0
3972

09.08.2018 00:01:00

Достоевский, совпавший с Россией

Автор «Братьев Карамазовых» может стать центром, объединяющим мировое культурное сообщество

Сергей Гловюк

Об авторе: Сергей Николаевич Гловюк – поэт, переводчик.

Тэги: федор достоевский, игорь волгин, георгий гачев, григорий померанц, евтушенко, битов, ахмадулина, искандер, разлогов, манский, лунгин, абдрашитов, занусси, фонд достоевского, конгресс


федор достоевский, игорь волгин, георгий гачев, григорий померанц, евтушенко, битов, ахмадулина, искандер, разлогов, манский, лунгин, абдрашитов, занусси, фонд достоевского, конгресс Игорь Волгин. На фоне Достоевского. Фото Екатерины Маевской

Все начиналось в не такие уж и далекие девяностые годы, когда девятый вал реформаторства, разрушивший государство, прошелся и по всему культурному полю. Разорвались на куски и распались казавшиеся несокрушимыми Союзы писателей, художников, кинематографистов и прочие столпы и основы советской культуры. А уцелевшие и оставшиеся на плаву авторы стали цепляться за спасительные обломки, за плоты вновь создаваемых объединений, ассоциаций, академий и фондов, которые тогда росли как грибы. «Плохая им досталась доля…» – большинство из них канули в мутных рыночных водах.

Однако среди вновь возникавших объединений был и Фонд Достоевского, созданный в 1997 году писателем и историком Игорем Волгиным, посвятившим большую часть своей жизни исследованиям жизни и творчества автора «Братьев Карамазовых». Вероятно, провиденциальным было то, что в основу создания фонда легло творчество самого известного в мире и самого читаемого русского писателя.

Фонд Достоевского – общественная некоммерческая организация, объединяющая представителей творческой и научной интеллигенции, имеющая обширные связи с коллегами в России и за рубежом. Корабль как назовешь, так он и поплывет. И он поплыл. Достаточно сказать, что в совет фонда вошли: Евгений Евтушенко, Лев Аннинский, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Евгений Бунимович, Святослав Бэлза, Андрей Вознесенский, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Дмитрий Лихачев, Юнна Мориц, Евгений Рейн и др. Одной из основных задач фонда стала организация литературного, и даже шире – общекультурного процесса на постсоветском пространстве.

Учитывая, что ситуация в начале 2000-х стала более или менее улучшаться, а писатели и ученые почувствовали внутреннюю потребность во взаимных контактах и общении, возникла идея проведения соответствующего форума, которым и стал прошедший в 2001 году международный симпозиум «Достоевский в современном мире». Успех первого форума вдохновил на проведение в Москве в 2004 году более расширенного мероприятия: I международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте», где предметом исследования сделалась уже вся отечественная словесность – от «Слова о полку Игореве» до наших дней. К радости устроителей, на приглашение откликнулись не только исследователи из большинства регионов России, но и многие писатели и ученые из стран ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Франции, США, Израиля, Канады и многих других. Шел процесс осмысления великого наследия русской классической поэзии и прозы, места писателя в современном мире. Особенно ярко прозвучали доклады таких ныне уже кажущихся легендарными фигур, как Георгий Гачев и Григорий Померанц. В центре внимания – русская философская и религиозная мысль. Последующие форумы стали получать все большее и большее литературное наполнение.

Второй конгресс состоялся в 2006 году, третий – в 2009-м, четвертый – в 2012-м, пятый – в 2014-м. Они проходили в подмосковных пансионатах. Несколько сотен ученых (а также писателей и поэтов) из десятков стран приняли в них участие.

По итогам каждого конгресса издаются объемные сборники научных докладов и литературных произведений, появилось масса публикаций в центральных и зарубежных СМИ, развернулись бурные дискуссии в социальных сетях. Места проведения форума менялись, но оставалась неизменной атмосфера: взаимное уважение к иной точке зрения, пусть даже и не всеми разделяемой. Это едва ли не единственная площадка в России, где интеллектуалы, принадлежащие к самым различным, порой прямо противоположным направлениям общественной мысли, могут найти общий язык. Конечно, прежде всего это заслуга Игоря Волгина, чей научный, литературный и не в последнюю очередь моральный авторитет позволяет ему быть исключительной, объединяющей фигурой в нашем культурном пространстве.

Усилия фонда были поддержаны отделением историко-филологических наук РАН, Институтом мировой литературы РАН, Институтом русской литературы (Пушкинского дома) РАН, Институтом русского языка им. Виноградова РАН, Литературным институтом им. А.М. Горького, русским ПЕН-центром, факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Надо сказать, что большинство выступающих весьма далеки от убаюкивающего благодушия и довольно остро обсуждают насущные и до сих пор не решенные проблемы гуманитарного сообщества – снижение тиражей, падение уровня образования, потерю интереса молодежи к классическому литературному наследию, засилье информационного мусора в СМИ.

