-В ПОСЛЕДНЕЕ время в книгоиздательском мире стоит чуть ли не истерия по поводу отмены льгот и введения НДС. Вы разделяется мрачные прогнозы?
- Истерия должна быть не только среди издателей, но и среди всех тех, кто представляет себе состояние книжного бизнеса. Причем не по поводу отмены или не отмены льгот! Льготы - это некий инструмент финансового отношения государства к процессу. А основа ситуации другая. К сожалению, у нашего государства, а точнее, у конгломерата чиновников, аппарата, выступающего от имени государства, отсутствуют реальная политика и понимание того, что же собственно в государстве надо делать и каким оно должно быть. Весь период ельцинского правления глобальная идея государственности отсутствовала. За десять лет это привело к тому, что были полностью разрушены целые государственные рынки - например, кинорынок, когда все кинотеатры оказались проданы частным структурам и переделаны под казино или мебельные салоны... Ясно, что на каком-то этапе кинопрокат был невыгоден. Но не надо было забывать о том, что сама структура показа - сколько выпускается на экран фильмов зарубежных, американских, голливудских, отечественных, - оказывает прямое влияние на массы, на политический климат и ситуацию в стране. Похожая ситуация сложилась и в книжном деле - назовем его так, потому что книжный бизнес - это зарабатывание денег, а я говорю не только о деньгах.
В 1990 году на территории РФ работало более 17 с половиной тысяч книжных магазинов. На сегодняшний день числится примерно 6 тысяч. При этом от половины до двух третей этих магазинов реально как книжные не работают. Понятно, что торговля приобрела другие формы, но лоток не может заменить магазин. Сейчас в стране выходит около 50 тысяч наименований книг в год. Вместе книгами, выпущенными ранее, в торговле сейчас могло бы быть представлено около 70-80 тысяч названий. А лучший книжный магазин - такой, как "Библио-Глобус", - на сегодняшний день представляет 28-30 тысяч наименований. В регионе в среднем книжном магазине присутствует 3-4 тысячи. Что говорить о лотке, где можно представить всего 100-200 книг - и то только бестселлеров, иначе торговля не выгодна?
Понятно, что культура чтения становится недоступной основной массе населения России, а коммерческая лоточная торговля в принципе ни в коей мере не может заменить книжный магазин, где можно получить консультацию от грамотного товароведа, посмотреть весь ассортимент - то есть получить другой уровень обслуживания. Это примерно как сравнивать уличную торговлю хот-догами или биг-маками с хорошим рестораном!
- В то же время книжный бизнес все-таки вырос за это десятилетие - причем как бизнес реальный, а не связанный с перепродажей сырья или подделкой водки...
- Согласен, но возник он раньше. Вся существующая система книгораспространения на самом деле не является остатками прежних советских сетей и книготоргов. Она явилась развитием спекулятивной системы продаж, зародившейся в 1980-е годы как тот самый черный книжный рынок, который торговал "макулатурным" Дюма, возил из Кишинева в Новосибирск "Графа Монте-Кристо", чтобы получить взамен три тома, скажем, "Швейка", а потом в Питере выменять на пять Булгаковых...
- Надо сказать, что оттуда вышло немало крупных фигур сегодняшнего книгоиздательского мира.
- И это были в основном люди, которые не просто делали деньги (поскольку перепродавать можно было и цветочки). Все сто процентов бизнесменов, которых я знаю и которые вышли из 80-х, любили книгу, но не имели денег, чтобы ее покупать. Они пришли на теневой рынок, чтобы собрать собственные библиотеки! И они нашли механизм, который затем уже превратился в бизнес, сначала книготорговый, а потом и книгоиздательский. Когда государственные издательства рухнули (все, за исключением "Просвещения"), возникшие частные коммерческие структуры перетащили к себе готовые редакционные коллективы из госиздательств - и без этого ресурса они бы не состоялись. Причем параллельно шло два процесса: издательский бизнес расширялся, а торговля книгами высокого уровня - то есть магазинная - резко сократилась. И сейчас это приводит к тому, что издатели готовы с каждым годом выпускать все больше и больше книг, а торговля не готова их поглощать. И самое страшное: реальная доходность и обороты этого бизнеса очень маленькие. Мы как раз сейчас рассматриваем свои инвестиционные проекты: средний проектируемый книжный магазин будет иметь в оборот от 2 до 3,5 долларов с квадратного метра занимаемой площади в день. В то же время магазины питания, которые сейчас очень активно развиваются, имеют обороты 20-30 долларов с метра в день. Бутики - 20-25 долларов, но у них надбавка рентабельности достигает 300%. Весь оборот книги в России в розничных ценах составляет всего около 600-650 миллионов долларов в год. Если выкинуть из этой цифры ту часть книг, которая дотируется государством или какими-либо организациями, то цифра сокращается до 500-550 миллионов долларов. Уберем еще и объем учебников: останется примерно 300 миллионов долларов. Понятно, что один ликеро-водочный завод имеет больший оборот, а у среднего обувного магазина в Москве он равен примерно 10 миллионам долларов в год. А оценочная стоимость 3-3,5 тысяч магазинов, определяющих основы книжной торговли в России, составляет 200-300 миллионов долларов. Если учесть, что крупные западные корпорации получают годовую прибыль в несколько миллиардов долларов, то понятно, что вхождение на наш рынок любого серьезного западного инвестора может привести к тотальной скупке торговых сетей, приведет одновременно к коллапсу издательского рынка, потому что любой такой инвестор будет диктовать условия продаж, создав свои издательские группы, которые будут снабжать торговые сети продукцией. Так как это делается, например, в системе "Bertelsmann" в Германии.
