0
1682

10.02.2005 00:00:00

Что такое хорошо и что такое плохо

Тэги: дети, литература


О детской литературе говорить всегда труднее, чем о взрослой. Поскольку во взрослой, скажем так, немассовой, разбираются если и не единицы, то немногие. А в воспитании, обучении и чтении детей разбираются вроде бы все.

С другой стороны, детская литература и жанр особый. Ведь дети - народ восприимчивый. И слово для них гораздо больше, чем просто набор букв. Слово - это самое начало маленького человека. И оттого, каким оно будет: бранным, умным, неряшливым, злым, хитрым, глупым, - зависит многое в характере человечка. Слово, прорастая в душе ребенка маленьким семечком, формирует, строит, создает его внутренний мир и храм.

Взрослый человек в этом отношении более консервативен. И более разборчив. Ребенок же в большинстве случаев лишен возможности выбора. Он ест, что дают, и слушает то, что читают ему папа и мама, воспринимая окружающий мир на взгляд, на запах и слух.

Если родитель хочет, чтобы дитя не выросло дикарем, то и слово должно быть красивым и, если хотите, правильным. Еще Чуковский в книге "От двух до пяти" предупреждал: "О чем мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, жадно впитывая в себя наши слова, требует, чтобы в них была безупречная логика, и не прощает нам ни малейших нарушений".

Детский автор в большинстве своем - тоже фрукт особый, с массой заблуждений, главное из которых: для детей писать легче, это невзыскательный потребитель.

"Невзыскательный" - еще мягко сказано. До последнего времени в нашей детской литературе считалось, что ребенок - сродни придурку. Как в любимой многими сказке Петра Павловича Ершова "Конек-горбунок": "Младший вовсе был дурак"┘ А поэтому писать для него можно спустя рукава, несерьезно, главное, чтобы весело. В первую очередь самому автору. И, разумеется, издателю.

За примерами ходить далеко не надо. Заглянем на книжную полку любого книжного магазина.

В свое время известное московское издательство выпустило продолжение сказки Алана Милна "Винни-Пух и все-все-все". Автор - Дина Геллерт. Сказка называется "Как Пятачок стал врединой". Самое забавное в ней даже не текст, а иллюстрации. Пятачок превращается из милого розового поросенка в большого зубастого хряка в игривом таком тельнике, словно урка из блатной песенки. И вот-вот голосом Круга запоет: "Магадан - город северный┘"

Из-под тельника, который явно не по размеру разросшемуся вширь хряку и напоминает женский топик, игриво выглядывает пупок. Таким макаром Пятачок и бегает по страницам книги, иногда для разнообразия демонстрируя маленькому читателю свой зад.

Задняя часть в этой книге - чуть ли не лейтмотив. Наиболее впечатляет натура взвившегося над столом борова-учителя, которому вредный Пятачок подложил кнопку. Его "тыл" занимает, кажется, не полстраницы.

Впрочем, возмездие в конце концов настигает и нашего свинообразного Мишку Квакина. Ночью ему снится страшный сон - голубые свиньи. И Пятачок раскаивается. Ему стыдно. Он больше не будет: "Пятачок проснулся, и так стало ему горько!"

А вот детская книга с политической конъюнктурой - Сергей Михалков "Стихи. Сказки. Басни". В старые добрые времена классику детской литературы приснился пророческий "Сон", что вот он будто бы на корабле, который везет его из родной советской страны прямо в загребущие руки капиталистов:

"Смеется кто-то надо мной:
"Попался, пионер!"
А я хочу домой!
Домой!
Домой в СССР!"

Капиталисты не пускают Сергея Владимировича домой, но в конце концов он весь в поту просыпается:

"Как хорошо, что наяву
Я не в Америке живу!"

И это очень правильно, детей надо готовить к тому, что сказка очень скоро станет былью, заранее. Пусть дитя привыкает, пока на подсознательном уровне.

Ну и куда, в каком направлении идем мы дальше с Пятачком и с томиком Михалкова под мышкой? Это большой, большой секрет. Только детские поэты, наверное, знают его:

"Посреди двора есть люк открытый,
В глубине шевелится вода.
Вон дурак идет набитый -
Он сейчас провалится туда!"

Чтобы идти в правильном направлении, надо сначала выучиться. Как в книжке Альберта Иванова - "Великая тайна": "Когда же я тебя плохому учил? - обиделся Хома. - "Пример? Пожалуйста. Говоришь: "Айда на поле горох тырить!"

А вот еще нравоучительная книга Курляндского "Ну, погоди! Или двое на одного". Стиль изложения самый что ни на есть кондовый: "Сваво неба мало?", "Жана у тебя старая", "Чистей не бывает" (о мытье посуды). И далее: "Зайчишку этого изобьем. За все! За капустку. За морковку. За дедов наших, без вины погубленных. За отца твоего, от козы погибшего. За папу моего охламона. Чтобы помнили Зайцы. Всех времен и народов. Во веки веков!"

И еще:

"- Здорово, солдатик! - раздался противный голос.

Чуть не задев его метлой, пролетела Баба-яга. На одной ноге был валенок, на другой - спущенный чулок. Чулок трепыхался, как перевернутый флаг.

Баба-яга сделала круг и приземлилась.

- Устал, служивый? Переночуй у меня┘"

У Чуковского читаем: "Дети вообще буквалисты. Каждое слово имеет для них лишь один-единственный, прямой и отчетливый смыл". Все было бы замечательно, если бы сами взрослые для начала разобрались, что такое хорошо и что такое плохо. Буквально. А так┘

Есть в детском спектакле МТЮЗа "Золотой петушок", поставленном по мотивам "Сказки о золотом петушке" Пушкина, такой эпизод, когда царь Дадон видит рать побитую:

"Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат,
Оба мертвые лежат┘"

Когда ведущий артист произносит эти слова, другой с возвышения из тачки вываливает на сцену груду окровавленных пластмассовых рук и ног. Родители, чьи дети в зрительном зале, дружно, замирая от ужаса, вздыхают.

А дети - смеются┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
518
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
534
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
560
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
643

Другие новости