0
1921

03.12.2009 00:00:00

Черубина и 10 рублей штрафа

Владимир Березин

Об авторе: Владимир Сергеевич Березин - прозаик, критик, эссеист.

Тэги: волошин, гумилев, дуэль


волошин, гумилев, дуэль То ли Черубина, то ли Елизавета. А все равно – кровь.
Сальвадор Дали. Кровоточивые розы. Музей Сальвадора Дали

История русской литературы знает две главные дуэли. Нет, кроме Пушкина и наших персонажей, что сошлись ровно 100 лет назад, дуэлировали десятки литераторов. Дуэли, понятное дело, не прекратились и в начале ХХ века. Причем во время этого безумного финдесьекля распространились дуэли «американки» – то есть самоубийство по жребию. Самыми показательными литературными описаниями того периода стали чеховская «Дуэль» и купринский «Поединок». (Они, кстати, также зеркальны друг другу.) Были попытки дуэлирования и в Красной армии (видимо, как рефлексия на Пушкина и Лермонтова), но это дело быстро прекратили военные трибуналы. В послевоенное время дуэль и вовсе не могла быть непародийной – это наглядно иллюстрирует «Пушкинский дом» Битова. Но две дуэли как бы начинают и замыкают русскую литературу – первая принадлежит Золотому, а вторая – Серебряному ее веку. В первой все по-настоящему, корчится Пушкин, хочет прекратить мучения и у него отнимают пистолет. Вторая – внешне кажется пародией, а не поединком чести. Волошин с Гумилевым выезжают в те же края и палят друг в друга из антикварных пистолетов. Меж тем эти дуэли именно что парны – и одна отражение другой. (Тут может быть целый ряд сентиментальных метафор: Луна, как символ Серебряного века, светит отраженным светом, и вот Золотой век отражается в этом происшествии.)

В романе Ильи Сельвинского «О, юность моя!» есть такой герой – поэт Беспрозванный. Ему около 60, он персонаж скорее комический – хлопотливый и суетливый. К главному герою приходит женщина, в которую он влюблен, – приходит сказать, что его собирается арестовать врангелевская контрразведка. Но старый поэт никак не дает ей этого сказать, и все слушают его рассказ, как, «прочитав однажды в журнале «Аполлон» стихи Черубины де Габриак, я влюбился в нее заочно и послал ей пламенное письмо. В ответ получаю совершенно возмутительную записку от Гумилева: «Болван! Эта женщина – литературная мистификация». Был в это время в Симферополе поэт Максимилиан Волошин. Я показал ему эту записку. Волошин расхохотался.

«Ну, хорошо, – говорю. – Пусть мистификация, но почему болван?» – «Потому болван, что Гумилев сам оказался в дураках. Вот как было дело». И Волошин стал мне рассказывать: «Бродили мы однажды с Андреем Белым (персонаж Сельвинского заменяет на Андрея Белого Бориса Бугаева. – В.Б.) по берегу моря в Коктебеле. Глядим – трупик ската. Вы видели когда-нибудь ската? Он похож на серый туз бубен с хвостом, напоминающим напильник. Андрей говорит: «А ведь у него, в сущности, монашеское одеяние. Голова с капюшоном, остальное – ряса. Как могли бы звать такого монаха?» – «Габриэль»,– говорю я. «Нет. Пусть это будет его фамилией: Габриак. Даже де Габриак. А имя у него такое: «Керубино» – от древнееврейского херувима». – «А что, если это женщина? Прекрасная молодая женщина, унесшая тайну в монастырь?» – «О! Тогда ее будут звать Черубина де Габриак». – «Превосходно. А какие стихи могла бы писать такая женщина?»

Начали сочинять, перебивая друг друга и пытаясь нащупать характер этой загадочной монахини. В конце концов настрочили несколько стихов. Одну строфу я помню наизусть: И вновь одна в степях чужбины,/ И нет подобных мне вокруг.../ К чему так нежны кисти рук,/ Так тонко имя Черубины?» Отдали переписать одной девушке, у которой был изящный почерк, и отправили в журнал «Аполлон». Там стихами заведовал тогда Гумилев. Ну, Николай мгновенно сошел с ума, тут же, немедля напечатал их и прислал Черубине на адрес нашей девушки пламенное объяснение в любви. Тогда мы с Андреем решили продолжать нашу игру. Ответили на его письмо со всей сдержанностью, на какую способна молодая монахиня с прошлым, и дошли до того, что по приезде в Петербург вызвали Гумилева от ее имени в ателье художника Головина. Гумилев бросился на свидание, точно акула на железный крюк. Но когда его привели в мастерскую, он увидел в креслах меня, Алексея Толстого и Маковского. Бедняга начал озираться. Тут я встал, подошел к нему и произнес:

