0
1506

21.06.2001 00:00:00

Комикс как национальная идея

Тэги: астерикс, комиксы


Астерикс и готы. Текст Рене Госинни, рисунки Альбера Удерзо. Перевод с французского Михаила Хачатурова. - М.: Панглосс, 2001, 48 с.

Астерикс появился в России в возрасте вполне солидном. За cпиной - четыре десятка лет и тридцать один выпуск комиксов, общий тираж которых перевалил за 300 миллионов экземпляров. Впрочем, в России уже знают персонажей этого комикса по известному фильму Клода Зиди "Астерикс против Цезаря", в котором друга Астерикса - Обеликса - сыграл Депардье.

Юркий коротышка в гальском шлеме - детище двух французов, в конце 50-х годов решивших издавать свой собственный журнал комиксов "Пилот". Первый номер журнала вышел в ноябре 1959 года. Помимо прочих в него вошла история похождений двух "не-разлей-вода" приятелей из гальской деревушки - хитроумного Астерикса и добродушного увальня с двумя косичками и в огромных полосатых штанах - Обеликса. Сами авторы не были большими специалистами в древней истории и справедливо решили, что если сделать придуманный мир юмористическим, довести исторические детали до абсурда, то фактологические ошибки превратятся в достоинство. Так оно и вышло.

Когда создатели комикса - сценарист Рене Госинни и художник Альбер Удерзо - заспорили об имени главного героя, то решили назвать его на букву "А", чтобы сериал всегда занимал верхние позиции в алфавитных комикс-каталогах. Хитрость, как оказалось, была излишней: уже со второго номера Астерикс с Обеликсом стали "делать тираж" журналу, а с 1961 года комикс начал выходить отдельными книгами, популярность которых стала перекрывать популярность самого "Пилота". Журнал, впрочем, просуществовал до 80-х годов, но уже как приложение к собственному детищу - комиксу про Астерикса: вокруг силача и коротышки развернулась высокоприбыльная индустрия, производящая наклейки, майки, сумки, детские игрушки, сласти и прочая, а под Парижем открылся детский луна-парк "Астерикс" - французский аналог "Диснейленда".

Умер в 1977-м сценарист комикса и главный редактор "Пилота" Рене Госинни (последние семь томов комикса шли под одним именем - Удерзо), убежал куда-то пес Пиф, а Астерикс живет: только предварительных заказов на последний том комикса, который вышел весной этого года, поступило аж на 10 миллионов экземпляров... Говоря об Астериксе и Обеликсе французы всегда подчеркивают "национальность" этих персонажей: вот вам, дескать, две грани настоящего французского характера. Вот юмор, вот смех над недругами (римлянами-американцами и готами-немцами) и над самими собой. "Астерикс" наряду с Марсельезой, Марианной и Эйфелевой башней стал еще одним национальным символом французов, давших адекватный ответ культурной экспансии ненавистных англосаксов даже в такой - исконно американской - области, как индустрия комиксов: ежегодно во Франции издается 500 новых названий комиксов, а 41 % французов, согласно опросам, регулярно их читают, тратя на эти весьма дорогие книжки (комиксы, наряду с бриллиантами и компакт-дисками, причислены во Франции к "предметам роскоши" и стоят от 50 до 150 франков) 15 % "культурного" бюджета. Первый французский спутник назывался "Астерикс", а в самом популярном французском таблоиде "Фигаро" есть целая рубрика - "Год Астерикса". Впрочем, перечислять места, которые отметили свои присутствием Астериск и Обеликс, можно до бесконечности - главным их местожительством, при всей явной финансовой подоплеке одного из самых успешных комикс-проектов современности, все равно остается душа, точнее - та ее часть, что отвечает за национальную, культурную, историческую, языковую и прочую идентичность, и из которой вырастает чудище под названием "национальная идея". Как видим, для того, чтобы сформулировать и отлить в удобопонятные и коммерчески выгодные формы эту самую "национальную идею" не потребовалось никаких парламентских резолюций и доктрин "информационной безопасности". Народу потребовался комикс.

Итак в комиксовых "пузырях" Астерикса зазвучала русская речь, вокруг деревни галлов расположились поселения Аквариум, Реланиум и Ненарокум, готы поют "Не плачь, девчонка, пройдут дожди - твой гот вернется, ты только жди┘", а колдуны соревнуются за звание "Лучший друид года". Мы получили французский национальный комикс и, видимо, вскоре получим еще несколько из трех десятков выпусков. Но комиксы в России до сих пор не прижились: то ли коммунистическая пропаганда, зачислявшая этот "самый свободный жанр" в разряд низкопробных, виновата, то ли пресловутые "традиции" с приматом слова над иллюстрацией. История, впрочем, помнит русский лубок - народную иконопись на липовых досках, которая, конечно, не была комиксом. Но, так или иначе, современные взрослые и часть молодежи для комиксов потеряны, а все герои детской и подростковой субкультуры в России - привозные. Никакими директивами и апелляциями к "русской духовности" таких героев не создашь. Рынок отечественных комиксов, если таковой возникнет, в России смогут сделать только те, кто сегодня - только-только - учится читать. И кому не нравятся телепузики и покемоны. И кому еще не подарили французского "Астерикса". Но что, что может прийтись по вкусу нынешним инфантам? Остается только гадать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2146
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1390
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1032
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1352

Другие новости