0
1845

06.07.2006 00:00:00

Королева бала

Тэги: николаева, творчество


Афанасий Фет писал про Горация: «Он ужасно криво пишет, а это я только и ценю в поэте и терпеть не могу прямолинейных». Вот и Олеся Николаева никогда не писала прямолинейно. Ее поэзия – это сплошное метание между роскошью и аскезой, между игрой и молитвой, между Ольгой Вигилянской в бытовой жизни и Олесей Николаевой в жизни поэтической. Впрочем, она осознанно выбрала свою судьбу.

Там – за именем – судьба совсем
иная
Открывается, лицо совсем иное.
Даже время по-другому ходит,
Даже мир – и тот глядит иначе.
О, как жаль не бывшего – и Ольги
Вигилянской: у нее изящней
Получился б этот праздник
жизни.
Этот выход в сапожке
испанском!..

Напряжение, энергетика ее поэзии – это напряжение и энергетика в борьбе со своими искушениями. Олеся Николаева и сама не скрывает этого: «О, какое же это искушение для поэта, когда он непременно хочет понравиться всем, отчебучить что-нибудь этакое, чтобы всех поразить! И чтобы все говорили: о, как он понравился нам своими новинками, этот поэт, как он удивил, как много у него всяких находок, диковинок и всего, всего!»

Помнится, то же самое писал Юрий Кузнецов об ахматовском женском «самолюбовании» в «ста зеркалах». Конечно, Олеся всю жизнь пытается бороться со своим тщеславием, с избыточной эмоциональной чувственностью, с личными переживаниями во имя принадлежности к церкви. Как она пишет: «Церковь, как и искусство, – не автомат добра, а область свободы, этой страшной человеческой свободы. Когда ничтожный (в смысле своих возможностей перед вечностью) человек может сказать Богу – нет, Бог не совершает над ним насилия. Единственное, что может сделать церковь, это отторгнуть от себя человека, который не желает к ней принадлежать». Но и в контексте православного учения Олеся всегда ищет свою свободу выбора. Она искренне боится собственного своеволия, что так хорошо отражено в ее романе «Инвалид детства». В ее воцерковлении отчетливо видно женское чувственное начало. В ней всегда сильно эстетизированное, театрализованное мировосприятие. Впрочем, и к Церкви она пришла скорее не путем познания, а своим практическим служением – на послушании в Пюхтинском женском монастыре, работая шофером у священника.

Все со мною пребудет, что я
полюбила, – да!
Разложу пред Господом сил,
Господином лет:
– Посмотри, у меня и Твоя земля,
и Твоя вода
Сохранили вкус, сохранили запах
и цвет.
И готовы к вечному празднику
города┘

Но куда же ей деться от мирских чувств, переполняющих ее душу, от мирских прелестей, от постоянного спора то ли с ангелом, то ли с бесом своим? Добрую треть своих стихов поэтесса ведет отчаянную борьбу с властным повелителем ее чувств, распорядителем ее стихов. Земной ли это друг, возлюбленный, учитель, или одинокий демон, нам, читателям, знать не дано, да и не нужно.

Только стоило выйти из дома
так поздно,
Что деревья сбегались все вместе
и грозно
Тень ложилась сплошной пеленой.
Тот же самый таинственный
и безымянный
То ли ангел мой, то ли мой бес
окаянный
Чуть поодаль шел следом
за мной.

И этот неведомый герой, неведомый властитель ее дум сопровождает Олесю вплоть до небесного Ерусалима. И никак не поладить, не спеться им двоим, ни порвать, ни расстаться. Ужасно еще и то, что речи его полны ересью, поступки полны коварства, в душе царит раскол.

┘Ты теперь еретик и
раскольник.
Перейдя роковую черту.
Рассыпаешь мой дактиль,
мой дольник,
Мой анапест в опальном скиту.

Даже в стихах не уберечься от личных трагических переживаний, не укрыться и в послушании. Ибо чувства переполняют душу поэта. И все не расскажешь в коротком четверостишье, не отсюда ли эта потайная тяга к сверхдлинным повествовательным стихам, к неклассическим метрам – дольнику, акцентнику? Поток лирического сознания, еретически тревожащий православную душу.

