0
1959

28.06.2001 00:00:00

Они о нас

Иван Задорожнюк

Об авторе: Иван Евдокимович Задорожнюк - кандидат философских наук.

Тэги: советология, русистика


Идеи в России. Ideas in Russia. Idee w Rosiji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielsky pod redakcja Andrzeja de Lazari. Lodz: Semper - Ibidem. T.1. 1999. S. 492; T.2. 1999. S.478; T.3. 2000. S. 502; T.4. 2000. S. 674.

ТО, ЧТО старая советология испытала, можно сказать, общесистемное поражение в плане оценок жизни на пространстве в одну шестую земного шара и соответствующих прогнозов, общепризнанно. И то, что изучать новую страну Россию с опорой на видения и оценки истории России старой, тоже. Но вот наладить это изучение, подвести под него научный фундамент... Изучающих Россию много, школ по русистике мало - но таковые есть. Одно из свидетельств - четырехтомный Лексикон "Идеи в России", выпущенный Институтом международных исследований Лодзинского университета в основном силами отдела, "отставшего" по своему названию от жизни, - приведем его название по-польски (с надеждой, что перевод не потребуется): Interdyscyplinarny Zespol Badan Sowietologicznych...

ЗАПОЛНЕНИЕ ПУСТОТЫ

И тем не менее вопреки табличке "Слон" на клетке попытаемся обнаружить там буйвола - некоторые достаточно серьезные предпосылки новой русистики.

Общий объем вышедших томов - более 2100 страниц; обещано выпустить уже в новом тысячелетии еще один его том (в чем, как мы увидим, есть необходимость) - страниц, думается, в 900... Кто бы на такое сподвигся в столь нелегкие и неопределившиеся времена! Спасибо, Лодзь, спасибо и за то, что добротное издание выходит в Польше - стране, которая, казалось бы, должна служить оплотом некой всеевропейской и прозападной духовной оппозиции России...

В первую очередь обратим внимание на название труда - "Идеи в России". Справочников русскоязычных и даже иноязычных - по русской философии, культуре, политической истории и т.д. - уже достаточно. Но рассматриваемая работа - первое и пока единственное издание в жанре, уже устоявшемся на Западе: история идей. Ее определение сводится к тому, что это совокупность знаний об исторических условиях появления общественных идей и их формах в связи с личностными судьбами их носителей, об идеологически-культурном контексте их возникновения и эволюции; данная дисциплина для современной отечественной науки достаточно новая, хотя ее контуры были неплохо прочерчены известным исследователем Ивановым-Разумником. Рецензент является соредактором его трехтомной "Истории русской общественной мысли", выпущенной в 1997 г. издательствами "Республика"/"Терра"; нужно упомянуть и такие фундаментальные исследования, почему-то приходящиеся на начало ХХ века, точнее, на период с 1906 по 1916 год, как Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции". Ч. 1-2, 1906-1907; Г.В. Плеханов. История русской общественной мысли. Ч. 1-3. 1914-1916, примыкающая к ним выпущенная в 1913 г. на немецком языке книга Т.Г. Масарика "Россия и Европа", переводимая тоже не без участия рецензента, при поддержке РГНФ на русский язык - ее первый том вышел в 2000 г.

Взявшись описать специфику русской идеи с позиций истории идей как раз между первой и второй революциями в стране, перевернувшими и весь мир, а также стремясь в какой-то мере оценить итоги 300-летнего царствования Романовых, авторы указанных трудов пришли к весьма нетривиальным выводам, не потерявшим своей значимости и почти 100 лет спустя - недаром некоторые из указанных работ переиздаются. Но это не отменяет необходимости сделать резкий шаг вперед, преодолевая постсоветологическую парадигму изучения России и ее, как говорится, "зряшное" - как раз вследствие надуманной смелости - отрицание специфики ее истории.

После 1917 г. это приложение жанра истории идей к духовной истории прервалось. В СССР господствующие позиции заняла марксистская критика (которая могла быть и продуктивной, умной), на Западе же - советология (которая могла быть и пустопорожней, глупой). После ухода с первых позиций данных дисциплин появилась некая пустота и возник соблазн заполнять ее, можно сказать, чем угодно. Возьмут, например, исследователи тезис о том, что-де красота спасет мир, или метафору о "вечно бабьем" в русской душе - и пошла писать губерния... в основном бабьи же сплетни вместо неангажированного анализа и обоснованных выводов.

