0
8130

26.10.2017 00:01:00

Бражники и блудницы

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Геннадий Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: богема, артисты, писатели, проститутки, кабаре, серебряный век, распутин, шаляпин, дягилев


Ну а сейчас где расслабленным литераторам раствориться после заката..	Анри де Тулуз-Лотрек. Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами. 	1892. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Ну а сейчас где расслабленным литераторам раствориться после заката.. Анри де Тулуз-Лотрек. Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами. 1892. Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Мужчина, угостите даму пахитоской…»

Жизнь петербургской богемы начиналась ближе к ночи, известные поэты и безвестные беллетристы, непризнанные художники и модные музыканты кто на извозчике, кто пешком растекались по огромному каменному городу – затянутой в казенный сюртук Северной столицы в поисках наслаждений и сиюминутных приключений, которые бы разнообразили скучную дневную жизнь. К ним присоединялись правительственные чиновники и думские политики, финансисты и адвокаты. Они выезжали в театры и мюзик-холлы, рестораны и кафе на редких еще в ту пору автомобилях.

«Мужчина, угостите даму пахитоской…» – можно было услышать в любой части города, что на Английской набережной, что на Фонтанке, в центре и на окраинах, на Васильевском острове и Выборгской стороне. «Мужчина» угощал, брал «даму» под ручку и вел в ближайшие нумера. Дабы насладиться предлагаемыми прелестями.

Тонула в огнях «Вила Родэ», где кутил и беспутничал сам Распутин; в ресторане «Тулон», где инкогнито бывал один из великих князей, пели и плясали цыгане; в «Медведе», где от души гуляли прожженные газетчики «Биржевых новостей», чучело медведя с блестящими пуговками-глазами подмигивало разгулявшимся гостям. И везде была отменная кухня – французская, итальянская, русская. Щедро лилось вино «Клико», мадера и водка. Ночная публика веселилась как могла, в городе было много самых разных развлекательных заведений на любой вкус и кошелек, но не было места, где могла собираться только литературно-артистическая богема.

Которой хотелось не только пить и есть, но и поговорить.

С равными себе.

В своем кругу.

С теми, кто понимал стихи Маяковского, не шарахался в ужасе от полотен Кандинского, не устраивал скандалы на спектаклях Мейерхольда и разбирался в музыке Эрберга.

Почему «Собака»

Название пришло в голову известному уже в те годы писателю Алексею Толстому. Он, режиссер и драматург Николай Евреинов, режиссер, актер и антрепренер Борис Пронин шли по декабрьскому, заваленному снегом Невскому в поисках места для будущего кафе, по пути заглядывая в каждый подвал. Вот тогда Толстой и воскликнул: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» Спутники согласились, напоминаем, и порешили – пусть подвал так и называется «Бродячая собака».

Название было ярким, острым, метафоричным, как сказали бы сейчас, креативным.

Идея же принадлежала Пронину, он давно хотел найти место, где могли бы встречаться поэты, художники, артисты.

Подвал в конце концов нашли, но не на Невском, а на углу площади Искусств и Итальянской улицы, в доме на Михайловской, 6, который был возведен по проекту самого Карла Росси. На глазок прикинули – людей поместится немало. Быстро договорились с домовладельцем, ударили по рукам – Пронин был человек ловкий и хваткий. Оформить будущее кафе он позвал модных художников Кульбина, Судейкина и Сапунова, они украсили помещение фресками в духе входившего в моду кубизма. Разрисовали стены фигурами Пьеро, Арлекино, Коломбины, невиданными цветами и фантастическими птицами – все трое любили «Цветы зла» Бодлера и читали Блока. Мстислав Добужинский, иллюстрировавший книги Пушкина и Достоевского, нарисовал герб «Собаки», рисунок точно выразил дух будущего заведения, был одобрен и принят с восторгом.

«Собака» открылась в ночь под Новый год 1911 года. Работала с 11 вечера до последнего посетителя, сначала по средам и субботам, затем ежедневно. Последние покидали уютный подвал, в котором не только пили и ели, но читали стихи, музицировали и отчаянно спорили об искусстве, литературе, живописи, под утро, когда первые, не успевшие прийти в себя от сна дворники появлялись на Михайловской.

Первая ночь

В первую ночь на огонек съехались поэты, чьи имена были у всех на устах, – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Саша Черный; любимцы публики, балетные Карсавина, Лопухова, Фокин; композиторы и исполнители, художники и артистическая молодежь.

И окунулись в стихию свободы, неподдельного веселья, праздника и карнавала.

...с кем окунуться в дебаты о природе вещей...	Меммо ди Филипуччи. Эротическая сцена. 1300–1310. Фреска. Дворец де Подеста, Сан Джиминьяно
...с кем окунуться в дебаты о природе вещей... Меммо ди Филипуччи. Эротическая сцена. 1300–1310. Фреска. Дворец де Подеста, Сан Джиминьяно

На следующий день Ахматова напишет ставшие знаменитыми стихи:

Все мы бражники здесь, 

блудницы,

Как невесело вместе нам!

