0
12284

24.11.2016 00:01:00

Кнутом иссеченная Муза

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: муза, розги, крестьяне, николай некрасов, авдотья панаева, гражданин, поэт, современник, литературный журнал


фото
Вот он каков, Некрасов,
элегантен и полон дум
о крестьянах.
Фото из «Альбома августейших особ
и лиц, известных в России». 1865

Я лиру посвятил народу своему…

Некрасов «Элегия», 1874

«…Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и темными силами, а другой такой, каким создала природа».

Он же в письме к Боткину, 1855


«Вчерашний день, 

часу в шестом…»

Почти у каждого поэта есть образ, доминирующий в стихах.

У Некрасова (см. также статью о нем на с. 1 этого номера) – это кнут и Муза, Муза, иссеченная кнутом.

В 1848 году он напишет:

Вчерашний день, часу 

в шестом

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую…

Женщин на Сенной кнутом не били с 1845 года (жестокая экзекуция «Уложением о наказаниях» была отменена), но в памяти некогда виденное истязание сидело занозой. И в слове свою Музу, страдающую и гонимую, поэт запечатлеет в образе избиваемой крестьянки.

До Некрасова музы изображались как богини с лирой в руках, либо земными женщинами голубых кровей, прекрасными и эротичными. Он резко нарушил традицию:

…Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Почти через 30 лет, в 1877 году, предсмертное стихотворение «О, Муза! я у двери гроба!» закончит строками:

Не русский – взглянет без 

любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Семь мрачных лет России

В 1846 году Некрасов купил захиревший под редакторством Плетнева бывший пушкинский журнал «Современник». И возродил его с помощью Белинского. После смерти «неистового Виссариона» взял в основные сотрудники критиков Чернышевского и Добролюбова и привлек к сотрудничеству лучших писателей своего времени – Тургенева, Гончарова, Толстого. На протяжении (без малого) 20 лет «Современник» высоко держал планку – был лучшим литературным и общественно-политическим ежемесячным журналом в России.

После французской революции 1848 года «темная семилетняя ночь пала на Россию» (Герцен). И сразу же усилилась борьба со Словом. Потому что в российском государстве с незапамятных времен больше всего боялись слова – литераторов преследовали, сажали в тюрьмы, отправляли в ссылку. Анненков по приезде из Парижа в октябре 1848 года записывает: «…состояние Петербурга представляется необычайным: страх правительства перед революцией, террор внутри, предводимый самим страхом, преследование печати, усиление полиции, подозрительность, репрессивные меры без нужды и без границ… борьба между обскурантизмом и просвещением и ожидание войны. Салтыков уже сидит в крепости за свою повесть («Запутанное дело». – Г.Е.)... На сцену выступает Бутурлин (секретный цензурный комитет, наделенный особыми полномочиями, возглавил известный противник вольномыслия граф Бутурлин. – Г.Е.) с ненавистью к слову, мысли и свободе, проповедью безграничного послушания, молчания, дисциплины. Необычайные теории воспитания закладывают первые камни для тяжелого извращения умов, характеров и натур…» (пишу и думаю, Россия что – вечно обречена двигаться по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?)

Из петербургского безумия будущий пушкинист предпочел эмигрировать… в деревню. В собственное имение.

На печать был наложен запрет не только упоминать о событиях в Европе, но и переводить с французского и других языков. Запрет распространялся и на изящную словесность, и Некрасов был вынужден прервать на середине публикацию романа Жорж Санд «Леоне Леони» и задвинуть в дальний ящик сочинение аббата Прево «Манон Леско».

картина
До Некрасова музы изображались земными женщинами,
прекрасными и эротичными...
Валентин Серов. Натурщица. 1905. М., ГТГ

Не лучше обстояли дела и с отечественной литературой, писатели критического направления притихли, зато во весь голос заголосили ура-патриоты – в «Северной пчеле» Булгарин воспевал «преданность и любовь» народа к царю и Отечеству. Убеждал, что «горестные события на Западе благоприятно отразились на святой Руси» – русские только вознегодовали и еще сильнее сплотились вокруг трона. «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» публиковал стихи Глинки «На смуты Запада», Кукольника «Сила России», Жуковского «Утес среди бурного моря». В последнем о Россию-утес разбивались волны всех «мятежей и смут». Ура-патриотизм шел рука об руку с доносительством. Доносчики обращали внимание властей на политическую неблагонадежность тех или иных литераторов демократического лагеря, искренне полагая, что вершат благое дело.

Что касается публицистики, чем всегда был силен «Современник», то и здесь журналу заткнули рот – под угрозой закрытия он перестал публиковать статьи о крепостном праве.

2 декабря 1848 года Никитенко (цензор!) записал в свой дневник: «Варварство торжествует… свою дикую победу над умом человеческим, который начал мыслить, над образованием, которое начало оперяться... Произвол, облеченный властью, в апогее: никогда еще не почитали его столь законным, как ныне... всякое поползновение мыслить, всякий благородный порыв... клеймятся и обрекаются гонению и гибели».