Но, слава Богу, ситуация меняется, и значимым моментом здесь можно назвать выход нескольких справочных изданий на русском языке (наиболее полным и взвешенным можно здесь считать словарь "Русская философия", вышедший под общей редакцией М.А. Маслина в 1995 г. в издательстве "Республика").

Более серьезную задачу поставили перед собой и во многом осуществили издатели, составители и авторы рассматриваемого издания. Рискнем заявить, что даже попытки нового подхода к ней заслуживают еще более высокой оценки, поэтому Лексикон, несмотря на то что ниже мы будем говорить в основном об ошибках или почти только об ошибках и упущениях, в чем-то носит нормативный характер для новых исследований в области уже постсоветологической русистики.

ФИЛОСОВ-ГУМАНИСТ КУРБСКИЙ

Следует учесть продуктивную и оригинальную форму подачи материала: в трех колонках в каждом томе приводятся одинаковые тексты соответственно на русском, польском и английском языках, а в четвертой - богатая библиография на этих и других языках. То, что Лексикон "Идеи в России" как раз многоязычное издание, особо примечательно не только в плане расширения аудитории читателей; важнее то, что формируется полиязычный дискурс в анализе рассматриваемых проблем - поэтому оно может претендовать на первую и весомую позицию в создании того, что можно назвать постсоветской русистикой. Может быть, и не в полном объеме, но на новом фундаменте. Он открывает и новые исследовательские перспективы, расширяя круг заинтересованных оппонентов за рамки профессиональных экс-советологов и узких специалистов по России, в основном филологического профиля (достаточно просмотреть многочисленные периодические издания на английском, французском и немецком языках - едва ли через номер очередное эссе о "Носе" Гоголя да "Собачьем сердце" Булгакова, работы эти нужные и интересные, в чем-то и политические - но ведь надо изучать и более глубокие темы в широких контекстах!). Это перспективы и междисциплинарного, и кросс-культурного, и компаративистского характера, что отражается, кстати говоря, и на отборе словника, и авторов из почти десятка стран, и даже в определенных несостыковках в рамках статей об одной персоналии или теме.

В Лексиконе можно выделить несколько групп статей: 1) Персоналии (около половины названий и немногим меньше общего объема Лексикона); 2) Статьи по идеологическим направлениям (в первом томе, например "Антисемитизм" и др.); 3) Статьи справочного характера (например, "Балалайка", "Герб" и т.п.); 4) Обобщающие статьи ("Древнерусская мысль", "Психология" и т.д.). Пожалуй, последние делят на три относительно равные части (по объему) остальное пространство Лексикона.

Что касается Персоналий, то весьма отрадно, что первый том открывается статьей о С.С. Аверинцеве, отечественном современном философе и культурологе, который не только смог, сумел и посмел сохранить "чуждые" марксизму исследовательские интенции, но и развить их до нового уровня. Статья показывает, в чем заключается данное развитие (правда, ее автор забыл упомянуть и о византологических исследованиях Аверинцева). Но важнее, что она содержит и сведения о месте рассматриваемого мыслителя в русле истории идей. В частности, на указание на их преемственность с А.Ф. Лосевым.

А вот места для статьи о последнем в Лексиконе не нашлось, во всех четырех его томах... Не успели? Не преуспели? Оставили для "резервного" тома, о котором заявлено в аннотации к четвертому тому? И где статья о Д.С. Лихачеве? Хорошо хоть М.М. Бахтин попал... Но в любом случае С.С. Аверинцеву, человеку, благоговеющему перед идеей культурной и идейной преемственности, вряд ли понравится отсутствие двух первых имен.

Как говорится, дальше - больше... Нет Персоналий по таким несущим в истории идей России фигурам, как Бакунин и Вернадский, Победоносцев и Радищев, Сеченов и Струве, Флоренский и Федоров... Зато есть Байрон и Александр (оказывается) Гельевич Дугин, теолог Павел Евдокимов и Николай Николаевич Страхов (1852-1928), едва ли не единственная особенность которого - его отличие от философа-почвенника Николая Николаевича Страхова (1828-1896)... И еще десятки вовсе необязательных Персоналий...

