Игорь Волгин. На фоне Достоевского. Фото Екатерины Маевской
Все начиналось в не такие уж и далекие девяностые годы, когда девятый вал реформаторства, разрушивший государство, прошелся и по всему культурному полю. Разорвались на куски и распались казавшиеся несокрушимыми Союзы писателей, художников, кинематографистов и прочие столпы и основы советской культуры. А уцелевшие и оставшиеся на плаву авторы стали цепляться за спасительные обломки, за плоты вновь создаваемых объединений, ассоциаций, академий и фондов, которые тогда росли как грибы. «Плохая им досталась доля…» – большинство из них канули в мутных рыночных водах.
Однако среди вновь возникавших объединений был и Фонд Достоевского, созданный в 1997 году писателем и историком Игорем Волгиным, посвятившим большую часть своей жизни исследованиям жизни и творчества автора «Братьев Карамазовых». Вероятно, провиденциальным было то, что в основу создания фонда легло творчество самого известного в мире и самого читаемого русского писателя.
Фонд Достоевского – общественная некоммерческая организация, объединяющая представителей творческой и научной интеллигенции, имеющая обширные связи с коллегами в России и за рубежом. Корабль как назовешь, так он и поплывет. И он поплыл. Достаточно сказать, что в совет фонда вошли: Евгений Евтушенко, Лев Аннинский, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Евгений Бунимович, Святослав Бэлза, Андрей Вознесенский, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Дмитрий Лихачев, Юнна Мориц, Евгений Рейн и др. Одной из основных задач фонда стала организация литературного, и даже шире – общекультурного процесса на постсоветском пространстве.
Учитывая, что ситуация в начале 2000-х стала более или менее улучшаться, а писатели и ученые почувствовали внутреннюю потребность во взаимных контактах и общении, возникла идея проведения соответствующего форума, которым и стал прошедший в 2001 году международный симпозиум «Достоевский в современном мире». Успех первого форума вдохновил на проведение в Москве в 2004 году более расширенного мероприятия: I международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте», где предметом исследования сделалась уже вся отечественная словесность – от «Слова о полку Игореве» до наших дней. К радости устроителей, на приглашение откликнулись не только исследователи из большинства регионов России, но и многие писатели и ученые из стран ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Франции, США, Израиля, Канады и многих других. Шел процесс осмысления великого наследия русской классической поэзии и прозы, места писателя в современном мире. Особенно ярко прозвучали доклады таких ныне уже кажущихся легендарными фигур, как Георгий Гачев и Григорий Померанц. В центре внимания – русская философская и религиозная мысль. Последующие форумы стали получать все большее и большее литературное наполнение.
Второй конгресс состоялся в 2006 году, третий – в 2009-м, четвертый – в 2012-м, пятый – в 2014-м. Они проходили в подмосковных пансионатах. Несколько сотен ученых (а также писателей и поэтов) из десятков стран приняли в них участие.
По итогам каждого конгресса издаются объемные сборники научных докладов и литературных произведений, появилось масса публикаций в центральных и зарубежных СМИ, развернулись бурные дискуссии в социальных сетях. Места проведения форума менялись, но оставалась неизменной атмосфера: взаимное уважение к иной точке зрения, пусть даже и не всеми разделяемой. Это едва ли не единственная площадка в России, где интеллектуалы, принадлежащие к самым различным, порой прямо противоположным направлениям общественной мысли, могут найти общий язык. Конечно, прежде всего это заслуга Игоря Волгина, чей научный, литературный и не в последнюю очередь моральный авторитет позволяет ему быть исключительной, объединяющей фигурой в нашем культурном пространстве.
Усилия фонда были поддержаны отделением историко-филологических наук РАН, Институтом мировой литературы РАН, Институтом русской литературы (Пушкинского дома) РАН, Институтом русского языка им. Виноградова РАН, Литературным институтом им. А.М. Горького, русским ПЕН-центром, факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Надо сказать, что большинство выступающих весьма далеки от убаюкивающего благодушия и довольно остро обсуждают насущные и до сих пор не решенные проблемы гуманитарного сообщества – снижение тиражей, падение уровня образования, потерю интереса молодежи к классическому литературному наследию, засилье информационного мусора в СМИ.