За границей...

Николай почил в бозе в феврале 1855 года, «мрачное семилетие» кончилось, пружины государственной машины ослабли. Через год Некрасов, оставив журнал на Чернышевского, впервые вырвался за границу. Из Петербурга через Берлин в Вену. Там его ждала Авдотья Панаева. Восемь дней любви перемежались прогулками по городу, походами в театр, посещением оперы и… консультацией у знаменитого врача. Светило признало серьезное расстройство здоровья и посоветовало всю зиму провести в Италии. Некрасов совету внял, уехал в Венецию, сестре отписал: «…какая прелесть Венеция! Кто ее не видал, тот ничего не видал». Затем были Флоренция, Болонья, Рим. Вечный город восхитил – Колизей, купол Святого Петра, и нравился тем больше, чем больше он жил в нем, но мысли о России не давали покоя (с Тургеневым 9 октября 1856 года в письме поделится: «…верю теперь, что на чужбине живее видишь родину, только от этого не слаще и злости не меньше. Все дико устроилось в русской жизни, даже манера уезжать за границу, износивши душу и тело... Зачем я сюда приехал?»; в 1864-м в стихах признается: «В Германии я был как рыба нем,/ В Италии – писал о русских ссыльных…»). Затем отправились к морю, потом в Париж (с Иваном Сергеевичем отвел в разговорах душу), и в Лондон (Александр Иванович принять отказался, не мог простить его участие в деле «огаревского наследства»). Когда начался любовный раздрай, навалились тоска, злость и хандра – Панаева вела себя не лучшим образом (она «мучит его самым отличным манером», сообщал Тургенев сестре Толстого Марии Николаевне).

…и дома

Летом стали собираться на родину. 1 июля 1857 года близкому приятелю Лонгинову Некрасов напишет:

Наконец из Кенигсберга

Я приблизился к стране,

Где не любят Гуттенберга

И находят вкус в говне.

Выпил русского настою,

Услыхал «…мать»,

И пошли передо мною

Рожи русские плясать.

27 июля – Тургеневу: «А надо правду сказать, какое бы унылое впечатление ни производила Европа, стоит воротиться, чтоб начать думать о ней с уважением и отрадой. Серо! Серо! глупо, дико, глухо – и почти безнадежно!.. Что до меня, я доволен своим возвращением. Русская жизнь имеет счастливую особенность сводить человека с идеальных вершин, поминутно напоминая ему, какая он дрянь, – дрянью кажется и все прочее и самая жизнь – дрянью, о которой не стоит много думать». Но –  «…все-таки я должен сознаться, что сердце у меня билось как-то особенно при виде «родных полей» и русского мужика».

29 августа – Толстому: «Я написал длинные стихи, исполненные любви (не шутя) к Родине…». Речь шла о «Тишине», где, обращаясь к «родной стороне», поэт восклицал:

…Я твой. Пусть ропот 

укоризны

За мною по пятам бежал,

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!..

«Не торговал я лирой, 

но бывало…»

Одно из «бывало», за которое Некрасов каялся всю оставшуюся жизнь, случилось в Английском клубе через две недели после выстрела Каракозова в царя и его «чудесного» спасения крестьянином Комиссаровым. Из отставки был отозван граф Муравьев (прозванный в народе «вешателем»), на общество обрушились репрессии, в первую очередь прошедшиеся катком по русской журналистике, в возмутителях спокойствия числились демократически настроенные литераторы – Минаев, Лавров, братья Курочкины и другие. Император генерала благодарил, Английский клуб удостоил избрания в свои почетные члены. В честь нового члена 16 апреля 1866 года был дан торжественный обед. После чего к Некрасову подошел старшина клуба граф Строганов – просил прочесть стихи в адрес Муравьева. Убеждал, как вспоминал перед смертью поэт, что его послание могло бы «подействовать и укротить».

Некрасов стихи прочел.

Но – «не подействовало и не укротило».

Репутацию, как и невинность, теряешь только один раз. О происшедшем сразу стало известно в литературных кругах, которые в один голос осудили поступок поэта.

Во всей этой истории меня интересует лишь одно – мог ли Некрасов поступить иначе?

Редактор «Современника» выбирал меж страшным и ужасным. Как сказали бы сегодня – стоял перед экзистенциальным выбором. Выбрал ужасное, заставив себя поверить, что не произойдет страшное. В безнадежной ситуации цеплялся за надежду, что все-таки спасет свое «дитя» – за два дня до этого события цензор  Толстой тайком предупредил о готовящемся закрытии журнала. Не спас (журнал был приговорен: 28 мая 1866 года вместе с «Русским Словом» был закрыт «по высочайшему повелению») – и пережил минуты отчаяния, душевной слабости и унижения (чем всегда в России заканчиваются подобные экзерсисы художника с властью). Муравьев, будучи весьма неглупым человеком, удостоил поэта не похвалы, а презрительного взгляда и (разумного) совета стихи не печатать.

