Валентин Толстых. Россия эпохи перемен.
– М.: РОССПЭН, 2012. – 367 с.
Доктор философских наук, специалист в области социальной философии, этики и эстетики Валентин Иванович Толстых написал очень искреннюю, эмоциональную, намеренно полемическую книгу… полемизировать с которой не хочется. В ней все – чистая правда, но это – не вся правда и далеко не научная истина.
Начинается книга с подробной экспозиции, долгого-долгого плана. «Написать эту книгу меня подвигло желание оспорить и разоблачить идею фикс, упорно и не без успеха внедряемую в общественное и индивидуальное сознание моих сограждан. Вот уже двадцать лет принято нещадно ругать и поносить Советский Союз как социум и цивилизацию, по существу, взяв на вооружение формулу Рейгана об империи зла… Хочу и попробую показать и доказать, что такое отношение к нашему прошлому является несправедливым, предвзятым и просто нечестным». Мотив понятен, но сразу настораживает чрезмерная пафосность текста этого доказательства.
Фактически все доводы и эмоции автора книги обращены на самого себя. Именно поэтому рискну предположить, что «Россия эпохи перемен» будет востребована нескоро и совсем в другом контексте, нежели предполагает автор. У меня вообще такое ощущение, что вся эта книга – попытка (само)оправдания автора. Так получилось, что «Россия эпохи перемен» – это как бы вторая книга дилогии Валентина Толстых. А первая недаром называлась «Мы были. Советский человек как он есть» (М., 2008).
Мотив самоуговаривания, самоубеждения постоянно, я бы даже сказал – назойливо, возникает и в «России эпохи перемен»: «В восприятии событий исхожу из личного опыта, ибо был активным, отнюдь не «безгласным» свидетелем и участником всего перестроечного процесса. Важная деталь: уже в первой статье, посвященной перестройке, – «Суть дела, или Чего не надо упрощать» («Советская культура», октябрь, 1986) – назвал ее драмой хорошей идеи и часто потом пользовался этой метафорой в своих публичных высказываниях и суждениях».
Ведь все, что у любого человека остается от прожитой жизни, – память. Эта книга – оправдание индивидуальной памяти. Сверхиндивидуальной! Но никто и не спорит: все мы когда-то были. Прошедшее время. Набоков сформулировал это гораздо компактнее: тройная формула человеческого бытия – невозвратимость, несбыточность, неизбежность.
Цель своей работы Валентин Иванович Толстых заявляет прямо и недвусмысленно: «…Сейчас страна как бы застыла в некоем недоуменном состоянии, в который раз доказывая самой себе пользу инновационного развития, уговаривая провести модернизацию (ради чего и какую именно – непонятно!). Так что поначалу надо бы, как говорится, привести в чувство сам общественный разум, общее состояние которого явно неудовлетворительное, нуждается в серьезных коррективах, а потом уж браться за дело…»
Итак, «…надо бы, как говорится, привести в чувство сам общественный разум». И что дальше? Россия и так живет на одних животных инстинктах, неформализуемых, но хорошо ощущаемых, с рефлексами стайки аквариумных скалярий: куда бросят корм, туда и рванем. А тут еще и последние остатки «общественного разума» (кстати, в социологии нет такого понятия; есть – «общественное мнение», «общественное сознание». «Общественного разума» – нет) призывают переплавить в чувство. Мы и так уже почти не страна, а одно огромное чувствилище, на которое уже и потенциальные враги побаиваются нажимать – ответ будет неадекватным, непредсказуемым. Пожалуй, даже Северная Корея более предсказуема.
Вряд ли можно принять как аналитический аргумент, например, такое объяснение краха советского государства: «Идея социализма оказалась для России совсем не чужеродной, хотя и не прижившейся настолько, чтобы ее нельзя было «отодрать от кожи». Все это – публицистика. Которая и без книги Валентина Толстых обрушила полки книжных магазинов. Уже хочется не публицистики, а «скучного», теоретического, академического занудства. А так – получились слегка беллетризированные воспоминания (или, точнее, слегка теоретизированная беллетристика). Непонятно – как ее воспринимать. Перед нами «эстетика, стремящаяся быть политикой» - если воспользоваться определением, данным Сьюзен Сонтаг. Эта междужанровость и смущает больше всего в книге. В искренней книге, подчеркну. Но искренность – это не самое главное достоинство монографического исследования (а книга Толстых так и заявлена: «Монография посвящена двадцатилетию распада СССР…»).
