- Профессиональной премии "Иванушка" уже 5 лет. С чего все начиналось?
- Родилась она в 1997 году - и была тогда достаточно камерной. Но - получила неплохой прием и уже на следующий год превратилась в праздничное мероприятие, сразу приобретя новые номинации. Если сначала это были только издатели, то потом добавились ведущие книгораспространители, писатели и такая номинация, как "Альтруист года в книжном бизнесе". Таковыми были ныне покойный издатель миниатюрных книг Эдуард Яниковский, Джордж Сорос, в прошлом году - Алла Смирнова (за собрание Марины Цветаевой, издательство "Эллис Лак"). В этом году - юбилейная, пятая церемония, добавились еще номинации - и для авторов, и для издателей. Будут и такие названия - "Эпохально!" (выдающийся книжный проект года) и "Эпохабельно!" (самый скандальный проект года).
- А критерии каковы? Насколько я знаю, речь идет о подсчете реально проданных тиражей.
- Я уже два месяца исправляю, уточняю цифры по издательствам - по меньшей мере из четырех источников. Данные по книгораспространителям основываются на опросе издателей - по определенным категориям литературы. Они были опубликованы в шестом номере "Книжного бизнеса". Что касается других категорий - мы тоже проводили опросы, первый, предварительный, был еще в январе. Поступают и мнения читателей, людей, активно работающих в отрасли. Есть, наконец, пресса и некое экспертное жюри, состав которого мы не обнародуем. Кстати, некоторые номинации формируются именно в процессе работы экспертов.
- А кто может претендовать на "Эпохально!" и "Эпохабельно!"?
- Ну, хоть тот же Захаров - правда, я не буду называть конкретные произведения. Есть сам эпатаж в том, как он подает свои издания. Мы же рассматриваем как раз не идею низкого качества или, не дай бог, пошлости - напротив, некой талантливой провокации, которая, впоследствии, может быть, впишется в историю литературы.
Будет и еще одна новая номинация: "Путевка в жизнь". Мне лично хотелось выделить каких-то новых мэтров жанра. И сюда могли бы войти многие авторы. Но мы решили пойти от персонажей - тех, кто уже вошел в нашу жизнь, как вошли в свое время Штирлиц, Глеб Жеглов и Володя Шарапов.
- А если все-таки говорить о мэтре жанра, судя конкретно по продажам, - кто это будет?
- Таких много. Я мог бы назвать Бушкова, Маринину. И на их продажи наша премия не повлияет. Но мне лично кажется, что это имя должно быть еще и общественно значимо, его герои появились на телеэкранах и в рекламе, оттуда перешли в анекдоты... Тот же Кивинов с "Улицами разбитых фонарей" - его герои уже входят в жизнь. Отсюда, кстати, и название номинации - "Путевка в жизнь".
- А денежные призы предусмотрены?
- Нет. Иванушки, дипломы, цветы. Спонсоров как таковых у нас нет. Есть люди - наши друзья, которые печатают плакаты, помогают организационно. Просто по-приятельски помогают - потому что это им приятно и интересно.
- Я слышал, что появится и еще одна номинация для издательств.
- Да, это номинация "Открытый мир" - ведущему открыточному издательству России. На ярмарке, кстати, будет представлен новый проект журнала "Книжный бизнес" - специализированный журнал "Открытый мир". Еще на церемонии мы подведем итоги нашей подписки на 100 лет. В прошлом году мы объявили такую необычную акцию - теперь уже есть 26 владельцев сертификата. Логотипы подписчиков мы публикуем на первой странице журнала "Книжный бизнес". Так что люди верят, что и журнал, и сам книжный бизнес проживет в России по меньшей мере 100 лет. Ну а по итогам этой акции мы отправим заявку в "Книгу рекордов Гиннесса" - претендуем на рекорд по продолжительности подписки!