Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. - М.: За рулем. 2001, 576 с.
ВЫШЕЛ третий том энциклопедической серии "За рулем". На этот раз речь идет о грузовиках - 52 страны мира, восемьсот наименований фирм, а уж сколько конкретных машин - не сосчитать. Несколько тысяч, наверное. Это не вполне энциклопедия грузовиков - скорее это опись фирм, их производивших, поскольку именно по этому принципу грузовики перечислены. Стратификация идет именно по фирмам-производителям, а не по техническим параметрам. Действительно, любая классификация похожа на тришкин кафтан. Приходится с этим мириться, к тому же и само понятие "грузовик" не определено - "перевозящий груз", вот и все.
Крохотный пикап, перевозящий центнер молока от склада к магазину, и карьерный "БелАЗ", везущий пятьдесят пять тонн, попадают в одну компанию. Гигантский половник паровой телеги Куньо, прочие паровики, колесный поезд с миниатюрным паровозиком во главе (был такой паровик Шарля Дица, что совершал рейсы от Брюсселя до Антверпена и от Парижа до Версаля в тридцатых годах уже позапрошлого века), так вот - все они здесь. И нельзя разделить этот тип транспорта по типам движителя - паровые автомобили объединяются с бензиновыми и дизельными в деле перевозки чего-нибудь хоть на какое-то расстояние.
Поэтому алфавитный порядок объединяет именно производителей, пусть и выпустивших всего один или два образца. От парового дорожного тягача "Баррелл Лорд Нельсон" образца 1913 года до семейства "КамАЗов". От грузовых "Вольво" до электромобиля "Браун", похожего на простую тележку, и обратно - от полуторок и трехтонок до первого в мире грузового автомобиля. Полагаясь на мнение авторов тома, будем все же считать, что этим первым в мире грузовиком был "Даймлер 4 PS". Этот первый в мире перевозил целых полторы тонны. Максимальная скорость составляла двенадцать километров в час. Его сделали в Германии, а отгрузили по заказу в Англию в октябре 1896 года. В этом томе, кстати, особенно хороши "антикварные" иллюстрации, действительно уникальные.
Нет, правда, военных машин - кроме покрытой камуфляжными пятнами знаменитой полуторки. Они, конечно, упоминаются, но не именно на них сосредоточено внимание. Это касается и других стран, в частности Германии. Вряд ли фотографий "Бюссигов", поездивших по нашей оккупированной территории, не осталось. Не думается, что все современные армейские автомобильные разработки столь засекречены, чтобы о них упоминать только вскользь. Создается впечатление, что издатели экономят ракетные тягачи и джипы с безоткатными пушками для особенного тома - скажем, "Автомобили специального назначения".
А так - по фотографиям на страницах энциклопедии прокатилось несколько автокранов, пожарных машин да гражданский вариант продукции полусекретного, но знатного Брянского автозавода.
В общем, незаменимая по количеству информации книга, клад для интересующихся - с великолепной печатью и прекрасной бумагой к тому же. Практически - коллекционная. Ну и, ясное дело, недешевая. Однако первый том энциклопедической серии "За рулем", несмотря на дороговизну, уже допечатывался.