John Cowan. Through the light barrier. Author: Philippe Garner. - Mьnich: Schirler/ Mosel, 2000.
В 1966 году Микеланджело Антониони приехал в Лондон искать натуру для своего будущего фильма "Блоу-ап". Он знакомился со многими фотографами, тусовался в их фотоателье, посещал выставки. "Я до такой степени проникся этой атмосферой, что мне захотелось во что бы то ни стало передать ее в избранном мною сюжете. Мне нравился мой герой, нравилась жизнь, которую он ведет." Выбор знаменитого кинорежиссера пал на сорокалетнего английского фотографа Джона Коуэна. Это его фотографии появляются в кадрах знаменитого фильма. Его манеру снимать долго осваивал актер Дэвид Хеммингс. В его фотоателье на Princes Place 39 проводились съемки. Его модели были задействованы в массовых сценах. По сути именно Джон Коуэн определил визуальный стиль "Фотоувеличения": прически, манеру одеваться, курить, двигаться. И стиль поведения: возьми что угодно, только сфотографируй меня - тоже.
Гений времени. Его фотографии - это идеальный образ шестидесятых. Сексуальная революция forever. Идеальный до такой степени, что кажется насмешкой над самим собой, стилизацией, моделью времени на расстоянии.
Сперва Джон Коуэн, как полагается начинающему, занимался репортажной фотографией. Влюбленные под зонтами на улицах Парижа. Фламенко, рок-н-ролл, джаз. Прокуренные кабаки. Стильные пенсне на носах интеллектуалов. Бегущие по улицам девчонки в распахнутых плащах. Детвора разъезжающая на роликовых коньках. Крикет и теннис. Гонки в Марокко. Белые одежды. Джентльменский набор фотографа-шестидесятника.
Моментальная фотография не стала его стихией. Антониони не случайно набрел на Коуэна. В его подходе к фотографированию очень много режиссуры. Как в одном кадре свести множество деталей, чтобы этот конкретный снимок, оставаясь уникальным, давал массовому зрителю повод для ассоциативной игры. Его фотографии почти всегда что-то напоминают. Идет, скажем, модель Грэйс Годдингтон по Елисейским полям. Идет себе и идет. Девушка как девушка, поля как поля. А на следующем снимке она же большим пальцем руки поглаживает собственные губы. И хотя Грэйс Годдингтон ничем даже отдаленно не напоминает Джин Сиберг, но имя Годара всплывает в памяти тут же. И только тогда понимаешь, что и кадр на Елисейских полях снят именно так, чтобы в сознании зрителя промелькнуло: "На последнем дыхании". Для этого не потребовались ни короткая стрижка, ни газеты в руках. Маленький нюанс композиции - и все сработало.
Эту особенность Коуэна использовать в своих снимках наработанные штампы массовой культуры быстро оценили во всех возможных модных журналах. Он печатался везде: Elle,Vogue, Observer, Tatler, Harpers... Знал модельный бизнес как никто. Одна из лучших его фотографий: молодой Пьерр Карден с манекенщицей Пенни Патрик - Пигмалион, удовлетворенный своим твореним.
Позднее Коуэн и сам заразился этим пигмалионством. Любимым его "приемом" в фотографии стала Джилл Кеннингтон. Постоянная модель Джона Коуэна с середины шестидесятых. Собирательный образ целого поколения секс-див. Похожа на Катрин Денев, Брижит Бардо, Одри Хепберн и Анук Эме одновременно. В зависимости от ракурса, цвета волос и степени разоблаченности может принимать образ то одной, то другой. Патологически гуттаперчевое лицо.
Фотосерии Коуэна тех времен назывались: Нью Йорк с Джилл Кеннингтон, Стамбул с Джилл, Париж с Джилл. Как названо - так и сработано. Девушка и город - романтические любовники. Она отдается ему. Он ее подчиняет. Джилл вмонтированная в проломы между стен. Силуэт, вписанный в проемы арок. Тень, затерянная на городских свалках. Джилл, обуздавшая лошадь Наполеона. Королева, примеряющая вместо венца уличные фонари. Рабыня, запутавшаяся в ногах господина. Нищенка, прикорнувшая в пролете моста. Веселая бродяжка, распевающая беспечный шансон. Чуть раньше этот же прием использовали в своих "модных" фотографиях Уильям Кляйн, Морис Табар, Герберт Тобиас. Коуэн хитро "обобщил" достижения предшественников, отдав изрядную долю предпочтения Кляйну.
Кадр Мункаши с моделью, "взлетевшей" на фоне многоэтажки, Коуэн сделал своей визитной карточкой, и уже вслед за этим его растиражировали все прочие.
Он весело и играючи откликался на все веяния эпохи. Сексуальная революция: Джилл пляшет в умопомрачительных бикини на барной стойке, за которой сидят обалдевшие работяги. Либерализация политической жизни: Джилл скачет обнаженной на лошади в окружении королевской гвардии. В моде хиппи: "волосатая" Джилл вся в цветах сидит на берегу моря. Феминизм: Джилл прыгает с парашютом.
Имя Джона Коуэна сошло со страниц модных журналов, как только наступила эпоха цветной фотографии. С цветом у него романа не вышло. Да и новая модель Эрика Криер оказалась довольно бездарной Галатеей. &