Так что вопрос не в отмене льгот, а в отсутствии государственной политики в этой области.
Пока что в регионах книжным магазинам оставляют низкие арендные ставки - хотя и не везде. Кое-где, наоборот, сознательно и искусственно выставляют такие ставки, которые заставляют закрыть магазин. И это сегодня, когда есть прописанная в законе поддержка книгоиздания и книготорговли. Завтра, когда будет объявлено о том, что государство от этой поддержки отказывается, муниципальным властям на местах будут развязаны руки, и они могут в течение ближайших лет полностью уничтожить магазинную книжную торговлю как класс. Произойдет это там, где людям не хватит грамотности понять, что книжный магазин - это объект культуры, а не коммерции.
- В этой связи что предпринимает издательское сообщество? Пока, как мне кажется, больше разговоров и противоречий, чем дела.
- Напротив! И раньше книжное сообщество было достаточно сплоченным, корпоративность в нем выше, чем в других видах бизнеса, и взаимоотношения между издателями гораздо лучше. Наверное, это связано с тем, что представляет издательства все-таки интеллигентная публика, потому что человек, которому все равно, чем торговать, в этот бизнес не придет.
Большинство издателей хотят и дальше объединяться. 15 ведущих издательств и два крупнейших книготорговых комплекса - "Библио-Глобус" и ГУП "Московский Дом книги" - создали Российский книжный союз. Это объединение призвано как раз для того, чтобы лоббировать интересы книжного сообщества на всех уровнях государственной власти - в Думе, правительстве, администрации президента. Работа сводится, во-первых, к подготовке массы информационно-аналитических документов, которые поступают в указанные инстанции, во-вторых, проходят встречи с руководителями комитетов и комитетами в Думе. Работаем с правительством и аппаратом президента. Большую помощь нам оказывает и МПТР. Кстати, чиновники высшего уровня проявляют заинтересованность, и я надеюсь, что постепенно возникают поддержка нашего движения и понимание происходящих процессов. А ведь до этого просто не было структуры, которая лоббировала бы наши интересы и предоставляла необходимые материалы. Обыкновенные статистические данные, которые к ним попадают, вроде бы оптимистичны. Там сказано, что как было 6 тысяч магазинов по стране, так и осталось - поскольку из статистики выпадают, например, 8 тысяч так называемых райцентровских магазинов, которые просто проходили по другой ведомости и от которых ничего сегодня не осталось. Опять-таки по официальной статистике видно: в советское время издавалось 50 тысяч наименований книг в год, сегодня столько же - значит, догнали прежний уровень, все хорошо. Но ведь резко снизилась тиражность - в 3,5-4 раза. Из-за этого количество книг на душу населения составляет сегодня 3,2-3,7 в год, если исходить из совокупного тиража около 500 миллионов в год. Но если откинуть то, что я говорил - дотируемые внутренние издания организаций и 140 миллионов учебников, - то получится, что на свободный рынок выходит всего около 250 миллионов книг. И тогда получается уже не 3,2 книги на душу населения, а меньше двух. В год! И это опять-таки не совсем правильная цифра. Надо учесть и то, что примерно 45-50 миллионов книг поставляется из России на Украину, где ситуация еще более кризисная. В свободную торговлю там попадает примерно одна книга на человека в год. При этом 90% - это книги, поставляемые из России, на русском языке. И, как вы знаете, лучшие украинские авторы работают все-таки с российскими издателями. Все это вместе поддерживает культурные отношения между русскими и украинцами. Пока Украина читает на русском, ничто не потеряно для единства славянских народов.