Я все больше думаю о твоем
вероломстве,
Двуличии и коварстве.
Если найдут мои дневники,
в потомстве,
Выйдет распря о нас┘

И при этом читатель замечает неиссякаемое самомнение поэтессы, уверенность, что дальнее потомство будет ценить и жадно перепечатывать ее дневники. Это еще один нерукотворный памятник, но сохранится ли он? Впрочем, без этого чувства собственной значимости, наверное, и невозможна поэзия. Но как примирить живые трепетные чувства женщины и глубинную, пронизывающую тягу ее к полноте религиозного сознания? И опять вспоминается Анна Ахматова, ее наполненность земными грешными чувствами и ее высокая отрешенность от быта в молитвенных стихах. Вспоминаются и размышления Бориса Эйхенбаума о метаниях поэтессы между будуаром и кельей. При том что Анна Ахматова и Олеся Николаева мало в чем поэтически схожи. А вот от женской судьбы отказаться невозможно. В своих вольных метаниях Олеся в лирике становится куда более сокровенна и откровенна, чем иные нынешние поэтические блудницы. Но если Анну Ахматову жизнь, не спрашивая ее, развернула от богемного состояния «царскосельской веселой грешницы» к положению свидетельницы народных страданий, то Олеся Николаева стезю свою выбрала сама.

Ее поэзия изначально была – блаженное иноязычие. «Чужбина, именуя которую и наделяя ее бытием, обретаешь родину». Я помню еще те первые поэтические вечера в начале семидесятых в Доме художника на Кузнецком мосту, в котором вместе с Володей Вигилянским, Алексеем Приймой, Алексеем Парщиковым и другими метареалистами выступала студентка литературного института Олеся Николаева. Помню мир, ее окружающий: праздничный, элитный, вполне космополитный. Стихи ее мне и тогда нравились, но думал я, прорастет новая искусная мастерица, кокетливая жеманница, новая насмешница и любимица всех друзей, пишущая свои стихи в ларец избранных.

Дорогой! То, что хотела сказать
вчера,
Говорю сегодня: мне бы хотелось
обзавестись домом,
Наряжаться, принимая гостей,
устраивать вечера
«С направлением», держать
салон, выходить с альбомом
К именитым гостям. Чтобы,
запечатлев
Свое присутствие здесь словами
«милой хозяйке┘»,
Целовали мне руку┘

Я ждал от Олеси Николаевой изысканных стихов о любви. И они появлялись. Я ждал тончайших акварельных зарисовок природы, волшебного богатства красок. И читал с наслаждением пейзажные зарисовки в ярком метафорическом облачении:

О, всегда я дивилась искусствам
изысканным этим,
Дерзновенным художествам –
птицам, растениям, детям.
И мне нравились их имена –
аспарагус и страус.
Завитки насекомых – вся нотная
грамота пауз.
Над лугами летают поющие
альт и валторна.
И ничто не случайно у них,
и ничто не повторно!

И вдруг из элитарных салонов и богемных шумных застолий, из бражничанья и фрондерства на грани фола прелестная во всех своих земных проявлениях, литинститутская королева красоты Олеся Николаева погружается сначала в традиционную патриархальную семейную жизнь, рожает одного за другим троих детей, а потом и вовсе обращается к нашему русскому христианству без всяких католических или протестантских примесей, столь свойственных русским интеллигентам. Думаю, переход к христианству и христианской поэзии давался Олесе Николаевой не так уж просто.

А ведь добилась же в своих лучших стихах исполнения мечты, стала не просто христианкой, но и христианской поэтессой, с легкой раскованной речью, с добротным русским языком, с пристальным чисто женским вниманием к деталям вещного мира, превращая этот суетной мир в метафизические притчи. Думаю, роман в стихах «Августин» уже останется в православии памятником христианского поэтического мироотношения. Удивительно, но и читается этот богословский роман в стихах, вроде бы старомодный и по форме, и по содержанию, увлекательно, держит читателя в напряжении. Редкая удача, сравнимая, пожалуй, с христианскими стихами Пастернака к «Доктору Живаго». «Августин» – может быть, одна из вершин и ее, и современной поэзии. Но и в «Августине» поэтесса не скрывает всех искушений, которых то удавалось, то не удавалось избежать. Впрочем, без искушений и напряженного почти детективного действия «Августин» превратился бы в пересказ творений святых отцов церкви Иоанна Златоуста и Исаака Сирина.

