ТО, ЧТО в этих местах родились Есенин и Полонский, общеизвестно. То, что здесь были имения у Ивана Тургенева и Федора Достоевского, известно краеведам. Здесь бывали Константин Паустовский и Аркадий Гайдар, жили в ссылке Николай Эрдман и Ариадна Эфрон, Константин Симонов и Александр Солженицын. Старинный рязанский город Касимов называл русским Марбургом бывавший в нем Борис Пастернак. На этой земле родился Борис Можаев. Список имен и памятных мест можно продолжить. Их еще ни на одну страницу хватит, а литературного музея в Рязани нет до сих пор. Есенинское Константиново не в счет, поскольку - только есенинское.
Идею создания литературного или литературно-музыкального музея в городе на Оке лелеяли рязанские историки и краеведы, писатели и филологи. Было это несколько лет назад, когда в Рязани реконструировали дом Салтыкова-Щедрина, в котором жил великий сатирик в бытность свою рязанским вице-губернатором. Особняк соответствующих своему предназначению размеров и, как оказалось после реставрации, замечательной архитектуры так и просился стать музеем, что первоначально и было решено. Но здание, которое строилось поблизости с домом Салтыкова для областной библиотеки имени Горького, отошло к другому ведомству. А крупнейшая библиотека области задыхалась уже тогда в тесноте и обиде, потому решено было отдать ей памятник истории и культуры - дом Салтыкова-Щедрина - в качестве филиала. Музею взялись подыскивать другое помещение.
Нашли, было. Новые демократические веяния сгустились тучами над Домом свободы, в котором располагался сначала Музей областной комсомольской организации, затем Музей истории молодежного движения. После того как комсомольская организация приказала долго жить, Молодежный музей сочли ненужным и хотели закрыть, передав здание - любовно отреставрированный особняк прошлого века - новому Литературному музею.
Однако Музей молодежного движения, бывший уже местом притягательным для молодых художников и фотомастеров, дизайнеров и музыкантов, не захотел сдаваться. Изменив свой статус, музей остался жить по своему прежнему адресу, а места для литературной экспозиции опять не нашлось.
И сегодня, когда перспектива создания Литературного музея в городе с почти тысячелетней историей и полумиллионным населением опять отложена (нет пока на эти цели денег ни в областной казне, ни у меценатов), я мысленно гуляю по городу и подыскиваю место для будущего музея. Это могло быть любимое место для многих писателей - курортный пригород Солотча, вошедший теперь в черту города. Но там, к сожалению, не сохранились дома, в которых жили Гайдар, Паустовский, Фраерман, а позднее и Солженицын.
Погибает почти в центре Рязани полуразрушенный еще один "литературный" особняк. Жили в прошлом веке в Рязани две сестры - писательницы Хвощинские, содержавшие, по существу, первый и едва ли не единственный в тогдашней Рязани литературный салон в самом изначальном смысле слова. Здесь бывал поэт Полонский, который прожил большую литературную жизнь - от Жуковского до Тютчева, едва ли не весь XIX век прошел на его глазах и нашел отражение в его поэзии.
Захаживал к Хвощинским и Михаил Евграфович Салтыков, не ставший еще Щедриным. А сколько других, менее известных имен произносилось здесь, в этих стенах. Деревянный домик Хвощинских, на реставрацию которого также не находится денег, законсервирован в весьма плачевном виде. Пару лет назад рязанская интеллектуальная элита наперебой предлагала отдать дом музею. Но не случилось.
Наконец, есть в Рязани литературный адрес, который пока почему-то никто не припомнил, - дом, в котором несколько лет жил Солженицын. Этот двухэтажный деревянный дом, не отличающийся архитектурными изысками, полтора десятка лет назад стал местом паломничества всей демократической общественности. Еще когда лауреат Нобелевской премии не возвращался в Россию, дом на улице Урицкого упорно разыскивали журналисты и поклонники суровой музы Солженицына. В конце концов на доме, в котором до сих пор живут ничего не подозревающие о его историческом прошлом обыватели, была открыта мемориальная доска. Не знаю, заглянул ли Александр Исаевич в дни своего пребывания в Рязани на эту улицу. В школе, где работал, знаю, был. А в этот дом, из которого доводилось уезжать тайком, вряд ли спешил с радостными воспоминаниями.
Мечтать не вредно. Но вряд ли в стенах этого дома развернет свою экспозицию хоть какой-нибудь музей. Потому что, для того чтобы выселить из этого дома всех обитателей, нужно очень много денег, усилий и, как принято сегодня говорить, политической воли. Ни первого, ни второго, ни третьего сегодня в Рязани нет. Так что придется жить пока без музея.
Рязань