Илья Остроухов, художник и коллекционер.
Илья Репин. Портрет И.С.Остроухова. ГТГ
Илья Семенович Остроухов любил щеголять купеческим происхождением и своим поведением порой напоминал так любимых им героев пьес Островского. «Купил длянь» (он не выговаривал букву «р»), и соперник по собиранию произведений искусства на долгие месяцы становился посмешищем. За глаза Остроухова Москва звала просто – Семеныч, это было высшим признанием.
После ухода из жизни Павла Михайловича Третьякова он был высшим авторитетом среди антикваров, коллекционеров и художников Первопрестольной. В его доме, настоящей сокровищнице русского и западноевропейского искусства, на знаменитых остроуховских обедах встречались Шаляпин, Репин, Третьяковы, Мамонтовы, Васнецов, Гиляровский. Илья Семенович знал толк в гостеприимстве и обожал шутки и розыгрыши.
Природа щедро одарила его. Художник, коллекционер, библиофил, человек, по выражению блистательного критика Серебряного века Абрама Эфроса, словно Колумб, открывший России древнерусское искусство и особенно шедевры иконописи, он почти 15 лет фактически возглавлял Третьяковскую галерею. И во многом благодаря ему детище великого Третьякова не только не увяло, но продолжало жить и развиваться. Яростный темперамент Остроухова не знал никаких границ. Причем человек он был вселенского масштаба. И не только Третьяковская галерея, которой он отдал лучшие годы жизни, но и, к примеру, отдел христианских ценностей Русского музея Александра III, ставший основой знаменитого собрания икон великого музея Санкт-Петербурга, также своим созданием во многом обязаны Илье Семеновичу.
Своей неистовой страстью он заражал многих. Вот что писал Илья Семенович о визите Матисса в октябре 1911 года: «Здесь Матисс прямо ошалел от древней иконописи и целые дни проводит в монастырях, церквах и собраниях. Это очень интересный, вдумчивый и скромный человек». В другом письме Остроухов был более ярок: «Надо было видеть его восторг от икон! Он буквально весь вечер не отходил от них, смакуя и восторгаясь каждой. В конце концов он заявил, что из-за этих икон стоило приехать и из более далекого города, чем Париж, что иконы эти выше теперь, чем Фра Беато. Сегодня вечером Сергей Иванович Щукин звонил мне, что Матисс буквально всю ночь не мог заснуть от остроты впечатления».
Интересно, что, возглавив Третьяковскую галерею, Остроухов первым делом организовал экспозицию древнерусского искусства и представил иконы из собрания Павла Михайловича Третьякова, при жизни основателя галереи бывшие лишь в домашних покоях. А в легендарном доме Ильи Семеновича в Трубниковском переулке в Москве гостей встречала просто потрясающая коллекция, которую хозяин с великим удовольствием демонстрировал всем – от купцов до иностранных дипломатов. Лики, выдающиеся шедевры византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской школ стали настоящим откровением для русского образованного общества. «Дорогой Илья Семенович, что же это такое? У Вас в доме сейчас – лучшее, что есть, и величайшее из всего в России┘ Я мечтаю только, чтобы Вы скорее вернулись и чтобы можно было всласть наговориться об этом с Вами. Если когда-нибудь суждено мне будет написать книгу о древнерусской живописи, она будет посвящена Вам – первому русскому художнику – собирателю и воскресителю древних икон. И какое счастье и благодарение Богу, что Вы нашли для себя такое прекрасное и еще неизмеримо сейчас великое дело. Передаст ли все то, что я пишу, силу моего чувства? Но, Боже мой, какое великолепие у Вас дома! В первый раз вижу вещи силы «Троицы»...» Так писал Павел Петрович Муратов, автор знаменитых «Образов Италии» и менее известного замечательного труда «Древняя иконопись в собрании И.С.Остроухова».
Вообще собрание Остроухова, впоследствии в основном оказавшееся в Третьяковской галерее, а также в Русском музее, Музее-усадьбе В.Д.Поленова и ряде других центров, началось с подарка Василия Поленова. Это был этюд «Лодка». Этюды Илья Семенович очень ценил. Коллекция пополнилась произведениями Валентина Серова, Исаака Левитана, Ильи Репина, картинами художников русской школы первой половины – середины ХХ века: Павла Федотова, Федора Васильева. В разделе западноевропейской живописи блистали работы Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане и, естественно, Матисса.
Он не только был коллекционером и неутомимым организатором художественной жизни. Многие, не стесняясь, называют его одним из лучших русских пейзажистов эпохи Серебряного века. Занятиями живописи у Ильи Семеновича руководил сам Репин, потом Поленов.
Он не последовал примеру своих собратьев по цеху коллекционеров Сергея Щукина или князя Щербатова и не уехал за границу после 1917 года. Естественно, собрание было немедленно национализировано, а самого Илью Семеновича назначили пожизненным хранителем. В эмиграции многие не раз удивлялись – каким надо было быть человеком, чтобы большевики до смерти сохранили за ним коллекцию и особняк, ставший филиалом Третьяковской галереи. После кончины Ильи Семеновича в 1929 году музей ликвидировали, а сам Остроухов обрел последний приют на Даниловском кладбище рядом с так любимым им Третьяковым.
И именно Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова стал инициатором нового номера журнала «Русское искусство» (№ 3 за 2009-й), великолепно оформленного и содержащего множество неизвестных доселе архивных материалов, целиком и полностью отданного огромной фигуре Остроухова, его жизни и творческому наследию.
Открывается номер фундаментальной работой Лидии Иовлевой «Илья Семенович Остроухов и Третьяковская галерея». На основе архивных документов высвечивается яростная борьба Ильи Семеновича в Совете Третьяковской галереи за то, чтобы детище Павла Михайловича оставалось постоянно живым организмом и пополнялось новыми произведениями. Доктор искусствоведения Элеонора Пастон, используя многочисленные письма художников начала ХХ века, рассказывает об Остроухове как непременном участнике светлого братства, сложившегося в Абрамцеве. Галина Чурак, заведующая отделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века, раскрывает, как пополнялось собрание Ильи Семеновича работами Репина, а кандидат искусствознания Ольга Атрощенко пишет о том, как складывался талант Остроухова-художника.
Есть замечательное выражение – соль земли. О людях, которые не потребляют жизнь, а создают ее. Именно таким был Илья Семенович Остроухов.