0
1228

22.05.2003 00:00:00

Метафизика в действии

Тэги: Лебедянский, Зубов, петербург


Михаил Лебедянский. Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга. - М.: Белый город, 2003, 176 с.

Град сей┘ прекрасными зданиями украшенный, паче по всему Тебе собственно, яко премудрейшему и первейшему его зодчему начало свое долженствующий: тщанием Твоим нововведенное в России и преславное успевшее гридировальное художество, изображенный на хартии приносит.

Слово в похвалу Санктпетербурга┘ при поднесении Его Величеству, первовырезанного на меди плана и фасада Петербурга. 1716 г.

С юбилейных изданий спрос особый. Прежде всего они должны быть торжественными. А что может выглядеть более торжественно, чем первые панорамы молодой столицы гигантской империи? Разве что фейерверки и потемкинские деревни. Иначе говоря, вполне закономерно, что в федеральную программу книгоиздания России, приуроченную к петербургским праздникам, было включено имя русского гравера Алексея Зубова, первого видописца Санкт-Петербурга.

Книга красивая. Из известных гравюр Зубова здесь приведены практически все: ученические копии западноевропейских образцов начала 1700-х гг., первые самостоятельные пробы штихеля середины 1700-х, знаменитые листы с изображением Полтавской битвы и батальные марины 1710-х, портреты Петра и его приближенных, само собой разумеется, панорамы Санкт-Петербурга, и, наконец, последние его работы, созданные уже в Москве. Помимо общего вида зубовских гравюр в книге много фрагментированных иллюстраций, что позволяет вникать в частности гравировального мастерства Алексея Зубова и - главное - в особенности первоначальной санкт-петербургской топографии. Последняя же, как пишет автор, в гравюрах Зубова отражена очень точно. Ведь в те доиндустриальные времена гравюра служила государству одновременно и подручным документом, и пропагандистской акцией.

В отличие от иллюстраций, дающих читателям возможность взглянуть на зубовские творения через фотоувеличитель, текст Михаила Лебедянского носит обзорный характер. Родился, учился, нарисовал, дорос до европейских мастеров, "с большой любовью и талантом изобразил молодой, строящийся и уже приобретающий свои незабываемые черты город". Несмотря на некоторые цитатные вкрапления из работ коллег-искусствоведов 1780-1790-х гг., текст производит архаическое впечатление, эдак на середину 1970-х. По началу обескураживает "краткая характеристика личности Петра I" Маркса-Энгельса, приводимая автором во вступлении. Почему Маркс-Энгельс? Почему, скажем, не знаток петровской эпохи академик Павленко? Чувство досады на неадекватность изложения предмету растет по мере того, как автор разворачивает генеральную линию творческой эволюции Зубова от иконописной традиции Оружейной палаты к реализму. Аллегорические ангелы славы, тут и там снующие по гравированному небу зубовских композиций, не мешают автору заявлять о натуралистическом взгляде художника на мир.

Но не будем углублять в дебри искусствоведческих споров - юбилей Северной столицы превыше всего. Превыше науки, превыше исторической достоверности. Вот ведь возьмем, к примеру, того же Алексея Зубова. Как верно замечает Лебедянский, Зубов, этот мастер, в совершенстве овладевший навыками западноевропейской манеры, по приезде в Москву в поздний свой период начинает работать в старой лубочной традиции Оружейной палаты. Штихель, некогда с такой убедительностью передававший пафос петербургских перспектив, динамику морских сражений, в 1730-е гг. выбивает иератические фигуры святых, и даже в портрете Петра I 1734 года лишь угловатые складки мантии напоминают о декоративных вихрях барочного стиля. Бурные движения, повороты, сильные ракурсы, перспектива - все эти навыки у Зубова как рукой сняло, все осталось в санкт-петербургском периоде его творчества. И вот возникает вопрос: да в какой мере вообще можно говорить о личности художника? Были ли эти произведения проявлением его, как мы бы сейчас сказали, художественной индивидуальности? Или же прав автор "Слова похвалы Санктпетербургу┘" говоря, что Петр I только и был главным зодчим этого города? И никто больше. А может быть, главным зодчим и видописцем был и остается даже не Петр, а неведомый, но всесильный genius loci? Это, впрочем, уже вопрос метафизический. Иконописец же Алексей Зубов, состоявший при печатании гербовой бумаги, в любом случае тут выходит - лицо второстепенное. Такова железная логика истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2324
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1537
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1166

Другие новости