Конечно, легко объяснять да упрекать. Может, виновниками такого "наличия отсутствия" являются не издатели и составители, а не выполнившие своих обязательств авторы. Тогда рискнем предложить свой далеко не оптимистичный вариант: дайте хотя бы компиляции из русскоязычных справочных изданий! Бакунин - да разве можно представить без этой ключевой и предельно противоречивой фигуры историю не только русской, но и мировой духовной мысли!? А В.И. Вернадский, чьи идеи востребованы на рубеже ХХ и ХХI веков так же, как и почти столетия до этого? А Н.Н. Федоров, преобразивший мысль ключевых умов России, внесших в философский лексикон такие понятия, как воскрешение, востание (не восстание, а восстановление из тлена) и др.?

Есть добротная по самым высоким меркам статья о К.С. Аксакове (правда, хорошо было бы сказать хоть несколько слов о роде Аксаковых, семейно и в чем-то соборно - как и род Соловьевых - ответственного за развитие идей в России; второе "необязательное" замечание: можно было бы рельефнее подчеркнуть концепта "земли" в критике славянофилами Запада, даже с учетом того, что многие моменты данного концепта импортированы ими как раз из Запада романтического). Богатейшая библиография, добротные отсылочные статьи, живой стиль изложения, деликатный ввод таких понятий, как "мир", "община", "земля" и т.д., в английский и польский тексты и дискурсы - явное достоинство этой и ряда других статей. Но к чему столь объемная статья о Л.И. Аксельрод-Ортодокс? Ничего интересного ее творения не представляют, и заметить, что это представитель "советской философии" в ее худшем варианте, было бы достаточно.

Статья о Бердяеве состоит из двух разных частей, весьма похожих друг на друга. Плеоназмы (скрытые повторы) в этой и других статьях (например, о Шестове) плохи не только сами по себе: они еще и "сужают" пространство, нужное для представления других Персоналий. Вряд ли стоит осуждать практику "двоеавторства" (и даже "троеавторства"), но одна часть статьи определенно не должна перекрывать другую. Так, относительно Бердяева в первом определении говорится, что он - русский мыслитель, на которого (помимо прочего) воздействовала и мистика, во втором - что он просто "мистик, эклектический христианский персоналист и экзистенциалист". Наверное, лучше не разворачивать творчество Бердяева в этих направлениях; объяснения, что он русский мыслитель и публицист, достаточно. В данном случае "двоеавторство" размывает образ, в общем-то, цельного мыслителя, что ему и удалось показать в своем "Самопознании" (1949), а определение его как "мистика" как раз скрывает не столь уж значимые мистические мотивы его творчества.

И еще одно: в большинстве Персоналий слабо излагаются хотя бы пунктиры жизненного пути и духовного развития соответственно, и некоторые идейные определения "зависают". Бердяев - "мистик"... Да невозможно на историческом пространстве первой половины ХХ века быть ведущим мыслителем и мистиком, не то время, когда от злобы дня можно было отвернуться и спрятаться в мистику (можно, конечно, спрятаться и там, можно создавать мистические тексты и в тюрьме, как это удавалось Д.Андрееву - но отклика на события, значимые для жизни человечества, тогда не достичь).

Еще худшую службу сослужило "двоеавторство" в освещении такой фигуры, как Курбский. "Полководец, писатель, переводчик" - в первой части. Во второй - излишне обширной - он еще и "философ-гуманист". Не взыщите, но именовать воина и политического, как бы помягче выразиться, комбинатора "гуманистом", хотя бы даже он и противостоял кровожадному царю, - явно недостаточно. Или надо бы до беспредельности расширить содержание понятия "гуманизм", чтобы свобода выхода из-под деспотической власти во имя власти местнической совпадала с принципом свободы человека как такового. Не отнести ли тогда к "гуманистам" еще одного противника деспотии - Троцкого (кстати, заслуживающего отдельной статьи в Лексиконе: труды и идеи его достаточно оригинальны)?

При всех претензиях к авторам Персоналий отметим: одна из их заслуг в том, что они выявили и описали ряд фигур, оказавших заметное влияние на историю идей в России и в то же время мало примечаемых отечественными историками философии. В их числе Амальрик и Анциферов, П.А. Бакунин (хотя о его великом брате М.А. Бакунине статьи нет) и Библер, Гагарин и Гачев, Каменев и Кайсаров, Шмеман и Янов, ряд других. Лексикон в этом плане - весьма значимое издание, ориентирующееся на заполнение многих пустот в идейной истории России.

