Изабелла Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2003, 688 с.
Культура и история России - через мир вещей. Обыкновенная жизнь деревни через скрип телеги, через запахи избы и устройство овина.
Пять сотен статей здесь вошли в следующие тематические разделы: "Дом, двор и другие хозяйственные постройки", "Орудия крестьянского труда", "Транспорт", "Хоромный наряд дома, его убранство и утварь" и "Костюм".
Вполне научное издание - с полагающимися ссылками, аккуратное и дотошное. Но при этом внятный язык и обилие иллюстраций делают его не только доступным, но полезным для определения простых слов русского языка.
Быт - то, что сделало нас и наших предков. Быт - те корни, из которых проросла культура. Поэтому заступ, лопата землеройная, - вот уж проще вещи нету, вот уж про нее столько армейских анекдотов, ан нет, рассказывается в книге, что "работа деревянными заступами с железными оковками изображена на миниатюрах Радзивилловской летописи, датируемой XV веком". Рассказывается там также, как лезвие налопатника обкладывали снизу и с боков так называемой насадкой - металлической каймой.
Или дуга, та, что часть упряжной сбруи, к которой прикреплялись оглобли - с ременными гужами справа и слева от хомута, с местом для колокольчика и с той самой "згой". Зга, металлическое кольцо с внешней стороны дуги, что использовалось для крепления поводьев.
Оттуда и "не видно и зги" - та ситуация, когда нужно искать ночлег и нечего бродить по земле в неурочный час.
Это традиционный быт русского народа с XVIII по первую четверть ХХ века.
Каждый предмет наполнен смыслом - узор на дуге, форма колокольчика, круглый бок горшка и гнутые доски бочки. Кузов не только емкость из бересты в форме конуса, но и страшное место для груздя. Кокошник - не только головной убор, но и символ замужества, расстеленная шуба - символ плодородия в браке.
Вещи и символы теснятся в этой энциклопедии так же, как в нашем языке.