Русский драматический театр. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001, 568 с.
КАЖДАЯ новая книга в области справочной литературы сразу привлекает интерес. Только-только в издательстве "Большая российская энциклопедия" вышел в свет том "Русский драматический театр", как первая партия книг мгновенно была раскуплена в магазине театральной литературы на Страстном. Сказывается информационный голод даже при наличии емкого и стремительного интернета.
История этой энциклопедии вобрала в себя все события новейшей истории России. Пятый том давней, советской "Театральной энциклопедии" вышел в свет в 1967 году. За прошедшее с тех пор время выросло уже не одно поколение историков театра, вынужденных обращаться к во многом устаревшему, но очень подробному изданию. Над новым многотомником коллектив начал работать еще в конце 80-х. Распад Союза и долгое становление собственно российских институтов власти приостановили работу. Сбор материалов возобновился в конце 90-х. История театра народов несуществующего СССР сюда не вошла: упор сделан на русский театр, даже национальные труппы России остались вне рамок книги.
И хоть работа была проделана действительно достаточно серьезная - многое включено впервые: сведения о среднем и молодом поколениях актеров и режиссеров; все же часть фактов не вошла. Пусть по объективным, но от этого не менее печальным причинам. В первую очередь финансовым. Они определили объем издания, конечно же, недостаточный для подобных книг. Пришлось пожертвовать пристатейной библиографией, отсутствуют имена драматургов, без которых, в общем-то, немыслим русский, и советский, и постсоветский, театр, очень узко представлена современная провинция. Сами исследователи, под чьей редакцией вышла энциклопедия (Михаил Андреев, Наталия Звенигородская, Александра Мартынова, Евгения Беглярова), понимают, что сведения о театральных деятелях России не являются полными. Кстати, что касается отбора персоналий участников театрального процесса последнего десятилетия, то тут как раз свою роль сыграл субъективный фактор: звание или наличие лауреатства было не главным, куда важнее оказалась простая, но нелегко зарабатываемая популярность. Понятно, что многие из не упомянутых в томе деятелей будут недовольны. Впрочем, за всю долгую историю издательства известен лишь один (!) случай, когда артист попросил снять посвященную ему статью, посчитав, что есть более достойные люди.
Авторы энциклопедии отмечают, что "настоящее издание не претендует на исчерпывающую полноту", и надеются на продолжение работы. Что действительно необходимо. Подобные тома в идеале должны выходить в лучшем случае каждый год, в худшем - раз в пять лет: успеть бы зафиксировать перемены, ввести в научный обиход новые имена. Дело за малым - наличие стабильной ситуации в обществе, отсутствие дефолтов и кризисов, поддержка государства, научный энтузиазм (по-прежнему скудно оплачиваемый) авторов и дальнейшее существование театра в стране.