«Позвольте отрекомендоваться: Черубина де Габриак». – «Негодяй!» – закричал взбешенный Гумилев. Я ударил его по физиономии. «Раздался мокрый звук пощечины!» – сказал Толстой, цитируя Достоевского. Гумилев тут же вызвал меня на дуэль┘ Достали пистолеты, карту, выехали за город к Новой Деревне – всё как полагается. Толстой выбрал в рощице лужайку, которая показалась ему наиболее удобной, и пошел к ней удостовериться в ее пригодности для такого романтического дела. Был он в цилиндре и в черном сюртуке. Шел очень серьезно, почти олицетворяя собою реквием, и вдруг провалился по бедра. Когда же вылез, оказался весь, извините, в вонючей тине: лужайка была свалочным местом.

«Ну, вы понимаете, – продолжал в совершенном восторге Аким Васильевич, – что после этого ничего серьезного быть уже не могло».

Это удивительная каша из подлинных деталей, деталей выдуманных и сочиненных обстоятельств. Никакого Гумилева в СССР не могло существовать – его как бы не было. О нем не говорили, как о родственнике, лишенном благословения. Поэтому про дуэль Волошина и Гумилева знали все и всегда, но это знание совершенно безумно – будто сотня людей передралась разом и хором, наперебой рассказывают о произошедшем. Другой Илья – Эренбург, в своей хронике «Люди. Годы. Жизнь» поведал об этой истории так: «В Черубину влюбился и Гумилев, а Макс развлекался. Возмущенный Гумилев вызвал Волошина на дуэль. Макс рассказывал: «Я выстрелил в воздух, но мне не повезло – я потерял в снегу одну галошу...» (Дмитриева продолжала и впоследствии писать хорошие стихи┘ Потом ее выслали в Ташкент, где она умерла в 1928 году.) Кстати, Маковский говорит, что «на самом деле завязнувшая в снегу калоша принадлежала секунданту Гумилева Зноско-Боровскому».

Общественное знание о лежащем на поверхности событии смутно и клочковато. А ведь та дуэль была действительно известна и освещалась прессой практически в режиме реального времени (насколько тогда это было возможно). Это такая публичная нагота в деле чести – все всё знают, все видят. За день до дуэли «Русское слово» пишет о пощечине – и всем уже тогда все ясно. В день же дуэли отчет печатают «Новое время», «Вечерний Петербург» и «Столичная молва», на следующий день выходит фельетон в «Биржевых ведомостях», который называется «Галоша. Вместо некролога». Это первая дуэль как «объект таблоида». Пушкинская трагедия возвращается еще большей трагедией – и войти заново в реку Золотого века русской литературы невозможно.

Но если вернуться назад, то дело было так: «Летом этого года Гумилев приехал на взморье, близ Феодосии, в Коктебель. Мне кажется, что его влекла туда встреча с Д., молодой девушкой, судьба которой впоследствии была так необычайна. С первых же дней Гумилев понял, что приехал напрасно: у Д. началась как раз в это время ее удивительная и короткая полоса жизни, сделавшая из нее одну из самых фантастических и печальных фигур в русской литературе┘ Гумилев с иронией встретил любовную неудачу: в продолжение недели он занимался ловлей тарантулов. Его карманы были набиты пауками, посаженными в спичечные коробки. Он устраивал бои тарантулов. К нему было страшно подойти. Затем он заперся у себя в чердачной комнате дачи и написал замечательную, столь прославленную впоследствии поэму «Капитаны». После этого он выпустил пауков и уехал».