ОТ АНТИСЕМИТИЗМА ДО РУСОФОБИИ

Группа статей по идеологическим направлениям должна была бы начинаться со статьи об анархизме, которая есть в любом справочном издании по истории и теории идей в России, да и мира в целом. Это неудивительно: у истоков анархизма стоял наряду со Штирнером и Прудоном Бакунин, а Толстой и Кропоткин придавали ему новые импульсы; даже после революции в СССР долгое время удерживалось оригинальное течение мистического анархизма (один из представителей которого В.В. Налимов, ученый с мировым именем, умер совсем недавно). Анархизм же как умонастроение так или иначе присущ практически любому значимому отечественному мыслителю - от Аввакума до Каткова и Тихомирова (и до их обращения в консерватизм и монархизм, и после - когда в их идеях можно было обнаружить "фантомные остатки" идей анархизма). Поэтому начальными статьями из этой группы оказались "Антисемитизм" и "Антихрист".

Первая статья взвешенная и достаточно информативная, хотя надо бы подчеркнуть, что в России настроения антисемитизма были и до 1881-1882 гг. (их можно обнаружить даже в истории Древней Руси); что коммунизм числился его серьезными идеологическими противниками не только "изобретением евреев"; что у него в России, как и в других странах, были свои изощренные идеологи (достаточно вспомнить Нилуса - эти фигуры слабо прописаны, а относить их по ведомству лишь писателей явно недостаточно). Следовало бы отметить, что есть и другие национальные варианты антисемитизма и русский, пожалуй, не наихудший. Желательно бы указать и на причины выдвижения идеологии антисемитизма с маргинальных позиций в центр тех или иных дискуссий...

"Двоеавторство" статьи "Антихрист" оказалось достаточно плодотворным: в первой части обсуждались в целом философские, а во второй богословские аспекты; подробная дополнительность неизбежна в освещении столь сложной темы. Такого рода взвешенные статьи трудно найти в русскоязычных справочных изданиях.

В статье "Гражданское общество" дан срез этой идеи с 80-х гг. ХХ века. Но подобное общество было и даже получило законосообразные формы с Манифестом 1905 г. Смеем заверить, что элементы такого общества можно заметить и более чем за сто лет до указанного срока - в земстве. Дерзнем на большее: даже в светском обществе, которое столь яростно критиковалось русскими писателями, какие-то элементы данного общества наличествовали. А то получается, что гражданское общество всегда и везде было, а в России его появление связывается лишь с распадом СССР... Хотелось бы порекомендовать автору статьи "Гражданское общество" и подобных ей статей рассматривать эволюцию соответствующих идей на всем пространстве отечественной истории. (Рискну высказать свое отношение к данному понятию: на такое общество возлагаются чрезмерные упования - без конкретного анализа соответствующих социальных сил и структур и их идеологических коррелятов. У ряда политиков и мыслителей данное понятие превращается в некоторую "священную корову", а интеллигентный обыватель, услышав очередное часто полуистерическое заявление, что нет-де его и не скоро будет, сокрушается: как жить-то?.. И почему-то забывается, что ряд элементов гражданского общества, например, в Германии 1930-1940-х годов - многочисленные "ферайны"-союзы, церковные структуры и т.п. неплохо "подпирали" нацистскую диктатуру. Это не отрицание значимости идеи гражданского общества, а призыв к ее конкретно историческому анализу.)

Интересны статьи "Еретические движения", "Западничество и Славянофильство", при этом последняя отличается некой идеологической деликатностью. В статье "Коммунизм российский" сохранена историческая доминанта - в ущерб идеологической. В статьях о либерализме и консерватизме стоило бы вспомнить о таком варианте первого (а в какой-то мере и второго), как либеральный консерватизм, - ему отдавали должное Пушкин и Вяземский, Градовский и Струве.

К этой группе статей можно отнести также статьи по религиозным течениям: расколу, теософии, святости и т.д. В интересной статье о софиологии отметим, что некоторые интенции данной идеи идут не только от чистой философии, но и со времен строительства главных храмов, посвященных именно Софии, в Киеве, Новгороде и Полоцке во времена Древней Руси, а позже в Вологде и других городах. И, конечно же, следовало бы подчеркнуть, что эта идея не отброшена окончательно и современным богословием.