Не то чтобы аргументы автора были неправильны. Отнюдь. Вот, например, перечисление «преимуществ социализма»: «…ежегодное снижение цен на продукты питания и товары массового спроса, переселение из «коммуналок» в отдельные квартиры хрущевских пятиэтажек, низкие цены на жилье и жилищно-коммунальные услуги, бесплатное здравоохранение и образование (среднее и высшее), широкий доступ к культурным ценностям (дешевые учебники, книги, билеты в театр, кино, музеи), льготы в пользовании домами отдыха, а в 60-е годы – открывшаяся возможность туристических поездок за рубеж и т.д.». Но они именно вырваны из теоретического контекста. Хотя автор и пытается убеждать нас, что «В духовной сфере шла полемика, научная по уровню и острая по идейному накалу, посвященная общественно значимым темам и актуальным проблемам философии, социальной науки, искусства и общественного воспитания».
Главное – понять логику вождей. Художник К.Н. Редько, Портрет И.В. Сталина. 1940. Иллюстрация из альбома «Авангард, остановленный на бегу» |
Но если «научная полемика» становится острой по «идейному накалу», она тут же перестает быть «научной». Да и сам автор это понимает: «…идея, не опирающаяся на научную теорию общества, всего лишь идеология, как бы она себя ни превозносила. Это дитя утопии и путь к мифологии, к созданию превратной («превращенной») картины жизни и деятельности социума, что, собственно, и произошло в застойные годы с тем, что еще недавно именовалось «социалистической идеологией».
Капитализму в этом смысле повезло больше: он, как раз, вдоль и поперек отрефлексирован наукой, – насколько вообще можно говорить о доказательствах в общественных науках, - взгляните хотя бы на список нобелевских лауреатов по экономике и названия работ, за которые они были удостоены этой научной награды.
Так что, мне кажется, вряд ли эта книга может претендовать на теоретический вклад в позднесоветскую и раннюю постсоветскую историю. Но как источник и документ свидетеля и очевидца (а иногда – участника и инициатора) событий этого периода, этот труд еще предстоит оценить. И его наверняка оценят будущие историки, социологи, политологи.
Тут каждый для себя сам выбирает подходящую идеологию. Или идеология выбирает себе мозг-носитель. Чтобы продемонстрировать это, просто приведу целиком оглавление: «Вместо введения. Ключевые слова»; «Глава первая. Накануне. Застой или расцвет?»; «Глава вторая. «Реальный социализм». Правда или вымысел»; «Глава третья. Советское сознание: между идеологией и реальностью»; «Глава четвертая. Перестройка. Что это было?»; «Глава пятая. В мире ценностей, или Как меняли шило на мыло?», «Глава шестая. Почему распался Советский Союз?»; «Глава седьмая. Миф о свободе, или Двадцать лет спустя»; «Глава восьмая. Нужна ли Россия русским?»; «Глава девятая. Какая модернизация России нужна, какая возможна?», «Глава десятая. Будущее России как проблема»; «Послесловие. Накануне новых перемен».
Ровно половина названий глав заканчиваются знаком вопроса. Но никакой «научный» спор не поможет разрешить эти коллизии. Потому что это – идеологические споры, а не научные. Так что, повторяю, именно поэтому и не хочется полемизировать с автором.
Как честный бытописатель социализма, Валентин Толстых не мог обойти вопрос об отношении к Сталину. Прежде всего своего личного отношения к вождю. «Мы заметно перебираем то в славословии, то в ругани Сталина, не разобравшись по существу в его делах и позиции как политического руководителя страны, простите, «вождя и учителя» народов, притом на протяжении почти трех десятилетий… Между тем все не так просто, как кажется на первый взгляд даже маститым ученым».
Ей-богу, как-то не тянет разбираться, вникать в тонкости «теории», какой социализм был построен в СССР – «механический», «казарменный», «номенклатурный», «реальный», «развитой» или «мутантный» – после «Колымских рассказов» Варлама Шаламова или «Хлеборезки» Георгия Жженова. Да, даже после первых «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Но Валентин Толстых посвящает этому разбору целую главу, которую он заканчивает так: «Уйдут в прошлое все проявления отчуждения человека труда от собственности, власти, культуры, собственной личности. Время и будущее социализма – впереди!» С этим не поспоришь: будущее всегда – это нечто, что впереди. Беда в том, что нас там не будет.
Размашистыми мазками автор проводит сопоставление советской перестройки с китайскими реформами, с Великой Октябрьской социалистической революцией; постсоветских реформ – с реформами Ивана Грозного и Петра Великого. Свободный ассоциативный полет мысли. И это – достоинство книги. И как такая картина маслом, круговая панорама жизни интеллигенции при советской власти и сразу после нее, книга, конечно, удалась.