- Несмотря на всяческие таможенные барьеры?
- Мы говорили об этой ситуации и в администрации президента. Украина в этом году полностью освободила внутренние издания от НДС и налога на прибыль. Но все ввозимые из России издания облагаются НДС. Рентабельность на них низкая - около 5%, потому что они вынуждены конкурировать с украинскими изданиями. Как только будет введен НДС на книги в России, их ввоз на Украину станет невыгоден и неэффективен. Какой-то период времени российские издательства будут издавать книги непосредственно на Украине, для украинского рынка, на русском языке. Но очень быстро - по нашим оценкам, в течение двух-трех лет - этот рынок будет нами потерян и заместится украинским.
Таким образом, проблемы книжного дела связаны не только с внутренней политикой, но и с внешней, и с массой других вещей. Пока к книге не будет государственного отношения как к объекту культуры, к книгораспространению - как к распространению культуры, к книжным магазинам - как к средоточию этой культуры, ничего хорошего не получится.
Наше же государство книги относит к "прочим СМИ". И в закон-то мы попали случайно: был сначала закон о поддержке СМИ, а книги туда вписали потом, как бы вторым рядом. Но только никто не учитывает, что рынок рекламы, которая идет в СМИ, - это примерно 1,5-2 миллиарда долларов в год (так планируется на следующий год). Это, кстати, не наши цифры: по аналитическим данным администрации президента, в этом году СМИ должны получить около 1,2-1,3 миллиарда долларов за рекламу. Но при этом через СМИ официально - как оплата за рекламу - пройдет примерно 30% этой суммы. Остальная часть будет получена за "редакционно-издательские услуги", скрытую рекламу и так далее и тому подобное - и не будет обложена НДС и налогом на прибыль. Поэтому в том числе государство и нацелено лишить СМИ льгот, чтобы вся рекламная прибыль оказалась налогооблагаемой. Потому что она больше, чем доход СМИ от собственной продажи. Но при этом, как я говорил, весь книжный рынок существенно меньше, чем один только рынок рекламы в СМИ.
- Если говорить о СМИ - нужны ли издательскому сообществу отраслевые издания в том виде, в каком они существуют? Нужна ли широкая пропаганда книги, чтения в массовых СМИ?
- Только теперь возникает понимание, что нам необходимы собственные отраслевые СМИ. Не тот журнал "Книжный бизнес", который издает на свой страх и риск Владимир Драбкин (молодец, конечно!) и который отражает аналитику и подходы к книжному бизнесу Драбкина и его рекламодателей. Да, собственно, у него и нет возможностей оплачивать какой-то институт, который давал бы реальную статистику и аналитику. Поэтому в РКС обсуждалось создание печатного органа российских книжных издательств. В общем, мы пришли к выводу, что он должен быть дотируемым нашим сообществом, свободным от прямой рекламы, а основная его цель - аналитика книжного рынка. Думаю, в течение полугода мы осуществим этот проект.
Что касается пропаганды книги - это тоже должно быть дотируемо. Государством. Не надо пропагандировать дополнительно Маринину или Шелдона - они и так найдут дорогу к читателю, а издатель их сам разрекламирует. Надо пропагандировать книгу как объект чтения. Нужно чтобы снова возродилась передача "Спокойной ночи, малыши!", где в конце звучали бы слова: родители, не забудьте почитать ребенку перед сном сказку. А сейчас эту передачу (кстати, одну из самых высокорейтинговых) вообще убрали - и это прямой экивок в сторону рекламы, поскольку ну нельзя было прерывать "Спокойной ночи, малыши!" рекламой прокладок с крылышками... Я вообще считаю, что нужно не рекламировать отдельные книги, а рекламировать книжное дело, чтение, делать встречи с авторами, рассказывать о книжном рынке и так далее.
- Так вы считаете, что все-таки государство должно платить за пропаганду чтения, а не бизнес?
- В рамках бюджета на культуру обычно заложена поддержка культурных мероприятий на уровне государства, музеев, театров. Но есть и область культуры, связанная с книгами: это поддержка библиотек, которая сейчас происходит в очень сжатом виде (хорошо, Сорос нам помогает, но нельзя же надеяться на него вечно!). Должны поддерживаться и книжные магазины - в сельских районах обязательно, потому что книг там просто нет. Если не понимать, что основа государства именно в поддержке культуры, книги, то будет продолжаться медленная деградация населения и самого государства.