ГОРОД СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Санкт-Петербург. Хроника трех столетий. / Сост. А.Доливо-Добровольский, Н.Харламова. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2003, 720 с.
Казалось бы, обычная хроника обычного города. Триста лет. Да только столько же примерно существует, скажем, и современная русская литература. И вообще с появлением Питера все меняется в отечественной истории.
1710 год. Петербург объявляется столицей России. 1711-й. 11 мая на Городовом острове построен трактир "Аустерия". Также он служит биржей и гостиницей. В том же году - первая в городе типография. 1713 год. В Москве книги печатают все еще старым славянским шрифтом, в Питере - новым светским. 1718 год. Дело царевича Алексея. 1719-й. Первые уличные часы. Петербуржцы начинают встречаться "под часами". 1722-й. Первые частные аптеки. Первые систематические наблюдения за погодой. 1724-й. Академия наук. 1726-й. Екатерина I запрещает в городе кулачные бои. Сами понимаете, безуспешно. 1727-й. В Петербург приезжает великий Леонард Эйлер, лучший математик всех времен и народов. Научный институт столько не прочтет, сколько он написал. И ведь не пьес написал, как Лопе де Вега (еще один пример удивительной творческой плодовитости), а научных трудов в области геометрии, теории чисел, механики и пр. 1729-й. Рождение Софии-Августы-Фридерики, будущей Екатерины II, прозванной Великою.
Ну, и так далее и тому подобное. Хроника тем и хороша, что она как сериал - все никак не кончается. Только гораздо интереснее, к тому же - правда. В той мере, конечно, в какой вообще может идти речь о правде, если разговор идет об истории.
Хроника Доливо-Добровольского и Харламовой построена по годам. С подглавками: "Царская фамилия", "Городская жизнь", "Просвещение", "Наука", "Религия и церковное строительство", "Градостроительство и архитектура" etc. Увы, почти ни одного года не обходится без "Стихийных бедствий". Что ж, таков он, город на Неве, сменивший не раз свое имя, породивший несколько революций. Бог его знает, что там снится крейсеру "Аврора", ясно только одно: сон этот явно неспокойный.
ПОРТВЕЙН И РЕДАКЦИЯ
Мой Петербург. / Сост. Е.Шубина. - М.: Вагриус, Elle, 2003, 384 с.
Самый модный сейчас российский город - Ленинград-Петербург. Модный во всех смыслах. Вот и журнал "Elle" задумал и провел конкурс рассказов и эссе, посвященных Питеру. В книгу, впрочем, вошли не только лучшие работы, так или иначе представленные на конкурсе, но и тексты (в том числе и интервью) известных и достойных людей - тоже, разумеется, связанные городом на Неве.
В первой части перед нами - Татьяна Толстая и Александр Кушнер, Анатолий Найман и Дмитрий Бобышев, Леонид Парфенов (не могу не процитировать: "┘редакция, которая не пьет портвейна, - это не редакция. Я вечно был белой вороной во всех редакциях, в которых впоследствии работал. Поскольку разошелся с "777" и "Далляром", "Молдавским крепким"┘ Питер - вообще пьющий город. По-северному, до чертиков в глазах, много и исступленно. Почитайте Довлатова, а я это все видел своими глазами┘") и Сергей Юрский. Во второй - чуть менее известные, если не считать, конечно, покойной Наталии Медведевой. Самое хорошее (на мой взгляд): в книжке гораздо больше Ленинграда, чем Петербурга. Что справедливо, ведь авторы родились и большую часть своей жизни прожили именно в Ленинграде (или в других городах, но во времена ленинградские).
Сборник разношерстный, разножанровый, но в основном очень хороший, есть рассказы и просто отличные - Ольги Толстецкой, Владимира Вестера, Михаила Окуня, Андрея Шитова, Татьяны Москвиной и пр.
Ну а что Ленинград - город пьющий, так это точно. Москва, например, город сильно пьющий. Ну так Москва и постарше будет.