Дмитрий Володихин. Полдень сегодняшней ночи. - М.: АиФ-Принт, 2001, 365 с.; Ольга Елисеева. Хельви - королева Монсальвата. - М.: АиФ-Принт, 2001, 276 с.
СОВРЕМЕННАЯ фантастика все дальше и дальше уходит от казавшегося некогда незыблемым определения "science fiction". Авторы легко и охотно жертвуют "научностью". Это касается и романов Дмитрия Володихина и Ольги Елисеевой, вышедших в новой фантастической серии "Черная Звезда".
Жанр своего произведения "Полдень сегодняшней ночи" Володихин определил как "фэнтезийный боевик". Боевик предполагает действие, и с этим в "Полдне сегодняшней ночи" все благополучно. Судите сами: на улицы нашей родной Москвы вылезли потусторонние существа, оказавшиеся самыми настоящими бесами. Их случайно вызвал из преисподней (сами "гости" предпочитают называть ее "Воздушным королевством") один любитель эзотерики, баловавшийся с магическими экспериментами. Черти занялись своим любимым занятием - мучительством и истреблением людей и, может быть, все кончилось бы совсем плохо, если бы не появился, как и полагается в боевиках, герой-спаситель. И даже не один, а целый отряд. Тайное подразделение, борющееся с нечистой силой и подчиненное "инстанциям" Господа Бога.
Весь этот антураж понадобился автору главным образом для того, чтобы свести многообразие пестрых противостояний, предложенных российскими фантастами за последний десяток лет, к простой классической формуле: не тьма против света, не добро против зла, не революция против традиции, не Мордор против Гондора и не нелюди против людей, а дьявол против Бога. Все внешнее разнообразие сил и существ, участвующих в бесконечной войне, с точки зрения Дмитрия Володихина, представляет собой набор частных случаев одного общего закона, раз и навсегда определенного христианством. Таким образом, философская основа у романа предельна проста и в общих чертах была взята у мыслителей круга Константина Леонтьева, иными словами, российских дореволюционных консерваторов.
Перед нами фантастический роман о заговоре, о том, что за "поверхностью" нашей реальности действуют тайные и нередко чудовищные силы. Однако в своих критических статьях Володихин предпочитает использовать для таких сочинений термин "сакральная фантастика", а не "конспирология". Собственно, роман по стилю изложения и по мистической философии очевидным образом связан с недавно вышедшими сборниками повестей "Сакральная фантастика" (там присутствуют повести все тех же Володихина и Елисеевой).
С этим же направлением можно связать роман Ольги Елисеевой "Хельви - королева Монсальвата", хотя внешне автор использовал более традиционную форму "классического фэнтези": правдоподобно описанное псевдосредневековое королевство, разветвленные политические интриги в стиле Дюма-отца, напряженный психологизм человеческих отношений.
Герой и героиня - священная пара владык, без союза которых невозможно возрождение Монсальвата - "Разоренной Земли". Они предстают на вершине власти как бы единым существом. При этом король Харвей наделен рядом чисто женских черт (мягкость, милосердие, терпение), а королева Хельви - мужских (властность, требовательность, жесткость). Недостающее они компенсируют друг за счет друга и к концу романа производят "размен характеров", позволяющих герою утвердиться в роли владыки, а героине, наконец, признать себя "просто женщиной", любящей и любимой.
Магия, привычная для жанра "фэнтези", в роман Елисеевой введена очень дозированно. Речь скорее снова идет о проявлении некоей сакральной основы, на которой базируется наша реальность. В государстве Монсальват есть гора Монтаньяр, над которой находится "Обитель Света". Ее дано видеть не каждому смертному. В ней собираются светлые души для грядущей битвы с Тьмой. То, что главной реликвией обители является святой Грааль, из текста прямо не следует, об этом оставлено догадываться наиболее вдумчивым и внимательным. Владыки Монсальвата обязаны беречь Монтаньяр. Знание о мистическом "сердце страны" придает всем перипетиям политики в романе иной, более глубокий смысл.
И еще раз подчеркну, литературный уровень хорошо сочетается с "сакральным" и мифологическим "подслоем" всех происходящих событий. Текст романа заставляет заподозрить в авторе внимательную читательницу Фрезера, Лосева и Генона.
"Черная Звезда" предполагает широкий охват фантастических поджанров: от твердой НФ до фэнтези и мистики. Ну, значит, продолжение следует.