-СЕЙЧАС некоторые деятели культуры сокрушаются по прошлой цензуре. У вас нет такой ностальгии?
- Когда я в свое время написал "Плач по цензуре" - это была грустная шутка. Ни по какой цензуре я, конечно, не плачу. Цензура у нас сразу моментально заменилась - политическая на коммерческую. Коммерческая цензура снова превращается в политическую. Это мы видим на многих примерах. Очень часто мы видим за кажущейся борьбой идей борьбу кланов, борьбу денег с деньгами. Вообще нам нужно задуматься над тем, что у нас мало идей. Нам не нужна насильственная новая идеология. Это будет клетка. Но нам нужны идеалы, идеи. Идеалов без идей быть не может. А вот с идеями у нас плохо. Нам нужны талантливые люди. Но - люди, чей талант соединен не с цинизмом, как, к сожалению, иногда проскальзывает у Никиты Сергеевича Михалкова, а с совестью. Вот что нам нужно. Нам нужны порядочные люди, общество порядочных людей прежде всего. Нам не столько гении нужны, сколько порядочные люди.
- Философ сказал: "Нравственность существует только в безнравственном обществе". Может, то же и на порядочность распространяется?
- Это торжествует такая ханжеская нравственность, нравственность с поднятым поучающим перстом. Это, безусловно, было сказано сардонически. У нас чувствуется сейчас нравственная ненаказуемость. Некоторое время назад я написал письмо о положении в нашей литературе. Ельцин, Немцов, Чубайс, Лужков - ни один из них мне не ответил. Вообще! Не пошевелили даже пальцем!
У меня сейчас нет заранее установившегося отношения к президенту Путину. Я понимаю, какое тяжелое хозяйство ему досталось. И я вижу в нем динамизм, энергию и силу. Когда я недавно прилетал из Америки на вечер Анатолия Собчака, он высоко оценил мои стихи, подошел ко мне и сказал какие-то хорошие, не пышные слова о том, как я точно проанализировал ситуацию, произошедшую с Собчаком. Я наблюдал и наблюдаю президента и хочу его понять. Раньше я видел его в разных других ситуациях. Знаете, что мне в нем больше всего понравилось? Я видел, как со всех сторон к нему лезли с какими-то просьбами и лестью. Я увидел человека, который не любит лесть. Это хорошее качество! Путин видел этих людей насквозь и презирал их. Это было ясно написано на его усталом лице. Я уже говорил в прессе насчет его ошибок и не хочу это повторять. Я вижу, как ему одиноко, как ему трудно верить людям вокруг (многие из них заслуживают того, чтобы им вообще не верили). Нужно подождать, прежде чем делать окончательные выводы. Хотя Путин сделал несколько сильных ошибок: неприезд к семьям экипажа "Курска" прошлым летом (надо было забыть все и туда полететь. Наверное, отсоветовали. Не надо слушать таких советчиков!). Принятие нового-старого Гимна. Я понимал, какую опасность сулит нам принятие этого Гимна. Через пять лет мы будем его снова менять. Могу с вами заключить пари: через пять лет этого Гимна не будет в стране! Уже ясно, что он провалился. Его ничем нельзя вдолбить. Он просто не запоминается и не поется, да никто и не хочет его петь... Я хотел поговорить с президентом всерьез. Никогда не забуду, как люди, которые его окружают, не дали нам летом прошлого года возможности встретиться. Когда я увидел такого циника, как Павловский, я был потрясен, как такой циник может быть в советчиках у президента, одним из его консультантов. Там не должно быть циников. Народ устал от цинизма. Народ истосковался по порядочным людям. Народ устал от непорядочности. Я хотел объяснить президенту, почему нельзя утверждать отдельно текст Гимна, отдельно его музыку. Можно было найти десятки выходов, только не возвращение к этому старому лицованному-перелицованному тексту. Не дали возможности, к сожалению! Понимаю, что президент физически не может во все вникать, но он должен оглядеться и посмотреть, кто его окружает. Сейчас для него наступает опасный выбор: я считаю, что он совершит страшную ошибку, если распустит Комиссию по помилованию, возглавляемую Анатолием Приставкиным, и введет должностной принцип отбора людей в эту комиссию. Последствия этой ошибки будут огромные. И надо каким-то образом прекращать военные действия в Чечне. Понимаю, неприятно разговаривать с теми, чьи руки забрызганы кровью, но давайте говорить по совести: и мы тоже в чем-то виноваты, и руки у наших ребят тоже забрызганы кровью. Может быть, не от злого желания, а просто от отчаяния, когда видишь смерть своих товарищей, их похищения, издевательства над ними. Но наш человеческий гнев обрушивается на головы невинных людей, на тех, кто подвернется под руку. Нельзя доходить до такой же жестокости, какую проявляют к тебе! В этом ужас войны - этнической, гражданской...