Город Питер, который, как известно, бока повытер, был в конце мая особенно угрюм - кажется, накануне объявления результата премии "Национальный бестселлер" даже пошел град.
Промозглость погоды накануне первого присуждения и Дня города, что праздновался через день, искупалась фешенебельностью интерьера "Астории". Короткий список премии публиковался многократно, многократно и обсуждался, в том числе и на страницах "EL-НГ". Тем не менее напомним. В шорт-листе - в порядке убывания баллов, выставленных Большим жюри премии, - были Александр Проханов с романом "Идущие в ночи", Сергей Болмат ("Сами по себе"), Эдуард Лимонов ("Книга мертвых"), Дмитрий Быков ("Оправдание"), Владимир Сорокин ("Пир"), Леонид Юзефович ("Князь ветра"). В Малом жюри, которое и определяет победителя, - Павел Крусанов, Эдуард Лимонов - он прислал свой голос из Лефортовского СИЗО с адвокатом, а банкир Владимир Коган - просто в конвертике, Артемий Троицкий, Елена Шварц.
Выступления жюри по премиальному поводу - перед большой доской с фамилиями короткого списка, напротив которых надо было ставить галочки, вообще точно отражали социальный статус его членов.
Абсолютно выверенное и взвешенное, как политический манифест или партийный документ, рассуждение почетного председателя Малого жюри премии Ирины Хакамады (читайте ее интервью на этой полосе газеты). Было похоже, что, присутствуя еще в "Астории", она уже как бы находится и на предстоящем на следующий день съезде "Союза правых сил". Доложенный банковский голос за Проханова. Питерский писательский голос за Юзефовича. Лимонов: все претенденты достойны, а голос Эдуарда Лимонова подается за Эдуарда Лимонова.
Артемий Троицкий превратил свое выступление в настоящее шоу, говорил как-то здраво, но закончил за упокой и поставил галочку быковскому роману, потому как ему не нравится (!) сам Быков, пышущий буржуазностью. Дмитрий Дибров, ранее тоже заявленный как член жюри, в вынесении решения не участвовал и свой голос не подавал - по причине занятости он, говорят, даже не успел прочитать всех книг короткого списка.
Однако при этом раскладе выбор вполне логичен. И победа Леонида Юзефовича выглядит скорее признанием очевидного - в рамках короткого списка. Про его романы много написано в прошлом номере "EL-НГ", вышедшем за день до вручения. По сути, это выбор типа литературы, сочетающий традиционные для русской словесности приемы письма и интересные для современного читателя детективные головоломки, легкость стиля и исторические бытовые декорации.
Семь тысяч долларов, которые получит победитель, только часть пирога. Юзефовича номинировал Владислав Отрошенко - номинировал по-честному, по литературным именно убеждениям, не будучи лично знаком с автором и даже не вполне представляя, в каком городе тот живет. И это вознагражденное номинирование, поскольку по уставу премии "призовой фонд - 10 тысяч у. е. - делится между автором, издателем и "угадавшим" шедевр номинатором в пропорции 4:4:2. Если же побеждает неопубликованное сочинение, то деньги делят автор и номинатор по схеме 7:3". В случае с Юзефовичем "Князь ветра", опубликованный в журнале "Дружба народов", считался рукописью. Так что можно поздравить и Отрошенко.
Однако для автора самая интересная коврижка - это обязательство напечатать 50 тысяч экземпляров романа победителя. Непонятно, правда, как распределятся права и обязанности премиального комитета и издательства "Вагриус" (где в настоящее время выходят книги Юзефовича), поскольку это "осуществляется как коммерческий издательский проект".
Теперь о настоящих итогах. Потому как премиальный праздник - само собой, а вот главное в любой премии - те продуктивные разговоры, которые она вызывает. То действие на литературный и издательский процесс, которое она оказывает. Вопрос - нужен "Национальный бестселлер" или нет, отметаем сразу. Нужен. Нужна позиция, в которую попадает та литература, которая возникла в последние несколько лет, - промежуточная между элитарной и массово-обезличенной. Тексты с добротным сюжетом и интригой. Тексты популярные, горячей картофелиной перекатывающиеся из руки в руку не только в литературных салонах, но и на книжных лотках. Северная столица в этом смысле опередила Первопрестольную. Будет ли премия "Национальный бестселлер" эволюционировать, - безусловно будет, она должна корректироваться. С присуждением и финальным банкетом ее первый опыт, вернее, первая стадия не оканчивается. Интересно, например, когда и каким реальным тиражом разойдется премированная книга. Когда станет известно именно об этих ее итогах. Интересно, как изменится система финального голосования, которое, конечно, нужно совершенствовать.
По странной иронии судьбы, будущий лауреат и часть участников (номинаторы, журналисты) церемонии жили на Пряжке, в изысканной гостинице. Место литературное - напротив квартира Александра Блока. А через стену - забор больницы Николая Чудотворца. Больница, кстати, была крупнейшим сумасшедшим домом города Питера. Но это никакого отношения к парадоксальности короткого списка, названного одним из приглашенных на тусовку питерцев "безумным", не имеет. Выбор-то сделан вполне вменяемый.