Новейшая история отечественного кино 1986-2000. Кинословарь. В трех томах. Сост. Л.Аркус. - СПб.: Сеанс, 2002.
Издательство "Сеанс" выпустило три тома самого полного на данный момент справочника, посвященного новейшей истории отечественного кино. Генеральным продюсером проекта выступил Александр Голутва. Тексты для кинословаря написаны ведущими критиками обеих столиц.
И это еще цветочки.
Ягодки - впереди: там, где начинается самая сложная часть этого проекта. В сей момент готовится к изданию аж четырехтомник под названием "Кино и контекст", где отечественный кинематограф будет вписан в общий и весьма затейливый культурный ландшафт современной России.
Но мы поговорим о том, что есть на руках. А именно - о трехтомнике. Думаете, овчинка не стоила выделки? Тем паче что данные кинословаря выверялись в три этапа? Что самый щекотливый момент - это отбор имен для словника? Многим из тех, кто протирает штаны в креслах съездов Союза кинематографистов, может показаться оскорбительным отсутствие их имен в трехтомнике. И что же? Выдвинув в качестве оправдания принцип субъективности отбора, составители явно недооценили свой же труд. Дело в том, что в справочник попали именно те, кто действительно делал кинематограф в перестроечной и постперестроечной России. Или же те, чье имя вновь актуализировалось в данный период - после того как их ленты пропылились на полках Госфильмофонда.
Единственный критерий в данном случае - это реальность творческих результатов.
Вернемся, однако, к ней, к овчинке.
Издание настолько основательно, что выглядит едва ли не более весомым, нежели сам предмет исследования. В отличие от литературы и актуального искусства, которые в середине восьмидесятых переживали ренессанс, связанный с выходом из подполья художников-концептуалистов, в кино наблюдались процессы обратные. Речь идет о годах так называемого кооперативного кино, когда деньги на создание лент получали "от братков" все - от третьих слева помощников операторов до десятых от стены осветителей.
Так этот период начинался.
Закончилась же пятнадцатилетка созданием стилистически выверенных лент, сделанных абсолютно "на новый манер" - "Страна глухих", "Про уродов и людей", "Москва".
Хронологические рамки не случайно выделены в заглавии справочника. "Время здесь и есть сюжет. Последние пятнадцать лет были не просто историческим отрезком, одним из многих. Это было время перехода от устоявшегося к неизведанному. Это было время слома и последовавшего за ним промежутка", - комментирует составитель и автор идеи Любовь Аркус. По сути, авторы "Кинословаря" ставили перед собой задачу скорее исследовательскую, нежели констатирующую факты.
Этот подход к составлению справочника заявлен с первых страниц. Вместо сухих статей вступления - несколько десятков фотографий съемочных групп. Читатель перестает быть просто человеком со стороны - его запускают внутрь процесса, где семейные разборки и чего только еще "не".
Та же семейственность - в стилистике словарных статей. Перед вами - скорее эссе, представляющие собой скорее авторские версии частных судеб, нежели объективные комментарии биографических данных.
В качестве фактора, который может уравновесить сугубую субъективность этого монументального в целом издания, - обширная (часто больше, чем текст) библиография и фильмография.
Что, собственно, нам с вами, читатель, и нужно. По большому-то счету?