-О Чем шла речь на этой встрече?
- На самом деле это была некая консультация накануне съезда. Были 10 директоров магазинов Москвы: "Медведково", "На Пресне", "Сокольники", "Фрам", "Книги на Таганке", твой покорный слуга и т.д. То есть не самые крупные, но и не мелкие столичные магазины. Олег Ткач ("Олма-пресс"), Олег Новиков ("Эксмо"), Валентин Овчинников (Торговый дом "Библио-Глобус") как представители учредителей книжного союза рассказали сначала о его идее, как она рождалась и развивалась. Вторая же часть касалась вопросов, недоумений, пожеланий и рекомендаций со стороны директоров книжных магазинов. Какой вступительный взнос, какие годовые взносы, сколько времени нужно на то, чтобы Союз по-настоящему заработал... Ясно (как сказал Ткач), что с первого дня никто не говорит о взносах - никто сразу не просит начальных 35 тысяч рублей. Новиков сказал, что ежегодные взносы еще не просчитаны. А участвовать можно коллективно. В основном все магазины, кроме нас и еще кое-кого - коллективные члены АСКР (Асоциации книгораспространителей). Тут же возникает вопрос - как быть с голосами в новом союзе? Естественно, коллективное членство - это один голос. А если какой-то магазин вступит в РКС самостоятельно - будет иметь точно такой же самостоятельный голос. Таким образом, я стою перед дилеммой: хочу быть в союзе и располагать своим голосом или меня в принципе вынуждают вступать в АСКР. Поскольку если я оказываюсь, так сказать, вне поля зрения этой структуры, то рано или поздно я окажусь и на задворках книжного бизнеса.
Я сам говорил, что давным-давно надо было вступить в подобную организацию - если бы она была раньше. Но в какой-то момент у меня, к примеру, может не оказаться финансов. Или я долго думал, прежде чем вступить в Союз. Но акции-то будут проходить! Без меня. Возьмем Неделю детской книги, которую устраивали как раз учредители Союза, - мы ведь туда не попали. "Столица", "Сокольники", "На Ладожской" - в наших магазинах этого не было. Обидно! Чем мы хуже других магазинов? Поэтому рано или поздно все - и издатели, и книготорговцы - придут к тому, что надо вступать в РКС. Кстати, после нашего разговора выяснилось, что все - наконец-то! - все за то, чтобы вступать в книжный союз. Что в нем можно отстаивать свой меркантильный интерес, как сформулировал Овчинников из "Библио-Глобуса". Ему надоело каждый год бегать в Потребительский союз и прочие разнообразные структуры пробивать какие-то льготы, лицензии, разрешения, без которых торговля книжная в принципе невозможна.
- А сможет ли РКС этим заниматься?
- Думаю, да. Наконец-то объявились люди, которые решились взвалить на себя всю эту бодягу. В лице этих людей можно видеть поддержку и возможность лоббировать наши интересы.
- Но ведь проблемы книжного магазина отличаются от проблем издательства или типографии...
- Правильно! Вопросы к учредителям звучат разные. И если небольшие издательства спрашивали: а зачем мы вам нужны (то есть крупным издательствам, которые и есть в основном учредители)? - то книжные магазины таких вопросов не задавали. Мы спрашивали: "А что вы можете сделать?".
Лоббирование продления льгот по НДС (которые должны отменить начиная с 1 января 2002 года) - это уже немало. Потому что если цена книги вырастет в полтора-два раза, понятно, как это скажется на рынке. Ясно, что книга Марининой не будет продаваться за 100 рублей так, как она продается сейчас за 40-50 рублей. Конечно, я не сравниваю издательскую сферу с магазинами - это разный бизнес. Но крайними в любом случае будем мы. На передовой - всегда торговец. Если у меня не будут покупать книгу, дальше - по цепочке - деньги не будут идти издателю, в полиграфию и т.д.
Вот, например, вроде бы Россия присоединилась к Флорентийскому соглашению "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" и Найробскому протоколу к нему. Они освобождают от таможенных пошлин, предполагают разнообразные льготы. Это международный правовой акт. Есть постановление о присоединении к нему правительства РФ от 1994 года с изменениями от 1996 года. Но, видимо, все это нашим таможенникам не указ. И никаких льгот фактически у нас нет. Это впрямую не касается меня как директора книжного магазина, но касается отрасли в целом. Мы только что от издательства "Белый Город" слышали с тобой, что есть реальные проблемы с Украиной - и именно на таможне. Вопрос есть - и его надо решать!
- Но если касаться книжных магазинов - в данном случае московских, мне кажется, что особенных проблем не предвидится. Книги так или иначе будут покупать, сколько бы они ни стоили.
- Это конечно так, но рынок сожмется. Между тем, если Союз решит вопрос с НДС - уже спадет напряжение с ценовой политикой. А есть у нас в законодательстве совсем странные вещи. Например возвраты и обмены. Может быть, это должно касаться других товаров - но не книги. Книжный магазин - это не библиотека. Но я через 13 дней после покупки обязан по закону вернуть товар. Человек купил, прочитал книгу, приходит и говорит: она мне не подходит. По каким-то (любым!) причинам. Приносит чек, пишет заявление. Но у нас ведь не читальный зал! Четкого и конкретного разъяснения по этому поводу нет. Вчера мне сказали в "Библио-Глобусе", что у них ежедневно на огромные суммы возвратов! А мало ли какие руки держали эту книгу? Ребенок, больной корью, например. Вообще, ты можешь себе представить, чтобы человек, купив книгу, хранил чек две недели? Это значит, что он купил ее заведомо для того, чтобы обменять. Я чек, за редким исключением, не держу больше дня. При всем при этом у нас в магазине свободный доступ - часами можно листать, читать, откладывать книги. И тем не менее приходят и говорят, что обложка не понравилась... И ссылаются при этом на закон о защите прав потребителей.