Правда, Толстой подвирает, как и во всех своих мемуарных текстах, – Алексей Варламов комментирует это так: «Д. приехали в Коктебель не порознь, а вместе, и заканчивая ролью каждого из этой троицы. Д. – это Елизавета Ивановна Дмитриева, слушательница «про-Академии» на Башне у Вячеслава Иванова. Гумилев был знаком с ней еще по Парижу с 1907 года, а Толстой познакомился в феврале 1909-го в Петербурге┘ Иоганнес фон Гюнтер утверждал, что «она не была хороша собой, скорее она была необыкновенной, и флюиды, исходившие от нее сегодня, вероятно, назвали бы сексом. Во время описываемых событий 1909 года у нее был жених Всеволод Васильев, отбывавший воинскую повинность и в дальнейшем ставший ее мужем, сама она безответно и беззаветно любила Волошина, а ее любви домогался Гумилев. У Лизы-хромоножки, как будто сошедшей из романов Достоевского, от такой жизни голова шла кругом». Но в Коктебеле был еще и Волошин, и вот все завертелось┘ Почувствовав себя лишним, Гумилев уехал (в некоторых вариантах рассказа его попросила это сделать Дмитриева).

Все тот же Гюнтер, поэт и переводчик, живший в Петербурге, в своих воспоминаниях «На восточном ветру» утверждал, что неравнодушная к нему Дмитриева призналась в том, что она-то и есть Черубина де Габриак. Другие воспоминатели говорят, что именно он-то и был двигателем интриги, приведшей к дуэли, – пересказывая одним слова других, он рассорил Гумилева с Волошиным. Биограф Гумилева Полунин пишет, что Гюнтер «не преминул поделиться этим открытием с Кузминым и, видимо, пытался узнать что-то о Дмитриевой от Гумилева. Гумилев, который к этому времени окончательно разорвал отношения с Лизой, отозвался о ней не очень лестно. Слова Гумилева Гюнтер донес до самой Дмитриевой. Он же в ноябре на заседании Академии стиха на Башне Вячеслава Иванова поведал о том, кто такая Черубина де Габриак. Гумилев, конечно, был сильно обижен на Дмитриеву, но как человек благородный посчитал поступок Гюнтера, выдавшего тайну, недостойным честного человека, о чем и сказал ему. Между ними произошла крупная ссора, и они расстались навсегда. А позже и Кузмин рассказал все о Черубине в редакции «Аполлона». Но главным итогом этой мистификации и разоблачений оказалась драма между Гумилевым и Волошиным.

Волошин, у которого продолжался роман с Елизаветой Дмитриевой, узнал, по-видимому, все от того же Гюнтера, что Гумилев отзывался о его любовнице как о легкомысленной женщине и интриганке. Конечно, Максимилиан вспылил... 16 или 17 ноября у Гумилева с Дмитриевой состоялся разговор. Встреча оказалась не очень удачной. Елизавета Ивановна старалась уязвить самолюбие поэта... И она решает разыграть спектакль на четверых в доме ее подруги Лидии Павловны Брюлловой». Далее в биографии Гумилева приведена цитата из воспоминаний Дмитриевой: «В понедельник ко мне пришел Гюнтер и сказал, что Н.С. на Башне говорил бог знает что обо мне. Я позвала Н.С. к Лидии Павловне Брюлловой, там же был и Гюнтер. Я спросила Н.С., говорил ли он это. Он повторил мне в лицо. Я вышла из комнаты».

Варламов же, как биограф Алексея Толстого, задается неразрешимым вопросом, кто прав, кто виноват: «Гумилев, оскорбивший Дмитриеву словами (и с мужской точки зрения, за дело – а как иначе назвать «хочу обоих»?), Волошин, который нанес ему тяжелую пощечину... Имел ли право Гумилев дурно отзываться о Дмитриевой? Справедливо ли ударил Волошин Гумилева? Толстой в 1921 году клялся: «Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог. Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка, и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь»┘

В конце концов совершенно непонятно, что именно сказал Гумилев, и, возможно, за «отозвался не очень лестно» и «легкомысленная» стоит нечто (и наверняка) что-то другое. 1909 год не 1809-й – и повод для пощечины должен быть несколько более серьезен. Надо оговориться, что за пару лет до этого Гумилев дважды собирался свести счеты с жизнью, таскал с собой кусок мышьяка величиной «с половину сахарного» и т.д. То есть для него все было более чем серьезно, и отношения со смертью у него были куда более близкие, чем у жизнелюба Волошина. Настало слякотное 22 ноября 1909 года. Сразу начались эстетические безобразия – по дороге машина Гумилева застряла, нагнали противники. Общими усилиями секундантов и дворников машину вытащили, потеряв пресловутую галошу, но дуэльный кодекс валился к морским чертям-габриакам.

