жить
без государства, шли
Во дни великих смут, с крестом,
со всей земли
Освобождать Москву...
Моих князей же дети
Вели постыдный торг с ворами
и Литвой,
За лишние права им жертвуя
Москвой!..
Да! Люди средние и меньшие,
водимы
Лишь верою, что Бог им учредил
Царя
В исход от тяжких бед,
что Царь, лишь Им судимый,
И зрит лишь на Него, народу суд
творя, –
Ту веру дал им я, сам Божья
откровенья
О ней исполнятся в дни слез
и сокрушенья...
И сей священный огнь доныне
не угас:
Навеки духом Русь с Царем
своим слилась!
Да! Царство ваше – труд,
свершенный Иоанном,
Труд, выстраданный им
в бореньи неустанном.
И памятуйте вы: все то, что
строил Он, –
Он строил на века! Где – взвел
до половины,
Где – указал пути... И труд был
довершен
Уж подвигом Петра, умом
Екатерины
И вашим веком...
Да! Мой день еще придет!
Услышится, как взвыл
испуганный народ,
Когда возвещена Царя была
кончина,
И сей народный вой над гробом
властелина –
Я верую – в веках вотще
не пропадет,
И будет громче он, чем этот
шип подземный
Боярской клеветы и злобы
иноземной...
По жанрам и циклам Майков является одним из самых разнообразных поэтов. Его поэтическое наследие включает лирику, поэмы, драмы разных жанров – любовных, философских, политических. Так, Аполлон Николаевич является автором поэтического перевода «Слова о полку Игореве» (1860–1870-е годы).
Он певец русской природы. Его стихи «Весна», «Под дождем», «Рыбная ловля», «Ласточки» занимают особое место в русской поэзии.
Владея профессионально несколькими европейскими языками, он стал переводчиком западной поэзии и прозы на русский язык. В его авторстве вышли переводы Генриха Гейне, Иоганна Вольфганга Гёте, Генри Лонгфелло, Адама Мицкевича, Эсхила, Петрарки, Фридриха Шиллера, переводы-переделки с чешского, новогреческих песен, из скандинавских саг, фольклора.
Майкова привлекали сильные исторические личности, обладавшие большим духовным потенциалом, такие как князь Игорь в «Слове о полку Игореве», лица, прославленные в эпосе «Бальдур» по сказаниям скандинавской Эдды, чешский просветитель Иоанн Гус и др. Аполлон Майков почтил своими стихами великих деятелей русской культуры. Его стихи были написаны к юбилею Александра Пушкина, Николая Карамзина, Василия Жуковского, Ивана Крылова и многих других.
Особое место в поэзии Аполлона Майкова занимает монархическая тема. О смысле и значении царской власти в России писали многие его современники, в том числе Василий Ключевский, Достоевский, Николай Федоров, Сергей Булгаков, Василий Розанов, Константин Победоносцев, Иван Ильин, Тютчев, Лев Тихомиров, Михаил Нестеров, Василий Суриков, Иван Цветаев и многие-многие другие.
Цикл стихотворений Аполлона Майкова посвящен Ивану Грозному, Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II.
После Крымской войны, когда на императора Николая I обрушилась с обвинениями в поражении России значительная часть тогдашнего литературного сообщества, Аполлон Николаевич, один из немногих, встал на защиту императора, чем, впрочем, навлек на себя критику своих современников, в том числе Некрасова, Тургенева, Александра Дружинина и др.
Свою поддержку императору он выразил в стихах:
Когда по улице, в откинутой
коляске,
Перед беспечною толпою едет
он,
В походный плащ одет,
в солдатской медной каске,
Спокойно-грустен, строг
и в думу погружен, –
В нем виден каждый миг
державный повелитель,
И вождь, и судия, России
промыслитель
И первый труженик народа
своего…
Поэт был потрясен событиями 1 марта 1881 года. Террористический акт, направленный против императора Александра II, был и актом против самой России и народов, населявших ее обширные пространства.
О Царь возлюбленный.
О, будь и по кончине
Ты нам хранителем!
