Читатель должен сам решать, какой формат книги предпочтительнее: бумажный или электронный носитель.
Фото автора
Сменит ли электронная книга бумажную? Этим вопросом задаются уже не одно десятилетие, но только сейчас он действительно становится актуальным в связи с массовым появлением электронных устройств для чтения. Что ждет книжные магазины в будущем – рассказал Борис Семенович Есенькин, профессор, доктор экономических наук, кандидат философских наук, первый вице-президент НО Союз «Гильдия книжников», холдинг-директор торгового дома «Библио-Глобус».
– Сейчас, когда активно развиваются высокие технологии, растет количество электронных устройств для чтения, каким вы видите будущее бумажных книг и книжных магазинов?
– Информационный век накладывает свой отпечаток. Информации сегодня так много, что человек не успевает ознакомиться со всем этим потоком. Естественно, что книжный бизнес ищет пути, как быстрее обеспечить личность качественной информацией. Так, появились аудио-, видео-, электронные издания┘ Поговаривают, что постепенно исчезнет печатная книга. Но в это сложно поверить. Невозможно читать Пушкина, Толстого, Достоевского на компьютере. Без книги теряются «формат присутствия», «реального» общения и духовное наполнение личности. Без общения, без духовной жизни будет сложно. И мне представляется, что в нашем безумном информационном мире книжный магазин должен превратиться в определенный центр культуры, центр просветительский, информационный, медиа- и книжной продукции, когда мы оперативно и в разных форматах можем предоставить информацию каждому посетителю.
– То есть с рынком бумажных книг все останется без изменений?
– Сейчас на книжном рынке образовались два «полюса». С одной стороны, мы имеем дело с оперативным выпуском бестселлеров, ограниченным количеством названий, всегда хорошо «отпиаренных», продающихся в крупных торговых центрах и ориентированных больше на случайного покупателя (на импульсные покупки); с другой – ростом числа тех названий, тиражи которых невысоки и предназначены к распространению в книжных магазинах. В данном случае, если первый «полюс» развивается за счет сотни или в крайнем случае тысячи бестселлеров, то остальные десятки тысяч названий существуют благодаря книготорговым предприятиям.
При этом кажущееся разнообразие предложений скорее сопровождается сужением спроса вокруг лишь нескольких супербестселлеров, успех которых подогревается СМИ. А увеличение выпуска по названиям и снижение средних тиражей зачастую приводят к сокращению времени нахождения книги на полках магазинов, росту процента возвратов и усложнению процесса управления запасами.
Что же касается торговли книгами через интернет, то она занимает пока незначительный сегмент рынка (около 9%). Это ниже, чем в некоторых странах, например, в Великобритании (13%). Однако если учесть положительные стороны интернет-торговли (практически неограниченная широта выбора, легкость оформления заказа, бесплатность доставки), то можно предположить, что ее доля будет постоянно увеличиваться. Тем более что она позволяет покупателям, удаленным от крупных городских центров, получить доступ к самому широкому книжному ассортименту и способствует продлению жизненного цикла книги.
Сейчас, когда оцифровке подвергаются как давно выпущенные в свет издания, так и новинки, электронные читающие устройства могут стать новым способом доступа к книге. Но в настоящее время предложение ограниченно, электронная книга не может конкурировать с печатной. Изданиям в электронном виде еще предстоит доказать свое право на доминирующее существование. Потребуется довольно много времени, чтобы они «отвоевали» свое место. Думается, что распространение «цифры» ограничится микрорынками, такими, как практические руководства, учебные издания, эссеистика, энциклопедии, словари, специальная малотиражная литература.
Для того чтобы цифровая книга «встала на ноги», нашла своего читателя, нужна прежде всего стимулирующая рынок модель. Профессионалы книжного дела заинтересованы в разработке такой модели, где издания в цифровом виде дополнят или опередят печатную книгу в зависимости от важности произведения. Издатели, сочетая требования рынка и качества, должны будут разработать привлекательные формы продвижения, подумать над системой подписки, сформировать специальные предложения для постоянных пользователей┘ Но это в перспективе, а пока, мне кажется, какая-либо коммерческая стратегия отсутствует.
– Проводились ли какие-нибудь исследования, сколько людей перешло на цифровой формат книг?
– Например, по заказу издательского объединения Random House компания Zogby провела исследование читательских навыков американцев, которое показало, что, несмотря на появление новых более удобных моделей электронных изданий, американцы по-прежнему отдают предпочтение традиционной печатной книге (82% опрошенных). С экрана готовы читать лишь 13% респондентов моложе 30 лет и 6% из тех, кому больше 65 лет. 39% опрошенных отмечают, что они ежегодно покупают одну–пять книг, а 22% – 16 и более изданий.
– Как вы думаете, будут ли в будущем, при все более ускоряющемся темпе жизни, у людей время и возможность посещать книжные магазины?
– Конечно, проходя мимо информационно-культурного центра, человек обязательно туда зайдет. Полистать страницы любимых изданий, почувствовать аромат книги, соприкоснуться с тем богатством отечественной и зарубежной культуры, которое выпускается в нашей стране и за рубежом. Это наше прошлое, настоящее и будущее, и мы находимся в цикле такого движения. Например, наш магазин живет в постоянном бешеном ритме. Здесь ежедневно проходят различные встречи с писателями, заседания клубов по интересам, семинары и форумы по актуальным проблемам отрасли┘ Покупатели оказываются в водовороте событий, происходящих в нашем мире. Это жизнь со всеми ее плюсами и минусами.
– Произойдет ли хотя бы частичная переориентация книжных магазинов на цифровой формат?
– Безусловно, книжным магазинам, особенно независимым, сегодня сложно выжить, они вынуждены отслеживать тенденции развития бизнеса, изучать и использовать различные возможности инновационных технологий, в том числе и для обеспечения доступа к книгам. Но интернет все равно будет больше выступать как организатор, как «путеводитель». Думаю, в ближайшем будущем книгу станет возможным распечатывать в магазине с соблюдением авторских прав. Вспомните, сколько раз вы заходили в книжный магазин в поисках произведений не очень «модного» автора, которые были изданы небольшим тиражом, и сталкивались с тем, что книга уже разошлась? «Печать на заказ» (Print-on-Demand) решила бы эту проблему, но нужно создать легитимную основу для ее развития.
Пока самым сложным на сегодняшний день является соблюдение авторских прав. К сожалению, не принят международный нормативно-правой акт, регулирующий использование произведений в сети интернет, отсутствует и консолидация по выстраиванию единого информационного пространства отрасли, как никогда необходимы информационные стандарты. Поэтому издатели с книгораспространителями и библиотекарями стараются найти пути дальнейшего взаимодействия. Будем надеяться, что каждый из нас поймет: мир – это мы и очень многое зависит от нас, от наших подвижнических действий.