0
1184

31.01.2002 00:00:00

Тяни-толкай мирового кино

Тэги: мировое кино, гарри поттер


В МОСКВЕ выходят в прокат два самых громких фильма последнего времени. На днях появится "Властелин колец: Братство Кольца", через месяц - "Гарри Поттер и философский камень". Впадание в детство - процесс стихийный, а теперь еще и престижный. Оба фильма, как известно, представляют модернизированные сказки.

По экранизациям "Гарри Поттера" и "Властелина Колец" трудно сказать, какая литературная основа лучше. В романах Джоан Роулинг и Дж. Р.Р. Толкиена кинематографисты увидели не самостоятельное искусство, а подробные сценарии для сногсшибательного визуального воплощения.

Банальности стиля Джоан Роулинг и тонкий юмор Толкиена, замешенный на традициях Льюиса Кэрролла, остались за пределами картин. Роулинг поставила на поток сочинение вполне милых и даже изобретательных детских романов. Но вряд ли даже из-за всей шумихи в киномире кто-то будет относиться к ее творчеству как к настоящей литературе. Чтиво, не более того. Зато произведения Толкиена еще несколько десятилетий назад произвели фурор среди богемы и интеллигенции. В середине XX века человек создает героико-авантюрный эпос по мотивам английской и германо-скандинавской мифологии - вот так и наступает эра постмодернизма.

При всей литературной разнице Роулинг и Толкиена кино клюнуло на то, что объединяет обе истории. Гарри Поттер - человеческий детеныш-очкарик. Фродо - маленький глазастый хоббит. Оба - хрупкие, забавные и пушистые. Поттер лохматый, Фродо кудрявый, да еще и с шерсткой на ножках. В этих героях кино обрело мощную альтернативу суперменам, для отождествления с которыми зрителю тоже нужна изрядная доля титанизма. Ребенка же любой человек найдет в себе запросто - даже не в глубине души, а совсем на ее поверхности.

Каждому из героев дано по волшебному предмету. У Поттера - философский камень. У Фродо - магическое кольцо. Перед обоими героями стоит проблема: как распорядиться той чудесной властью над миром, которая попала им в руки. Во всем, что касается власти и мира, наблюдаются некоторые расхождения.

Гарри Поттер учится в школе волшебства, то есть готовится стать профессиональным магом. Если бы доктору Фаусту полагалось иметь детство, юность и свои университеты, все это, наверное, походило бы на житье Поттера. С поправкой на специфику разных столетий. Как некогда Фауст стремился добыть божественную власть над вселенной, так Поттер увлечен добыванием философского камня. Он изначально полагает себя как держателя магической силы. Поэтому сюжет фильма посвящен тому, как этой силой владеть и управлять. А спецэффекты образуют калейдоскоп отдельных чудес и странностей. Человек здесь явно больше и могущественнее окружающего мира.

Фродо, наоборот, живет в чудесной древней вселенной, которая сама еще не утратила магических свойств. Сказочные просторы лишены здесь трогательного уюта, они дышат сверхчеловеческой мощью. Фродо не надо добывать магическое кольцо, оно к нему попало почти случайно. Фродо не мнит себя обладателем. Он - держатель и хранитель кольца, которое необходимо уничтожить, поскольку оно то и дело пробуждает безудержные злодейские инстинкты в тех, кто любит безраздельную власть. Весь фильм организован как приключения на пути к уничтожению магического кольца. Вернуть человечеству свободу от угрозы безраздельного подчинения чьей-то воле - вот высочайшая миссия Фродо и его друзей. Герой ступает на стезю не ученого и волшебника, а самоотверженного подвижника и спасителя.

Оба героя трактованы как положительные персонажи. Но столкнись они в одном сюжете Толкиена, наверняка оказались бы в конфликте. Ведь обитатель древнего Средиземья Фродо, выражаясь современным языком, еще только борется за абсолютную демократию и равные права в отношениях с реальностью. А школьник рубежа второго и третьего тысячелетий уже утомлен (хотя бы и на генетическом уровне) излишней усредненностью и обычностью бытия. Потому и стремится вернуть волшебству актуальность. Фродо старается усмирить волшебную стихию и сделать мир более ручным. Гарри Поттер, наоборот, рожден ностальгией по древнему разгулу магических свершений. Фродо несет в себе память о повинности человека в глобальных катастрофах. Поттер являет собой ребенка эпохи чрезмерной стабильности, когда руки чешутся как-нибудь потрясти мир. В начале XXI века одинаково актуальны переживание и катастрофизма, с одной стороны, и ползучей рутины благополучия, с другой. Поэтому свои страхи и мечты современное человечество с удовольствием вкладывает в сюжеты про Гарри Поттера и Фродо. Так что обоим героям суждена долгая счастливая жизнь на мировых экранах - каждому как минимум в трех сериях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
341
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
335
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
368
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
404

Другие новости