Степан Вартанов. Путь в тысячу ли: Роман, повести, рассказы. - М.: АСТ, 2001, 384 с.
МЫ ЗАБЫЛИ, что такое Граница, Фронтир. На карте мира почти не осталось белых пятен. До любой точки можно долететь за несколько часов. В небе рябит от спутников связи. (На самом деле, конечно, все совсем иначе, но многим кажется, что именно так.) Лишь иногда Фронтир напоминает о себе - контуром фургона американских пионеров, угадывающимся в очертаниях джипа, неистребимой мужской любовью к оружию, невнятными мечтами горожанина о простой и здоровой жизни на природе.
Но что если в один прекрасный день перед каждым землянином откроется дверь в новый, совершенно неизученный, не нанесенный ни на какие карты, мир? Так происходит в цикле повестей и рассказов Степана Вартанова из сборника "Путь в тысячу ли". Достаточно собрать из обычных радиодеталей несложную схему, и ты получишь возможность переместить свое бренное тело туда, где не ступала нога человека. Да здравствует новая эпоха Великих Географических Открытий, вторая молодость человечества, величественная и бестолковая, полная открытий и потрясений! Новые болезни, новые уголовные преступления, попытки великих держав поделить открывшиеся земли, конквистадоры и авантюристы, контакты с разумными обитателями иных миров и расцвет контрабанды - без всего этого сложно представить книгу о Фронтире. Есть этот набор, оживленный воображением писателя, и у Вартанова, проживающего ныне в тихой, не знающей российских потрясений Канаде.
Издать этот цикл - рискованный и смелый, с коммерческой точки зрения, шаг. Неизвестно, как воспримет его читатель: у нас давно не писали фантастических романов о путешествиях. В лучшем случае - боевики, где резня шла в каком-нибудь медвежьем углу "известного космоса". В рассказах и повестях Вартанова, вошедших в этот сборник, руками и ногами машут не меньше, чем в любом из таких романов, но при этом практически никого не убивают. Автор ставит иные цели. Дух свободы, ощущение "все-только-начинается", гипноз чистого листа - вот что привлекает в этом минисериале.
Обидно другое: в большинстве произведений, вошедших в сборник, Вартанов не сумел избавиться от главного недостатка, который критика отметила еще три года назад, после первой его серьезной книги "Смерти взаймы". Снова берется чудесная идея, и снова сюжеты проговариваются сбивчивой, порой невнятной скороговоркой. То есть жемчужин в тексте хватает: знаменитое "за нарушение прав человека - расстрел на месте без суда и следствия" именно из повести Вартанова. Но все впечатление смазывается из-за конспективной, торопливой манеры изложения.
Единственная вещь, проработанная достаточно тщательно и подробно - роман "Муравейник". Сюжет: в ходе очередного рутинного прыжка происходит необъяснимый сбой в настройках, и вместо того чтобы войти в гавань давно изученной курортной планеты приспособленный для межзвездных путешествий теплоход попадает в совершенно незнакомый мир. А на борту между тем кого только нет: тут и малолетний телепат, и контрабандисты, и замаскированный инопланетный эмиссар, и сумасшедший профессор с партией смертельно опасных тварей... И всем им эта незапланированная остановка решительно ломает планы. Можно представить, какой начинается тарарам. Вартанов умело закручивает пружину интриги. Жаль, что только в одном "Муравейнике". На мой взгляд, из каждого рассказа сборника могло бы получиться по не менее увлекательному роману.
Впрочем, одна удачная вещь на сборник - уже не мало. Не каждый наш фантаст может похвастаться таким успехом.