0
1844

29.07.2004 00:00:00

Новый самиздат

Тэги: самиздат, поэзия, подполье


Ситуация. У поэта Геннадия Айги грядет почтенный семидесятилетний юбилей (21 августа). Поэт признан во всем мире. А на родине коллега по цеху Вячеслав Куприянов сначала на сайте Стихи.ru, а затем и в печати публикует статью, в которой подвергает жесткой критике творчество поэта, а также пытается доказать незаслуженность его успеха и мировой славы. Текст изобилует цитатами, именами. Складывается впечатление, что Куприянов всю жизнь только и делал, что готовился к написанию этого материала. В своем ответе Вячеславу Куприянову "Простое и неприкрытое зло" (www.futurum-art.ru, раздел Арьергардные события) Юрий Милорава пишет: "От разбушевавшегося Вячеслава Куприянова досталось не одному мне, но и многим другим таким же беднягам с их легкомысленными статьями, исследованиями и монографиями об Айги - Ф.Ф. Ингольду, А.Хузангаю, Л.Робелю, Г.Орагвелидзе, С.Бирюкову, Х.Бьеркегрену, Вл. Новикову, Ю.Серке, П.Франсу. Попутно досталось (это уж и вовсе смешно!) и Казимиру Малевичу. Вячеслав Куприянов постарался не забыть ничего из биографии Геннадия Айги. Дошло дело до того, что причастных к присуждению Айги крупнейшей поэтической премии - немецкой премии Петрарки поэта Збигнева Херберта и главного редактора издательства Ханзер Михаэля Крюгера Вячеслав Куприянов пытается уличить в том, что она была присуждена только из участия к Айги, т.к. поэту невозможно было платить гонорар за ужасно плохо продававшийся в Германии тираж книги (!). Интересно, что по этому поводу думают сами З.Херберт и М.Крюгер?"

...Но это все же лишь повод для разговора. О ситуации в современном российском литературном процессе, которая, на мой взгляд, трагична. Фактически у нас нет культуры слышать

д р у г и е голоса. Да и подать эти голоса, по сути, негде. Иная литература у нас по-прежнему в самиздате, хоть он и печатается - мизерными тиражами - типографским способом. Откуда взяться в России большой аудитории у Айги, если и ему, и другим нестандартным авторам, по сути, печататься по-прежнему негде: я имею в виду российские периодические издания.

В каких толстых российских журналах были опубликованы подборки Айги в последние годы?! Пусть мне их назовут. Альтернативная же периодика, где могли бы печататься нестандартные авторы, не выдерживает рынка и умирает. "Сумерки" Алексея Гурьянова, Александра Новаковского и Арсена Мирзаева, "Дети Стронция" Юрия Беликова, газета "Цирк Олимп" закрылись давным-давно. Татьяна Михайловская, точно Твардовский, отлучена от журнала. Теперь вот и "Вавилон" пал. Остаются несгибаемые Константин Кедров и Елена Кацюба со своим "Журналом Поэтов", битые-перебитые Николай Байтов и Света Литвак со своими малотиражными изданиями, саратовцы Алексей Александров и Дмитрий Голин, издающие один раз в год альманах "Василиск", воронежец Сергей Попов ("Бредень"), сибиряки Игорь Лощилов да Виктор Иванiв ("Драгоманъ Петровъ"). А кто еще?! Поэзия в нашей истинно поэтической стране по-прежнему никому (кроме самих поэтов и, надеюсь, читателей) не нужна. Сотрудники отделов поэзии толстых журналов не ведут активной поисковой работы, печатая старые и проверенные прежде всего советской эпохой имена.

Умение складно зарифмовать пару строк, монотонные, вечные, загнанные в железные тиски стихотворного метра, мысли выдают за поэзию. Ни божества, ни вдохновенья... Читатель грубо дезинформирован. Обманут. Обкраден. И это страшнее коррупции в экономике. Ибо это чревато отупением нации. В итоге магазины завалены вечными евтушенками, асадовыми, дементьевыми, а теперь и вовсе величайшими губерманами и митяевыми.

В связи с этим не могу не сказать о колоссальной ответственности, которую несут редакторы - посредники между авторами и читателями. Ведь то, что они напечатают, то народ и прочтет. Редактор в современных условиях это не литературный чиновник, восседающий в своем кресле и прочитывающий рукописи узкого круга (своих друзей и нужных людей), это человек, СЛУЖАЩИЙ искусству, менеджер, неустанно и щ у щ и й новые талантливые имена, а не только вяло разбирающий самотек.

Если такого понимания своей работы нет, редактор должен уходить. Иначе он приносит вред литературе.

Есть тысячи определений поэзии. И все, наверное, имеют право на существование. Между тем, как правило, за поэзию принимают то, что ею вовсе не является. Зачастую это не чудеса, а ловкость рук, как говорил по другому поводу старик Хоттабыч. Даже люди, обладающие (обладавшие) поэтическими способностями, писали чаще всего не стихи, а прозу. Только рифмованную.

Надо договориться о терминах. Есть поэты и прозаики. Есть прозаики, пишущие в рифму. Есть поэты, притворяющиеся прозаиками, но пишущие нерифмованные стихи (письма Марины Цветаевой, Михаил Пришвин). Сравнивать авторов можно только в рамках своих групп. Например, абсурдно сравнивать достижения Бродского и Айги. Это люди разной поэтической крови. Но уважать-то можно обоих!

Что я подразумеваю под поэзией? То, что нельзя пересказать прозой. Это, конечно, заумные стихи (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, из современных - Сергей Бирюков, Георгий Жердев, Николай Грицанчук и некоторые другие), ОБЭРИУ (Даниил Хармс, ранний Николай Заболоцкий), русская сюрреалистическая поэзия (прежде всего Юрий Милорава, Михаил Лаптев, Элла Бурдавицына), блаженные (Эмили Дикинсон, Ксения Некрасова).

Вот, например, стихотворение Сергея Бирюкова:

Гоголь голый или гость,
голос или горе?
Колос воли, в горле кость,
космос в теплом створе.

Здесь есть все, что должно быть в поэзии. И музыка, и образы, и точные эпитеты, и душа, и боль, и мастерство. Но самое главное - в этих силлабо-тонических стихах нет того, чего в стихах быть не должно. В них нет прозы. Поэзия - это соприкосновение с Иным, неведомым, бессознательным. И чтобы понять (принять) такую поэзию, нужны определенные способности. У кого-то они есть, а у кого-то нет. В конце концов, кто-то любит песни Кати Лель, а кто-то музыку Шостаковича. Не сомневаюсь, что у милой Кати Лель почитателей больше.

Советская поэзия (в том числе и андеграундная) дала огромное количество замечательных, гениальных прозаиков, пишущих в рифму (Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Ян Сатуновский, Генрих Сапгир). Но, конечно, эти талантливейшие люди поэтами (в моем понимании) не являлись.

А вот Геннадий Айги - поэт. Любить и почитать нужно всех настоящих созидателей, но только не геростратов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1996
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1755
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1670
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
2127

Другие новости