До своего последнего дня Некрасов испытывал мучения совести. О совершенном поступке ему постоянно напоминали недоброжелатели и враги, которых у него, как у каждой фигуры такого уровня и масштаба, хватало с излишком.

Вечные вопросы

Три главных русских вопроса – «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо» – были поставлены перед обществом в XIX веке. Первый из них задал Герцен в 1847 году из новгородской ссылки. Второй – Чернышевский в 1863 году из Петропавловской крепости. Третий – Некрасов в 1863–1877 годах (печатание поэмы растянулось на четыре года) на свободе. Ответы на них давались в разное время разные – разными людьми. К единому мнению не пришли вплоть до нашего времени, и потому перешли они в разряд вечных.

Перечитываю некрасовскую эпопею. Особо цепляют такие строки:

…Во времена боярские,

В порядки древнерусские

Переносился дух!

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!..

Так говорил помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев при встрече с взыскующими правды странниками.

Написано в XIX веке, а как звучит в XXI…

1821–1877

Стою перед памятником на Новодевичьем в Санкт-Петербурге. На памятнике выбито – НЕКРАСОВЪ. Чуть ниже: 1821–1877 и четыре строки:

«Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте,/ Спасибо вамъ скажетъ сердечное /

Русскiй народъ...» Еще ниже: «Изъ устъ в уста передавая дорогiе намъ имена, не забудемъ мы и твоего имени и вручимъ его прозревшему и просветлённому народу, что бы зналъ онъ и того, чьихъ много добрыхъ семянъ упало на почву народнаго счастья».

Насчет «сеять» – сеял. «Спасибо», как всегда в России, пришло после смерти. Насчет «прозревшего» и «просветленного» – до сегодняшнего времени не прозрел и не просветился. Но я сейчас не об этом. Я о том, что короткое тире между начальной и конечной цифрами вместило в себя все – любовь и ненависть, дружбу и размолвки, надежды и разочарования, встречи и расставания, рождения и смерти близких, грехи и святость. И ничего нельзя вернуть, переписать, изменить – жизнь, как известно, фатальна и движется из начального пункта А в конечный пункт Я. Где и кончается…

Некрасов родился в  заштатном городке Российской империи Немирове – умер в столице, Санкт-Петербурге. Испытал все тяготы бедности – и вкусил все искусы богатства. В молодые годы скитался по сырым подвалам и затхлым чердакам – последние провел в роскошных палатах на Литейном проспекте. Был заштатным литератором, писал рецензии, статьи, театральные водевили – стал великим поэтом. Начинал со слабого и неумелого сборника «Мечты и звуки» – закончил пронзительными «Последними песнями». Первым подошел к издательскому делу как к делу, которое не только влияет на умы современников, но и приносит прибыль. И весьма ощутимую. С азартом охотился – в одиночку ходил на медведя, с холодным умом и трезвым расчетом играл в карты – и редко проигрывал. Расходился и сходился с Белинским, ссорился с Тургеневым и Достоевским, переживал разрыв с Герценом и издавал два лучших демократических журнала в России (после запрещения «Современника» – «Отечественные записки»). Поил и кормил журнальных цензоров, ссужал – безвозмездно – деньги. Как ни тяжка была жизнь на родине – Россию не покинул («Опять она, родная сторона/ С ее зеленым, благодатным летом,/ И вновь душа поэзией полна.../ Да, только здесь могу я быть поэтом!»). В молодости ездил с друзьями к проституткам, в 24 года страстно влюбился в Авдотью Панаеву, в 42 – расстался. Потом были еще две любови – спокойная и ровная (как ни странно) с француженкой Селиной Лефрен, и последняя (почти отеческая), на склоне лет с дочерью солдата Феклой Викторовой, которую звал Зинаидой. А в 56 пришла смерть, которая и заключила его в свои вечные смертные объятья…

Стихи мои! Свидетели 

живые…

Еду ли ночью по улице 

темной…

О, Муза! я у двери гроба!..

Кому на Руси...

P.S. Анкета Чуковского

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, в разворошенном и неустроенном российском быте, Чуковский взялся за книгу о Некрасове. Во время работы обратился к выдающимся современникам с вопросами, что думают они о личности и творчестве поэта. Откликнулись Горький, Блок, Ахматова, Замятин и другие. Приведу лишь ответы Ахматовой на восьмой, девятый и десятый вопросы:

Чуковский: (8) Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»? (9) Каково Ваше мнение о народолюбии Некрасова? (10) Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был человек порочный и безнравственный?

Ахматова: (8) Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии. (9) Я думаю, что любовь к народу была единственным источником его творчества. (10) Это «распространенное» мнение решительно никаким образом не меняет моего представления о Некрасове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1252
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
788
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1514
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1460

Другие новости