Толстой замечает: «Когда я стал отсчитывать шаги, Гумилев, внимательно следивший за мной, просил мне передать, что я шагаю слишком широко. Я снова отмерил пятнадцать шагов, попросил противников встать на места и начал заряжать пистолеты. Пыжей не оказалось, я разорвал платок и забил его вместо пыжей, Гумилеву я понес пистолет первому. Он стоял на кочке, длинным, черным силуэтом различимый в мгле рассвета. На нем были цилиндр и сюртук, шубу он сбросил на снег. Подбегая к нему, я провалился по пояс в яму с талой водой. Он спокойно выжидал, когда я выберусь, – взял пистолет, и тогда только я заметил, что он, не отрываясь, с ледяной ненавистью глядит на В., стоявшего, расставив ноги, без шапки. Передав второй пистолет В., я по правилам в последний раз предложил мириться. Но Гумилев перебил меня, сказав глухо и недовольно: «Я приехал драться, а не мириться». И вот на счет «три» Гумилев стреляет, но у стрелявшего одновременно с ним Волошина – осечка, сам он вспоминал: «...Гумилев промахнулся, у меня пистолет дал осечку. Он предложил мне стрелять еще раз. Я выстрелил, боясь, по неумению своему стрелять, попасть в него. Не попал...» Гумилев требует стрелять снова, и снова у Волошина осечка.

Полунин в биографии Гумилева пишет о дальнейших событиях: «После второго выстрела князь Шервашидзе крикнул Толстому: «Алеша, хватай скорей пистолеты!» К Волошину подбежал граф Толстой, выхватил у него из рук пистолет и выстрелил в снег. Гашеткой графу ободрало палец. Гумилев тут же стал настаивать: «Я требую третьего выстрела!» Гумилев ничего не простил, руки Волошину не подал, настаивал на продолжении, но его не слушали. По словам Толстого, отлично стрелявший Гумилев, и стрелявший серьёзно, не попал оттого, что в пистолеты насыпали двойную порцию пороха. От этого усилилась отдача и уменьшилась точность.

Гумилева суд приговорил к неделе ареста с отбыванием на квартире, Волошина – к одному дню. Со всех – секундантов и участников – взяли по десяти рублей штрафу. Впрочем, если б кто-то попал в своего противника – вышло иначе. Не говоря уж о том, что никто из дуэлянтов не служил – по военному ли, по гражданскому ли ведомству. А карьера поэта не разрушается таким способом.

Что из всего этого следует? То, что дуэль произошла вовсе не из-за Черубины, а из-за Дмитриевой. Далее: мы не знаем и, видимо, не узнаем, что именно сказал про Дмитриеву Гумилев. Правда, обывателю часто нужно, чтобы стало понятно, кто лучше, кто хуже. «Мы показали вам драму «Пиф-паф», охотник и заяц – кто прав, кто не прав?» В случае с дуэлью 1909 года – то же самое. Тут существуют две проблемы – первая возникает в тот момент, когда с привычками 2009 года начинают судить о привычках 1909-го. Эти социальные привычки и знаки разные, и даже одни и те же слова имеют разный вес.

Вторая проблема заключается в некотором неосознанном обожествлении Гумилева (особенно это заметно после романа Успенского и Лазарчука «Посмотри в глаза чудовищ»). Они-то написали его хохоча, а вот народу действительно нужен был интеллектуальный рыцарь. Не всему народу, а именно читающей интеллигенции, которой нужен не Иван-дурак, а все-таки Иван-царевич. Но в самом желании она от народа не отличается. Если внимательно рассматривать жизнь и поведение Гумилева, то он выходит вовсе не иконописен. Часто он смешон, часто – неловок. Что ж с того? Он живой человек, а не рыцарь-функция. И, наконец: это действительно зеркальное отражение пушкинской дуэли. Только это вовсе не возвращение трагедии фарсом. Недаром участники ищут антикварные пистолеты, долго не находят нужные, наконец, обретают у барона Мейендорфа пистолеты пушкинских времен с гравированными именами прежних дуэлянтов. (Понять бы, кстати, куда они потом делись.) Они как бы подчеркивают преемственность, а получается, что подчеркивают различие. На фоне этических экспериментов Серебряного века эта история не выдающаяся – просто самая известная. И потому тоже ничего веселого в ней нет. Часы урочные бьют независимо от поэтической суеты, отсчет начат, и с этого ноябрьского утра пять лет до мировой войны и восемь – до взятия Зимнего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
647
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
365
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
687
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
428

Другие новости