Думаю, легче было бы пройти этот путь ко Христу и христианским стихам почвеннику Николаю Рубцову или моей поморской землячке Марии Авакумовой. А Николаю Тряпкину этот путь и проходить не надо было, он рос сызмальства в нем. Но чем труднее путь, тем выше вершины. Мир либеральной интеллигенции, с юных лет окружавший Олесю Николаеву, в России традиционно атеистичен и еретичен, насмешлив и ироничен. Как хранить веру в постоянном общении с Давидом Самойловым, Юрием Левитанским, Андреем Синявским, большими мастерами, но отнюдь не воцерковленными людьми. Там ценятся знания, мастерство, но к любой вере относятся со скепсисом. Впрочем, этот мир подробно описан в романе Олеси Николаевой «Инвалид детства». И не ошибусь, если предположу, что образ Ирины, выцарапывающей из монастыря своего сына Сашу, во многом списан с самой Олеси. Все ее переживания и трудности преображения, врастания в религиозное сознание описаны с высшей достоверностью.

Ей с детства довелось царить на всех балах, стихи писала с семи лет, да и читала их не школьным подружкам, а самым именитым поэтам. Вот из записей Давида Самойлова за 1974 год: «Олеся читала стихи, доказывающие ее дарование, но очень несложившиеся, велеречивые по-ахмадулински. Абстрактные чувствования. Мало шкуры┘» Хотя авансом мастер написал предисловие к ее подборке в «Дне поэзии» в том же 1974 году: «Олеся Николаева совсем еще молодой поэт – ей восемнадцать лет. Как легко написать такую фразу. И как трудно тому, о ком она сказана, оплачивать позже так запросто приобретенное звание┘» Вот и платит Олеся Николаева по всем счетам до сих пор. Полновесной поэтической валютой. Признал ее по-настоящему и Давид Самойлов, уже всерьез и очень верно на примере ее поэзии сравнивая ее поколение с шестидесятниками: «Черты нового поколения по сравнению с предыдущим:

Те «громкие» – эти тихие.
У тех динамизм жизни – у этих
статика.
Те выходили дружно, напористо –
эти медленно, поодиночке.
Тем важны толпа, эстрада,
форум – этим свой угол.
Те – острая форма, эти –
приглушены.
У тех тема гражданского
поведения, у этих жизнь души.
У тех – лидеры, у этих нет».

Поражает зоркость видения Давида Самойлова, еще в 1975 году он высказал, пожалуй, все главные слова о нашем поколении одиночек, до сих пор медленно входящих в литературу. Также по первым стихам разглядел он и гений Юрия Кузнецова.

Олеся Николаева – поэт уникальный, соединяющий на ниточку своей женской судьбы и интуиции невозможные, несоединимые мотивы. Становясь своей и для суровых монастырских старцев, и для веселой детворы, и для эстетствующих ценителей прекрасного, и даже для воинов – защитников Отечества.

Ходила я по земле Отечества
моего.
И поняла я, что не все оно здесь,
перед глазами.
Ибо и на безднах, и реках имя его,
И на горах – в ледниках и
вулканах с огненными языками┘
Кажется, вот оно – размахивает
тысячами ветвей!..
А оно – в небе корнями нас
защемило.
Ибо нет для Отечества моего
отошедших в персть сыновей.
Но – почившие да усопшие до
побудки архангела Михаила.