Отличается завидными на фоне отечественных изданий информативностью и полнотой, а также точностью оценок статья "Скифство", сопровождаемая богатыми отсылками, а также свежей и сбалансированной библиографией. То же можно сказать и о других статьях, в частности "Почвенничество", "Христоцентризм", "Православное богословие" и даже о такой "скоромной" статье, как "Русофобия".

ДУБИНА В ЧУЖОМ ГЛАЗУ

Третья группа статей носит справочно-информационный характер. Авторы - может быть, не без некоторого креативного озорства - открывают этот ряд материалов (вслед за статьями серьезными: "Алфавит" - правда, в ней семиотические аллюзии автора иногда сбивают с мыслей о роли собственно алфавита - и "Афон", правда, в ней мало говорится об интенциях Афона на отечественную духовность и после Паисия Величковского) статьей "Балалайка". "Озорство" преодолевается адекватным толкованием процесса рецепции этого символа "народности" разными государственно-ориентированными структурами (правда, вывод о балалайке как "территории" союза коммунистов и народности, конечно же, избыточен и в чем-то близок к анекдотизму). Читатель настраивается на хорошо намеченную линию и ищет такие статьи, как, например, "Тройка", "Матрешка", "Гитара", а то и "Дубина" и "Ложка"... Ведь каждому изучающему что-нибудь да сказало бы истолкование Тройки как символа, используемого не только Гоголем как движения вперед, но и Пушкиным и Толстым - как чего-то заплутавшегося (можно вспомнить и вторичное толкование Тройки прокурором из "Братьев Карамазовых" Достоевского), да и в "Мемуарах" Бисмарком, которого поразило слово "ничего", сказанное ямщиком тройки, попавшей в метель... А аллюзии Тройки с принципом троичности - и в философии, и в теологии? А Матрешка как символ загадочности русской души? А Гитара - орудие порыва к свободе и А.Григорьева, и В.Высоцкого (о первом есть статья, о втором упоминается)? Что касается Дубины, то и ей нашлось бы место в русском идейно-культурном тезаурусе как символа, гвоздившего французов в начале ХIХ века, а затем и внутренних врагов (Горький неоднократно описывал, как Шаляпин напевал беду революции своей Дубинушкой - революции, им же позже осужденной). Наконец, рецензент - с долей отчаянного озорства - поместил бы статью о ложке: музыкальном инструменте, на котором так лихо исполнял плясовые мотивы первый президент России...

То же можно сказать и о подгруппе статей о символах: Герб, Крест, Молот, Серп, Флаг и другие. На взгляд рецензента, семиотический подход в них иногда "забивает" и спрямляет некоторые смысловые нюансы, но на фоне отечественной справочной литературы такой подход все же отличается адресностью и продуктивностью.

К сожалению, не задействованы все идеи русской общественной мысли самой высокой пробы. В статье "Правда/Истина" авторы или не знают, или забыли о ключевом размежевании правды/истины и правды/справедливости, произведенном Н.К. Михайловским, которое неявно вспоминается - точнее, должно вспоминаться! - в оценке и истолковании многих феноменов российской истории ХХ века, когда попрание правды/справедливости доходило до самых нижних отметок, а с правдой/истиной никто не считался. И все же и та, и другая жила... Проигнорированы его же работы о самозванчестве, работы приоритетные (в статьях "Самозванец" и "Михайловский" эти работы не упоминаются; придется, правда, признать, что Ленин в своей критике настолько глубоко спрятал идеи Михайловского, что к ним только-только начинают подходить и отечественные исследователи, а ведь надо вспомнить, что, например, Г.Тард признавал приоритеты Михайловского в открытии законов о подражании и заражении).