Да будет нам отныне
Кровавый образ Твой –
И нашей пустоты,
И нашей шаткости навек
во облаченье,
– написал поэт в трагические мартовские дни 1881 года.
Катастрофа с императорским поездом 17 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом, когда чуть не погибла вся императорская семья Александра III, глубоко взволновала Майкова. Личность императора Александра III была высоко оценена Майковым, о чем свидетельствуют стихи, ему посвященные:
Воскресла духом Русь –
сомнений мрак исчез.
И то, что было в ней лишь
чувством и преданьем,
Как кованой броней закреплено
сознаньем,
Он ложь, и неприязнь, и лесть
и злые страсти
Смирил и победил лишь правдой
и добром.
Он возвеличил Русь, свой подвиг,
ни единой
Не омрачив враждой, не требуя
похвал
И – тихий праведник –
пред праведной кончиной
Как солнце в небесах, над миром
просиял!
Многие стихи Аполлона Майкова были положены на музыку русских композиторов: Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова.
Ко дню коронации императора Александра III Аполлоном Майковым была написана кантата «Москва» на музыку Чайковского, исполненная на обеде в Кремлевском дворце 15 мая 1883 года.
В наши дни кантата не раз исполнялась в торжественные дни славянской письменности, проходящие ежегодно на Красной площади в Москве.
Религиозная тема также занимает особое место в поэзии Аполлона Николаевича Майкова. В этом смысле особый интерес представляет цикл стихов, посвященных, в частности, религиям. Стихотворение Аполлона Майкова «Западная Русь» посвящено западнорусским братствам и рассказывает о положении православного населения западных окраин Российской империи, где западное католичество постепенно наступало на православие.
Великолепные костелы.
Где блещет яхонт и янтарь,
И раззолоченный, тяжелый,
Огнями залитый алтарь.
Паны коленопреклоненны,
Ксендз, потрясающий крестом,
Вопят в молитве
исступленной:
«Да грянет Бог своим судом!
Да окрылит на бой их рати
Против московских мужиков,
Что в сонмы европейской знати
Взошли по лестнице чинов!
Да снова Речи Посполитой
Он даст им гордые права, –
И не смутит уж хлоп забитый
Панов веселых торжества!..»
А там, вдали, другие храмы –
Лачуги с погнутым крестом!
Там хлопы молятся,
там – хамы,
С их подлым русским языком!
Там – гниль и ветошь! мрак
и сыро!
И причащается там хлоп
Из оловянного потира,
И в крашенинной ризе поп!
Но духом церкви первобытной
Все дышит в бедных здесь
стенах,
И так же бродит ненасытный,
Вкруг этих стен, исконный враг;
И эти верные, всечасно
Дрожа за ветхий свой алтарь,
О том лишь молят, молят
страстно –
Чтоб вспомнил их и Русский
Царь,
И русский люд, перед которым
Вотще слеза не пролита,
Который, под земным позором,
В убогом нищем чтит
Христа…
Светлым осознанием значения для русского человека православной веры проникнуто стихотворение Майкова «Завет старины», написанное им в 1880 году.
Снилось мне: по всей России
Светлый праздник – древний
храм,
Звон, служенье литургии,
Блеск свечей и фимиам, –
На амвоне ж, в фимиаме,
Точно в облаке, стоит
Старцев сонм и нам, во храме
Преклоненным, говорит:
«Труден в мире, Русь родная,
Был твой путь; но дни
пришли –
И, в свой новый век вступая,
Ты у Господа моли,
Чтоб в сынах твоих свободных
Коренилось и росло
То, что в годы бед народных,
Осенив тебя, спасло.
Чтобы ты была готова –
Сердце чисто, дух велик –
Стать на Судище Христово
Всем народом каждый миг;
Чтоб, в вождях своих сияя
Сил духовных полнотой,
Богоносица святая,
Мир вела ты за собой
В свет – к свободе бесконечной
Из-под рабства суеты,
На исканье правды вечной
И душевной красоты...»
комментарии(0)