Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия. Автор-составитель О.Б. Краснова. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001, 302 с.
УВЕСИСТЫЙ том поделен на две части - соответственно двум эпохам изобразительного искусства. Архитектура и скульптура, живопись и книжное искусство. Одна часть - тринадцать веков истории, другая - "всего лишь" триста лет. Собранное в энциклопедии при сквозном чтении двух частей приводит к интересным аналогиям - это вообще свойственно энциклопедическим изданиям по искусству, стратифицированным по историческим периодам. Связь времени, что бы ни говорили, неразрывна. Искусство Возрождения создавалось в средневековых зданиях, стили переплетались, книги читались века спустя после того, как мастер-каллиграф написал текст, рубрикатор выполнил красные буквы, значимые слова и даты, а потом по благословению настоятеля монах-иллюминатор сделал иллюстрации.
В предисловии к вышедшей сейчас энциклопедии говорится: "┘мы попытаемся коснуться только одной проблемы и рассмотреть Средневековье и Возрождение как два своеобразных типа культуры, то есть оценить и сравнить их картины мира, те глубинные идеи, что обеспечивают каждой из этих эпох ее неповторимое своеобразие".
А так, в качестве справочника эта книга ценна обилием редких для обычного читателя терминов. Тут и аппаратор - помощник архитектора, выполнявший для каменотесов подготовительные чертежи и модели, тут и каменная полуарка аркбутан, помещение для крещения баптистерий и поперечное строение вестверк, что присутствовало в базиликах немецких областей империи Карла Великого. Вот вимперг - "в готическом здании - высокий декоративный фронтон стрельчатой формы, располагающийся над порталами или окнами с наружной стороны┘" А вот эмпоры - "┘сооружения в виде трибун или галерей во втором ярусе в интерьере средневековых церквей". Среди терминов есть и названия многочисленных стилей и периодов развития искусства.
Многочисленны и персоналии - от известных всему миру до известных лишь специалистам.
Правда, сказать, что язык энциклопедии прост и доступен, нельзя. Он скорее рассчитан на читателя, имеющего минимальную подготовку.
Понятно, что в одной книге, пусть даже и такой большой не собрать всех терминов и названий. Еще одно замечание можно сделать касательно не всегда ясного авторства некоторых статей. Что не отменяет, впрочем, качества текста.