Не менее заинтересованно обсуждаются и сугубо научные проблемы. Один из конгрессов был посвящен роли женщины в российской литературе и жизни. Тема представилась очень и очень актуальной, особенно в связи с кризисом традиционной семьи и проблемами воспитания детей. Седьмой конгресс, прошедший в подмосковном пансионате «Сосны» весной 2017 года, касался темы «Литература и кинематограф: длящийся диалог?». Кроме внушительного, как всегда, как по географии, так и по литературной значимости писательского и научного состава присутствовали известные режиссеры, сценаристы и кинокритики – Павел Лунгин, Вадим Абдрашитов, Кшиштоф Занусси, Лев Прыгунов, Кирилл Разлогов, Кама Гинкас, Борис Галкин, Аристарх Ливанов, Виталий Манский и многие другие. Речь шла о языке кино и языке литературы, о соотнесении их художественных возможностей, об экранизации литературных произведений и пределах возможных интерпретаций. О том – где она, та грань, за которой свобода режиссерской фантазии становится убийственной для литературного произведения. Ведь не секрет, что кинематограф играет едва ли не ключевую роль в формировании образа страны и закреплении в общественном сознании национальных приоритетов. Катализатором таких дискуссий стала демонстрация новых фильмов, представленных режиссерами-участниками.
Конечно, всем запомнились долгие ночные разговоры «в гостях у Волгиных», где 84-летний Евгений Евтушенко (это был его последний приезд в Россию) читал стихи и с едва ли не юношеским пылом толковал о поэзии.
VIII Международный конгресс «Литература и политический процесс в России: историко-культурный аспект», проходивший 22–25 апреля 2018 года в подмосковном пансионате «Сосны», не мог не затронуть как текущей политической ситуации, так и вообще – преломления политики в русской литературе. Были определены основные направления: «Писатель и власть»; «Национальное самосознание и литература»; «Пушкин, Достоевский, Л. Толстой как политические писатели» и т.д. Серьезный интерес вызвали доклады и выступления Рене Герра, Владимира Вигилянского, Натальи Ивановой.,Валерия Попова, Михаила Веллера, Анатолия Кима, Анастасии Гачевой, Михаила Любимова и др. Эти дискуссии по своему уровню и интеллектуальной насыщенности продемонстрировали в значительной мере еще не востребованный потенциал российского гуманитарного сообщества.
И тут возникает вопрос. Достоевский является, как уже говорилось, самым известным в мире русским писателем, своего рода символом и «брендом» России. Он, как показывает опыт Фонда Достоевского, может стать центром, объединяющим мировое культурное сообщество. Для продвижения своей культурной политики многие государства создают мощнейшие структуры с государственной поддержкой, действующие в различных странах. Возьмем, например, Институт Гёте или Институт Сервантеса с их отделениями по всему миру. А что у нас? Практически ничего. Сколь ни удивительно, у нас нет мощного и действенного инструмента международной культурной политики. Почему бы и в России не создать Институт Достоевского на базе одноименного фонда, который фактически уже превратился в такую институцию и имеет точки опоры и сторонников во всем мире. И эта институция организовалась не по чьей-то указке, а лишь на основе энтузиазма и таланта подвижников, их неподдельного интереса к творчеству великого писателя. Эта система горизонтальных связей сложилась естественным образом – не для продвижения товаров, а для продвижения русской культуры. Стоило бы серьезно подумать о придании Фонду Достоевского реального государственного статуса и использовать его наработанные возможности для продвижения русской культуры на Западе и Востоке. Качественная основа для этого уже есть, нужна только государственная воля. Это тем более актуально в преддверии грядущего юбилея великого писателя (1821–2021). А создание Института Достоевского, безусловно, значительно повысит роль нашей страны и возможности в мировом диалоге культур.
«Достоевский совпадает с Россией как таковой, – заканчивает одну из своих книг Игорь Волгин, – с Россией онтологической – с той, которая пребывает... Он есть задача неисполнимая, однако же требующая решения».
комментарии(0)