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:

Что там, изморозь или гроза?

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

(Аpropos – через 35 лет (!), 16 августа 1946 года, эти стихи аукнутся поэту в докладе секретаря ЦК ВКП (б) А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»: услужливые референты, ни черта не понимающие в поэзии, отождествят лирическое «я» с самим поэтом, для полноты картины присовокупят «монахиню» из стихотворения 1921 года «А ты думал – я тоже такая» («Чудотворной иконой клянусь…»), что позволит сталинскому идеологу дать марксистско-ленинскую характеристику Ахматовой: «Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой», которая фактически наложит запрет на ее имя еще на несколько десятилетий).

«Здесь цепи многие 

развязаны…»

...что, в конце концов, выпить? 	Эдуард Мане. Угол Кафе-концерт. 1878–1880. Национальная галерея, Лондон
...что, в конце концов, выпить? Эдуард Мане. Угол Кафе-концерт. 1878–1880. Национальная галерея, Лондон

В «Собаке» было царство духовной свободы. И она привлекала богему – здесь свои были среди своих, посетители играли и разыгрывали самих себя, жизнь на глазах превращалась в театр, театр становился жизнью. Это был чистый модерн, эстетика которого презирала и отвергала любые установившиеся правила.

Вчера посетители наслаждались представлением Михаила Кузмина «Вертеп кукольный», сегодня внимали стихам Николая Гумилева («Когда вступила в спальню Дездемона,/ Там было тихо, душно и темно,/ Лишь месяц любопытный к ней в окно/ Заглядывал с чужого небосклона…»), и никто не знал, что будет завтра – диспут, который затеет молодой, брызжущий витальностью Виктор Шкловский, только-только издавший «Воскрешение слова», или вечер танца Карсавиной, покорившей на гастролях с русским балетом Дягилева всю Европу.

О чем только не спорили посетители «Бродячей собаки»!

Поэт и прозаик, «мистический анархист» Георгий Чулков интересовался психологией искусства, его мучали «демоны и художники», о чем он и поведал в своей сбивчивой речи.

Выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, начинавший как символист, затем примкнувший к акмеистам и нашедший там свою истину Сергей Городецкий, конечно же, читал собравшимся доклад об этих двух литературных направлениях, распиная старых «богов» и восхваляя новых. Художник, музыкант, теоретик авангарда, создатель (вместе с Мейерхольдом) «Интимного театра» и возмутитель всяческого спокойствия Николай Кульбин жонглировал только-только входящими в моду словами – Маринетти, футуризм, кубизм и уж совсем мало кому понятным – симультанность (от фр. simul tane – одновременный, то есть когда в одной композиции совмещаются разные моменты движения).

А знаменитый уже в ту пору композитор-футурист Артур Лурье читал богеме целую лекцию о течениях в современной музыке.  Учившаяся в Париже в студию Витти и академию Коларосси художник Елизавета Кругликова (которая возвела элементарную технику вырезания силуэтов из черной бумаги в ранг высокого искусства и затем прославилась этими своими силуэтами известных русских писателей – Блока, Волошина, Ахматовой, Цветаевой и др.) читала доклад о монотипии – старой художественной технике, позволяющей соединять живопись с печатью, технике, в которой она тоже добилась поразительных результатов.

И все, и всем было хорошо, легко и стильно. Все были молоды и счастливы, и никто не знал, как сложится в ближайшем будущем судьба. Да никто и не загадывал.

Иногда вечера планировали заранее, но не они определяли дух заведения, а импровизация.

Они не боялись шутить над собой и тем более над публикой. Публика отвечала тем же, в том же духе.

Именно здесь, в «Собаке», рождались многие экспромты Мандельштама, остроты Маяковского, шутки Тэффи.

Тэффи, между прочим, в рассказе «Собака» от имени «Незнакомки» поведала, как в молодости попала в эту «развеселую компанию молодой богемы», где были «начинающие поэты, непризнанные художники, вечера, посвященные эротическим темам», и незабываемые «ночи в «Бродячей собаке». Удивительное было заведение, эта «Бродячая собака», продолжала рассказчица, втягивала в себя совершенно чуждые ей элементы, втягивала и засасывала. И далее, в свойственном ей ироническом стиле описывала (естественно, с некоторыми преувеличениями) некоторых завсегдатаев кабаре, в которых можно было узнать Анну Ахматову, Михаила Кузмина и его интимного друга, художника Юрия Юркуна (Юркун выступал в рассказе под собственным именем).

