Поэту редко везет с другими языками, с языками, на которых он не пишет. Не везет пока с русским и Тумасу Транстремеру. Как убедить русского читателя, что это крупный европейский поэт? Восхищенно простонав что-то насчет метафор, которыми полна его поэзия? Но метафорами нас не удивишь. Метафоры, как бы ни хороши они были, только средство. Карл Гейнц Борер объявляет их средством для построения "утопии мгновения", а Ларс Густафсон поэтом такого вида утопии считает Транстремера.
Вдруг стало темно, как во время
ливня.
Я стоял в комнате, вместившей
все мгновения -
словно в Музее бабочек.
(Здесь и далее перевод мой. - А.П.)
<...> Ларс Густафсон пишет:
"Невероятное мгновение - средство вернуть достоинство повседневности: уже одна эта авторская позиция говорит, что поэт - один из нас; с нами у него то общее, что он живет в нашем времени, и, кроме того, он обладает даром - воспринимать. Поэтому он и критик нашего времени, но не в тривиальном смысле, не в смысле формулирования лозунгов. Но прежде всего потому, что его поэтика с его скрывающей в себе какую-то тайну техникой стиха всегда стремится утешить нас: эта действительность с ее угрозами человеку и подавлением его - не единственная реальность". Инструментом для такого алхимического преображения у Транстремера... сиюминутной обыденности в райское золото Густафсон и считает метафору.
Владеет метафорой Транстремер действительно превосходно.
Сосулька свисает с карниза,
словно готический собор вверх
ногами,
стеклянное вымя абстрактной
коровы.
Однако, дополняя мысль Борера-Густафсона и переворачивая ее, я бы сказал, что все наоборот. Не Транстремер владеет метафорой, а она - им. Транстремер - инструмент, метафора - не невероятность мгновения, а мгновение схваченной с помощью метафоры реальности. Реальность столь "мгновенна", что как бы выхвачена из вечности, так что образы, увиденные поэтом и допущенные в действительность стиха, получают характер "картинки поверх картинки", характер аппликации. Они "сплющены", плоскостны - и вместе с тем зримы и ярки. Но эта плоскостность - не что иное, как ось нового измерения.
Апрель и молчание
Безотрадная - в лежку - весна.
Темным шелком канава с водой
стелится рядом со мной
по траве,
ничего не отражая.
Единственный
- от желтых цветов -
излучается свет.
Здесь каждый образ располагается как бы поверх предыдущего и в то же рядом с ним, нарушая все привычные представления о так называемой драматургии стиха.
Вот что действительно ново в Европе. Пока другие занимаются филологическими вывертами или интеллектуальными играми (а у нас еще и отжившим академизмом или эпатирующе-иронизирующими сальностями-банальностями), настоящая поэзия находит новые, чисто поэтические средства для выражения самой себя. Средства эти лежат в сфере вербального, хотя и обогащенного визуальным восприятием. Но поскольку теперь для поэзии несравнимо важнее мгновение, а не, скажем, логическое развитие, или сюжет, или сценарий, то на первый план выходит умение работать с кадром, мастерство монтажа. Теперь поэту нужно хорошо работать глазами и фоторезаком. От этого стихотворение не превращается в абсурд. Логика в нем также присутствует, но эта другая логика, композиция никуда не делась, но это другая композиция. Стихотворение, говоря словами Льва Выготского, переживает процесс "интериоризации", включения в себя, переживания внутри себя, усвоения истории, истории искусств, истории того, "как это делается".
В разные века роль лидера брали на себя разные виды искусства. Поэзия, на протяжении всего ХХ века плетущаяся в хвосте музыки и живописи, тоскует по своему центральному, направляющему положению. Синтез искусств, о котором мечтали романтики, возможен в слове. Но идти к нему надо через слово, а не через нагромождение разновидовых приемов, как это было еще раньше у Вагнера. Отравленным цветком для юношества назвал его оперы Ницше и был прав - в том смысле, что путь оказался тупиковым, никуда не ведущим.
От одной утопии к другой вынуждено двигаться искусство с момента потери сакральности, выпадения из ансамбля сакрального пространства, создаваемого (часто анонимными) средневековыми мастерами. По-видимому, и стремление к синтезу искусств у романтиков продиктовано такой (не всегда осознанной) тоской по утерянному сакральному пространству. Но синтез может происходить и внутри стиха, нужно только увидеть искусство слова как синтезирующее искусство. Если рассматривать этот процесс исторически, то путь тут такой: аллегория - символ - синтез реальностей (реальности как действительности и реальности стиха).
<...> Действительная новизна, как уже было сказано, не здесь. Транстремер, и не только он, может быть, только первая ласточка преображенной поэзии, достойной продолжить великие традиции. Но это уже движение.
Вот, например, стихотворение:
Бессловесная ненависть пишет
на стенах граффити.
Груши цветут под наркозом
весны,
голосиста кукушка.
Но бессловесная ненависть
пишет воззвания на гаражах.
Мы смотрим, но видим не мы,
вертикальные, как перископы,
в нас глядит экипаж нелюдимых теней, что скрывается в толще
земли.
Минута с минутой сражается
насмерть. Палящее солнце
поджаривает передвижной
лазарет, автостоянку болезней.
Мы - гвозди живые, вбитые
между голов!
И сразу станем заметнее
на фоне других,
если почувствуем смерть, словно
воздух под мощным крылом,
дикость и нежность, которая
больше, чем здесь.
Слова (не все стихотворение!), словосочетания, отдельные фразы становятся действительностью откровения, предостережения, лозунга, краткого и емкого. Действительностью этого странного - бьющегося, пульсирующего, дрожащего под рукой! - рисунка словами. Вот где происходит перетекание одной реальности в другую! Вот где находятся истинные, повторимся, чисто поэтические способы существования материи стиха. Впечатление такое, что здесь действительно скрывается какая-то тайна - в технике ли стиха шведского мастера, в чем-то другом. Но она опровергает любые утопии, в том числе и "утопию мгновения" своей принципиальной и парадоксальной явленностью.