Не менее заинтересованно обсуждаются и сугубо научные проблемы. Один из конгрессов был посвящен роли женщины в российской литературе и жизни. Тема представилась очень и очень актуальной, особенно в связи с кризисом традиционной семьи и проблемами воспитания детей. Седьмой конгресс, прошедший в подмосковном пансионате «Сосны» весной 2017 года, касался темы «Литература и кинематограф: длящийся диалог?». Кроме внушительного, как всегда, как по географии, так и по литературной значимости писательского и научного состава присутствовали известные режиссеры, сценаристы и кинокритики – Павел Лунгин, Вадим Абдрашитов, Кшиштоф Занусси, Лев Прыгунов, Кирилл Разлогов, Кама Гинкас, Борис Галкин, Аристарх Ливанов, Виталий Манский и многие другие. Речь шла о языке кино и языке литературы, о соотнесении их художественных возможностей, об экранизации литературных произведений и пределах возможных интерпретаций. О том – где она, та грань, за которой свобода режиссерской фантазии становится убийственной для литературного произведения. Ведь не секрет, что кинематограф играет едва ли не ключевую роль в формировании образа страны и закреплении в общественном сознании национальных приоритетов. Катализатором таких дискуссий стала демонстрация новых фильмов, представленных режиссерами-участниками.

Конечно, всем запомнились долгие ночные разговоры «в гостях у Волгиных», где 84-летний Евгений Евтушенко (это был его последний приезд в Россию) читал стихи и с едва ли не юношеским пылом толковал о поэзии.

VIII Международный конгресс «Литература и политический процесс в России: историко-культурный аспект», проходивший 22–25 апреля 2018 года в подмосковном пансионате «Сосны», не мог не затронуть как текущей политической ситуации, так и вообще – преломления политики в русской литературе. Были определены основные направления: «Писатель и власть»; «Национальное самосознание и литература»; «Пушкин, Достоевский, Л. Толстой как политические писатели» и т.д. Серьезный интерес вызвали доклады и выступления Рене Герра, Владимира Вигилянского, Натальи Ивановой.,Валерия Попова, Михаила Веллера, Анатолия Кима, Анастасии Гачевой, Михаила Любимова и др. Эти дискуссии по своему уровню и интеллектуальной насыщенности продемонстрировали в значительной мере еще не востребованный потенциал российского гуманитарного сообщества.

И тут возникает вопрос. Достоевский является, как уже говорилось, самым известным в мире русским писателем, своего рода символом и «брендом» России. Он, как показывает опыт Фонда Достоевского, может стать центром, объединяющим мировое культурное сообщество. Для продвижения своей культурной политики многие государства создают мощнейшие структуры с государственной поддержкой, действующие в различных странах. Возьмем, например, Институт Гёте или Институт Сервантеса с их отделениями по всему миру. А что у нас? Практически ничего. Сколь ни удивительно, у нас нет мощного и действенного инструмента международной культурной политики. Почему бы и в России не создать Институт Достоевского на базе одноименного фонда, который фактически уже превратился в такую институцию и имеет точки опоры и сторонников во всем мире. И эта институция организовалась не по чьей-то указке, а лишь на основе энтузиазма и таланта подвижников, их неподдельного интереса к творчеству великого писателя. Эта система горизонтальных связей сложилась естественным образом – не для продвижения товаров, а для продвижения русской культуры. Стоило бы серьезно подумать о придании Фонду Достоевского реального государственного статуса и использовать его наработанные возможности для продвижения русской культуры на Западе и Востоке. Качественная основа для этого уже есть, нужна только государственная воля. Это тем более актуально в преддверии грядущего юбилея великого писателя (1821–2021). А создание Института Достоевского, безусловно, значительно повысит роль нашей страны и возможности в мировом диалоге культур.

«Достоевский совпадает с Россией как таковой, – заканчивает одну из своих книг Игорь Волгин, – с Россией онтологической – с той, которая пребывает... Он есть задача неисполнимая, однако же требующая решения».       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Республиканцы могут получить контроль над Конгрессом

Республиканцы могут получить контроль над Конгрессом

Данила Моисеев

Американцы сделали выбор не в пользу "засидевшихся у власти" демократов

0
2121
В Конгрессе США требуют новых санкций против КНДР и России

В Конгрессе США требуют новых санкций против КНДР и России

Геннадий Петров

Переброску северокорейских войск в Европу в Вашингтоне назвали красной чертой

0
2658
Зачем Россия вспоминает прошлое

Зачем Россия вспоминает прошлое

В регионах страны документируют все новые преступления гитлеровцев

0
6332
Смерть побеждается только словом

Смерть побеждается только словом

Александр Балтин

Юрий Кувалдин жил на своем собственном материке

0
3504

Другие новости