0
2151

07.10.1999 00:00:00

Блеск и нищета суфизма

Тэги: мистицизм, суфизм, Шиммель


Аннемари Шиммель. Мир исламского мистицизма. Перевод с английского Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. - М.: Алетейа; Энигма, 1999, 416 с.

КНИГА известного востоковеда, специалиста по суфизму и суфийской литературе Аннемари Шиммель представляет собой очерк истории суфийского мировоззрения с VIII века нашей эры до наших дней. Суфизм предстает в данной работе в многообразии своих духовных, философских, литературных, психологических, социальных аспектов. Шиммель исследовала источники более чем на десяти восточных языках, изучила основные произведения суфийских авторов на арабском, персидском, урду, турецком, синдхи, панджаби, пушту и других языках. В своей книге она блестяще демонстрирует знание специфического образа мышления мусульманских народов, без понимания которого невозможно сколько-нибудь глубокое проникновение в суфийскую мысль. Следует отметить глубину и содержательность сообщаемых в книге сведений, литературный талант автора, уважительное отношение к изучаемым верованиям.

Аннемари Шиммель описывает суфийские ордена в несколько идеальном освещении, такими, как они предстают в трудах самих суфиев - членов братств. В то же время "повседневный", не "программный" облик суфизма в значительной мере ускользает от ее внимания. Кстати, сосредоточенность именно на "литературной" картине суфизма мешает многим западным исследователям воспринимать суфизм как живое явление, а не как набор мудрых сентенций и углубленных "самопроникновений". Как и многие западноевропейские исследователи, Шиммель пытается найти некоторые "логические", "разумные" основания для мистического опыта. Между тем при таком подходе суфизм легко может выродиться в схоластику.

Как известно, усилие, предпринятое вопреки собственному желанию адепта, приводит его к состоянию перманентного лицемерия (и это явление характерно для позднего этапа развития большинства суфийских орденов). То же самое можно сказать и в отношении суфийского аскетизма, построенного, кстати, на неверии в благость мира, творение Бога, а следовательно, на неверии в благость самого Бога. Показательно в этом плане то, что Шиммель, подобно самим теоретикам суфизма, не дает в своей книге определение сущности Бога. Таким образом, ключевое понятие религии в суфизме остается расплывчатым и непонятным, и в таком случае неясно, откуда оно вообще появилось? Суфизм, следуя авторской логике, построен на монотеизме Корана, а не других религиозных традициях (христианской, буддийской, зороастрийской, индуистской). При этом автор впадает в противоречие со своими собственными утверждениями о том, что персидские мистические поэты внесли кардинальные изменения в изначальный "арабский" суфизм в виде пантеистического мировоззрения, противоречившего кораническому понятию о трансцендентности Бога. Таким образом, теория "суфийского пути" в этой книге осмыслена недостаточно глубоко. Но нужно принять во внимание то, что книга задумывалась именно как очерк исламского мистицизма, а не как исследование теоретических аспектов мистических учений, поэтому недостаточное внимание к теории отнюдь не умаляет познавательных и художественных достоинств этого произведения.

Кроме основной части книга содержит ценные и пространные комментарии научно-популярного характера и глоссарий терминов, связанных с суфизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1625
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1349
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1506
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1366

Другие новости