Он ушел, но обещал вернуться. Фото Владимира Захарина |
Будучи крупным специалистом по этике, у Толстых и рефлексия этическая. Но этика – это вещь конкретно-историческая. Именно поэтому аргументы и «фактура» (чаще всего публицистическая; за исключением последних глав – там автор для описания нынешнего положения России и в России вовсю применяет строгую социально-экономическую статистику), как я подозреваю, не подействуют на современного читателя этой книги. Публицистика – недолговечный, по большей части, жанр, увы. Скромная газетная заметка в 20 строк в разделе «Происшествия» больше может сказать для будущего исследователя-историка. Как, например, заметка-некролог в московской городской газете о смерти Владимира Высоцкого в августе 1980 года.
Толстых призывает нас понять логику Сталина: «Не надо заикаться и возмущаться, когда кто-то без ругани и обличительных тирад пытается понять смысл и логику применения Сталиным метода репрессий и расправ в борьбе со своими политическими оппонентами и противниками…». Повезло Валентину Ивановичу: он может с высоты прожитых при развитом социализме лет всерьез обсуждать «правоту <Сталина> в защите революции и социализма…» Увы, не повезло нескольким десяткам миллионов «политических оппонентов и противников…» Сталина. Но тут ничего не поделаешь – у вождя народов, оказывается, такой метод был. Только и всего.
Тут почему-то этическая оптика отказывает Толстых. Или просто дает аберрацию: «Знаю и убежден в том, что прожил долгую жизнь свободным человеком, всегда думал, говорил, писал и делал только то, что было по душе самому и, надеюсь, полезно другим, что сам считал истиной, добром красотой».
Впрочем, защита преимуществ достижений советского социализма у Толстых бывает построена, что называется, от противного. Вот, например. «…За те же двадцать лет жесткой и жестокой советской действительности – 1917–1937 годов ее представляли (состоявшиеся несмотря ни на что!) такие разные люди и таланты, как: писатели – Горький, Булгаков, Шолохов, Платонов, Бабель, Ильф и Петров; поэты – Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Твардовский; композиторы – Мясковский, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский, Таривердиев; кинематографисты Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Кулешов, братья Васильевы и т.д.». В этот ряд остается добавить только Гумилевых (отца и сына), Николая Олейникова, Хармса, Александра Введенского, Шпета, Бориса Гессена, Николая Вавилова, Лузина, Петра Пальчинского, Ленинградское отделение издательства «Детгиз» и т.д. После такого дополнения фраза - «состоявшиеся несмотря ни на что!» воспринимается несколько по-другому.
Еще один интересный вопрос – с кем полемизирует Толстых? С «записными» противниками социализма, понятное дело, – Николаем Сванидзе и Александром Ципко. Ну, еще иногда – Карл Поппер. То есть у Толстых – стрельба из пушек по воробьям. В качестве орудий главного калибра тоже интересный набор персоналий. Сергей Кургинян и его тезка Сергей Кара-Мурза или евразиец Александр Дугин и академик Сергей Глазьев – на их афоризмах строит свою линию защиты социализма Толстых. Тут – без комментариев.
Ближе к финалу книги, защитив таким образом свое право «быть» советским, Валентин Иванович Толстых вступает в геополитическую битву. Уже не просто за мировой социализм, но в битву цивилизационную. Он так и пишет: «Не умаляя веса, значения и роли западной цивилизации и культуры, надо признать явно архаичными проповедь и ожидание «сплошной вестернизации» мира, еще недавно выдаваемые за пик прогресса. Сегодня подобные ожидания выглядят архаикой, запоздалой тривиальностью… Зато заметно повысился градус актуальности нужды и потребности всех народов, наций и стран в сохранении собственной идентичности, национальной самобытности, культурного потенциала». Один из последних примеров повышения этого «градуса актуальности нужды» – сожжение самобытными племенами туарегов и исламистами, всего лишь жаждавшими доказать свою идентичность, уникальной библиотеки древних манускриптов в Тимбукту (Мали).
Не случайно, у Толстых «инновационная экономика» и «технологический прорыв» – это «модные поветрия». Наверное, поэтому так понравилось Валентину Ивановичу высказывание академика Никиты Моисеева о том, что путь из варяг в греки «тысячелетие назад превратил Киевскую Русь в классное европейское государство». Только вот почему-то книгопечатание на Руси завелось на столетие позже, чем в Европе; а первопечатник Иван Федоров вынужден был просить политического убежища, как сказали бы сейчас, именно на Западе, в Литве. Опять же, вся промышленность – от пушек и пороха до шпалер и бумаги – в Россию завезена из Голландии Петром Великим в начале XVIII века. Еще и в начале XVII века даже на географических картах западный мир обозначался только до р. Дон (Танаис); дальше – неведомая Татария, Азиатская Сарматия. Это – «классное европейское государство»?
Я обещал в начале этой статьи не втягиваться в полемику. Не получилось. Значит – Валентин Иванович Толстых оказался более изощренным «инженером человеческих душ». Значит – его книга достигла своей цели.