В кабаре захаживали такие разные люди, как никого не щадящий в своих фельетонах редактор лучшего сатирического журнала «Новый Сатирикон», приземленный Аркадий Аверченко и критик и редактор лучшего художественного журнала «Аполлон», утонченный эстет Сергей Маковский; «громокипящий» скандалист Игорь Северянин и «будетлянин», будущий «председатель земного шара» Велимир Хлебников; поэтесса и хозяйка литературного салона, известная своими любовными похождениями Паллада Богданова-Бельская и реформатор театра, режиссер-авангардист Всеволод Мейерхольд; как будто сошедшая со своих портретов актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина и солистка петербургского Мариинского оперного театра, оперная дива Елизавета Попова. Всех объединяла принадлежность к миру искусства, богемы.

Атмосферу, царившую в «Собаке», передал поэт Михаил Кузмин в стихотворении 1913 года «Кабаре»:

Здесь цепи многие развязаны,

Все сохранит подземный зал,

И те слова, что ночью 

сказаны,

Другой бы утром не сказал.

Абсолютно точно по восприятию – «собачья» жизнь пьянила как вино, была хороша своей неопределенностью и непредсказуемостью.

Богема и «фармацевты»

Через некоторое время сюда потянулись чужие, не причастные к литературно-артистическому кругу богатые посетители с деньгами, которых манил и притягивал мир свободных людей. Их назвали «фармацевтами», их не любили, но терпели, и мирились – это они приносили доход «Собаке» и позволяли ей существовать в том виде, в каком этот богемный подвал и был задуман.

Кабаре Бориса Пронина, а его подвал можно назвать и так, было не только первым в своем роде литературно-артистическим заведением в России, но и в Европе. Здесь Петербург обогнал самого законодателя европейской моды – Париж.

Смерть «Собаки»

Так продолжалось все три года, пока «Собака» не «умерла» в марте 1915 года. Основатель этого свободного ковчега петербургской богемы Борис Пронин полагал, что это произошло из-за скандального чтения 11 февраля Маяковским стихотворения «Вам!» (1915). В зале сидели в основном «фармацевты», новоявленные самодовольные буржуа с разодетыми в шелка дамами. Поэт-бунтарь и ниспровергатель всех основ бросал в зал:

Вам, проживающим за оргией 

оргию,

имеющим ванную и теплый 

клозет!

Как вам не стыдно 

о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов 

газет?

Там были еще и такие  ныне пугающие власть предержащих строки:

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре <слово на букву «б». - «НГ-EL»> буду

подавать ананасную воду!

Поднялся женский визг, некоторые слабонервные «фармацевты» решили, что это именно про них – какой-то горлопан задел честь, не выдержали, бросились к небольшой эстраде, но Корнею Чуковскому удалось разрядить атмосферу назревающей потасовки и договориться с нагрянувшей полицией.

Это красивая, но легенда.

Стихотворение будущего «агитатора, горлана, главаря» задело только «фармацевтов», но не тогдашние проворовавшиеся власти (кстати, вы не заметили, что власть ворует всегда, везде и во все времена?), им не было стыдно ни за «ванную», ни «за теплый клозет» (и впрямь – чего стыдиться?), и угроз поэта сменить перо на фартух официанта и «подавать ананасовую воду» (ну и пусть подает, хоть <слово на букву «б». - «НГ-EL»>, хоть не <слово на букву «б». - «НГ-EL»>, кому какое дело) тем более они не боялись: вспыхнувший литературный скандал, даже приобретший политический оттенок и чуть не закончившийся банальной дракой, – не повод для закрытия кафе.

Все было гораздо проще и примитивней: градоначальнику Петербурга, князю Александру Николаевичу Оболенскому стало известно о незаконной торговле вином. Но страна воевала, сухой закон действовал с 1914 года, крепкие алкогольные напитки можно было продавать только в ресторанах. «Собака» закон нарушала, гостей в военное время было мало, надо было выживать…

Он и канцелярию воспитал все в том же спартанском духе – никакие уговоры не помогли, его чиновники не были подвержены извечной неизлечимой русской болезни, были честны, взяток не брали… и заведение закрыли.

Свидетелем закрытия был один из создателей кабаре, прекрасный художник Сергей Судейкин: в один студеный весенний день, шатаясь по городу вместе с Маяковским, Гумилевым, двумя Алексеями – писателем Толстым и художником-сатириком Радаковым, они зашли в «Бродячую собаку». «Была война… – вспоминал Судейкин, – карманы пучило от наменянного серебра. Мы сели в шляпах и пальто за круглый стол играть в карты. Четыре медведеподобных, валенковых, обашлыченных городовых с селедками под левой рукой, сопровождаемые тулупным дворником с бляхой, вошли в незапертые двери и заявили, что Общество интимного театра закрывается за недозволенную карточную игру. Так «Бродячая собака» скончалась».

То ли Судейкин забыл упомянуть в своих воспоминаниях о запрете властей на продажу в подобного рода заведениях алкоголя, то ли «медведеподобные, валенковые, обашлыченные городовые» про него картежникам сказать позабыли, тем не менее заведение по долгам  не рассчиталось, было продано с молотка и… ушло в легенду.

Превратившись со временем в уникальный феномен истории культуры не только Петербурга – России.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1271
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
804
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1487

Другие новости