Когда же встречаешь такую статью, как "Доносительство", подписанную Дж.Ф.-А.Л. и начинающуюся с полуернической фразы о России как "цивилизации" (в кавычках) доносительства, хочется сказать: господа/товарищи, не надо... Если вы немцы - вспомните не столь давнюю историю гитлерюгенда. Если поляки - не забудьте, сколько в 1939-1945 гг. погибло на вашей земле евреев от доносов. Если американцы - то разрешите напомнить, что русские ребята с брезгливостью относятся к известиям, что американские школьники со всей "честностью" закладывают педагогам тех, кто списывает... Если же авторы русские - негоже "доносить" на себя с таким рвением. Элементы, совсем даже ничтожные, советофобии и прячущейся за ней русофобии в таком издании все же излишни: они отбивают мотивацию на изучение сложной истории одной из интереснейших в духовном плане стран мира - и в последние периоды ее истории, заменяя ее манипуляциями со штампами далеко не лучшей журналистики. В статье о доносительстве указано, что доносы государственные власти России побуждали писать. Значит, народ к ним особой склонности не проявлял? Надо вспомнить и знаменитый разговор Достоевского с Сувориным, что он ни при каких бы обстоятельствах не стал доносить, если бы даже речь шла о цареубийстве...

"Географические" статьи - оригинальные и по выбору темы, и по ракурсу ее рассмотрения. Например, "Америка" - хотя в этой статье мы упомянули бы оценочные суждения "Нового света"; Чернышевским или Достоевским - Скандославия (очень удручает то, что пропущена Европа с ее "священными" для русских камнями). Их авторам удалось показать, что русские (и мыслители, и обычные люди) как-то почти физиологически ощущали родство/чуждость этих в чем-то разных идейных континентов, предпочитая им все же родную отчизну. Лексикон в этом плане дает ориентир и отечественным философам - глубже вникать в соотнесенность России с сопредельными и отдаленными землями, не столько лишь любить или ненавидеть их, сколько понимать...

ЛЕКСИКОН КАК ВЕХА

В заключение лишь коснемся группы Обобщающих статей, хотя и к ним можно предъявить немало претензий. Статья "Большевизм" рассматривает его как удавку демократии и даже социал-демократии с 1903 до 1993 г. Но, на наш взгляд, допустима и более широкая его трактовка: первым большевиком именовали Петра I. Были проявления неимпортированного большевизма в самых разных странах. В этом ракурсе данная тема в чем-то гадательная и необъятная, но если определить большевизм как политику экстремного прорыва ради интересов большинства путем его же "перековки", то его метастазы можно обнаружить не только здесь (в России) и теперь (с 1903 по 1993 г.). Ведь, кроме Петра, звания "большевик" удостоились и Гайдар, и Чубайс, и даже Ельцин. Безосновательно ли?

Более взвешенные статьи "Интеллигенция", "Народничество", против всяких ожиданий и предубеждений - "Католицизм" и "Православие". Информативна статья по психологии, правда, в ней не освещен последний этап развития этой науки и чего-то большего, чем науки. Зато статья на сходную тему - "Эдип русский" - поражает неким квазиаспирантским залихватством и жаждой разоблачительного объяснительства. Принцип самодержавия (абсолютизма - в западном варианте) вряд ли выводим только из рассуждений о комплексе Эдипа; кроме этого, в статье упоминается и сверхуважение к матери, и потеря женщины, и суждение о русской культуре как текстовой, и Лара с Комаровским, и сиротство с состраданием... Хотелось бы сказать автору: эти экзерсизы читателям и в России, и в других странах уже не в новость. Не отвергая подхода к истории России, равно как и других стран, с позиций психоанализа, напомним: анализ надо проводить куда серьезнее. Данная статья подтверждает ситуацию весьма трудной применимости психоанализа в России - даже несмотря на чуткую и первую по времени рецепцию его идей именно в этой стране.

Хорошо, что ряд данных статей завершается взвешенной работой по этике, особенно в первой ее части. Хочется обратить внимание и одобрить статью о советской философии за поистине подвижническое внимание ко всем нюансам развития философской мысли в чрезвычайно трудных условиях моноидеологического диктата.

Мы много говорили об ошибках в Лексиконе. Но главной ошибкой было бы не подготовить и не выпустить его. Ибо сообщество русистов и славистов давно нуждается в новом подходе, дистанцирующемся от советологии (кстати, потерпевшей поражение по почти всем азимутам), от агрессивной и даже стыдливой русофобии (даже изощренный академизм и глубокие познания не спасают от обвинения в ней, например, бывших соотечественников, издателей Лексикона - Бжезинского, Пайпса и других).

Лексикон - веха, указывающая неизведанные в полной мере пути новой Русистике, а у его издателей в этом плане есть все основания называть себя ее первооткрывателями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1307
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
837
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1579
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1535

Другие новости