Всех, кто хочет разобраться в простой для восприятия, живой, почти разговорной, прозаической строфе Олеси Николаевой и одновременно крайне сложной с нормативной литературоведческой точки зрения, отсылаю к, пожалуй, самой блестящей работе по ее поэтике, увы, рано скончавшегося талантливого литературоведа Владимира Славецкого. Он пишет о том, что Олеся «┘компенсирует якобы отвергаемую поэтическую дисциплину другими средствами. Ведь подавляющее большинство текстов Николаевой – рифмованные, поэт не отказывается от рифмы и в тех случаях, когда строка становится «сверхдлинной» и где есть риск ослабить единство и тесноту стихового ряда, выразительность вертикальных связей стиха┘ Вообще поздняя Николаева отдает предпочтение неклассическим метрам – дольнику, тактовику, акцентнику. Причины здесь разнообразные – от общей тенденции нашей поэзии к сходству с естественной речью до фольклорных влияний и воздействия литературных имитаций народного стиха, например опытов в жанре стихов духовных┘». Все недавние статьи об Олесе Николаевой, переходя к поэтике, по сути, в той или иной мере повторяют точный анализ Славецкого.

Вот и мне остается лишь повториться, опровергая уже надоевшее настойчивое напоминание о ее именитых предшественниках от Пастернака до Бродского. Бросьте искать ее учителей в привычных для вас местах.

Во-первых, прежде всего ее формотворчество, ритмопоиск связаны с духовной поэзией, с церковной словесностью, с молитвословными стихами, с литургической поэзией. Помнится, и Олег Чухонцев обратил внимание на гимническую и одическую традицию в ее творчестве в библейском варианте. И критик Евгений Белжеларский признавал, что «стихи Олеси Николаевой – религиозная поэзия, владеющая контекстом. Оригинал, а не копия. Среди ее предшественников и создатель философской оды Державин, и Роман Сладкопевец, и, ежели угодно, царь Давид». Мне кажется, Олеся Николаева по-настоящему впервые обогатила светскую поэзию всем богатством форм литургической поэзии.

Во-вторых, почему-то забывают, что отец у Олеси был совсем даже неплохой поэт-фронтовик, оказавший на свою дочку колоссальное влияние. Думаю, все же многое в характере и в судьбе Николаевой от отца. Я немного знал его в юности, помимо знакомства с Олесей, знал как молодой начинающий критик. Александр Николаев – однорукий, крепкий мужчина (руку потерял на войне), но совсем не кичившийся ни своей инвалидностью, ни фронтовыми заслугами. Ценитель русской и мировой классики, Контактный в общении. Близость к отцу, кстати, тоже не давала Олесе Николаевой еще в доцерковные времена совсем уж уйти в книжный элитарный мир. Тянула в другую, традиционную поэзию. Может быть, и без воцерковления она бы пришла к постижению в своей поэзии народности, к характерам простых людей, слишком уж силен в ней отцовский замес.

От отца, думаю я, и идет в поэзии Олеси Николаевой понимание поэзии как духовного подвига, как служения людям. «Поэт на Западе – профессор, филолог. Поэзия – род литературной деятельности. Или – самовыражение. Или – психотерапия. А у нас поэт – пророк. Поэзия – служение, духовный подвиг. Оттого наш слух «чуткий парус напрягает». Ловит с неба искры Божьи, золотые энергии и швыряет в толпу, прожигает одежду, кожу┘ Воистину – читаешь стихи – дух захватывает. А пишешь – и чувствуешь, как целый столп энергии извергается из тебя».

Традиционно русское, национальное отношение к поэзии тоже вполне могло оттолкнуть от Олеси Николаевой кое-кого из негодующих по поводу присуждения ей национальной премии «Поэт». Не влезает в их формат. А тут еще и несомненные имперские мотивы хотя бы в том же «Прощании с империей», и неприятие нигилизма по отношению к прошлому, к страшной и величественной народной войне, которую столь самоотверженно прошел ее отец. И уже поэтому Николаева никогда не сможет забыть подвиг отцов. Как бы ни иронизировали по этому поводу иные ее либеральные коллеги.

Как отец мой к Большому
театру летит – погляди! –
Чая встретиться там
с фронтовыми комбатом,
начдивом┘
Он в особом костюме таком,
где пиджак на груди
Орденами проколот –
в костюмчике этом
счастливом!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
504
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
520
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
544
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
626

Другие новости