В ПРОШЛОМ году Союз писателей Татарстана совместно с администрацией Лаишевского района учредил премию имени Гавриила Державина, уроженца здешних мест. Премия присуждается за достижение в области русской литературы. А в начале февраля Союз писателей Татарстана поздравил писательницу Фаузию Байрамову (чья последняя книга "Темный лес" не только наделала много шума в республике, но и вызвала крайне негативную реакцию у местной власти) с 50-летием и даже вручил ей "небольшую денежную премию". На эти два события в жизни писательской организации республики стоит посмотреть сквозь призму последнего десятилетия, чтобы понять, из какого тупика, в том числе и творческого, приходится нынче выбираться Союзу писателей Татарстана. Отделившись от Союза российских писателей и учредив свой собственный Союз, его прежнее руководство сделало все возможное и невозможное, чтобы изжить сначала русских писателей из своих рядов, а следом за ними изгнать все живое и талантливое. В союз стали принимать только тех, кто демонстрировал лояльность его руководству. Не иначе как в пику такому союзу в республике появилась еще одна писательская организация - Татарское отделение Союза российских писателей со штаб-квартирой в Набережных Челнах - для творческих людей всех национальностей, которую возглавил большой поклонник Николая Рубцова поэт Николай Олешков. А там, где кончается монополия, начинается конкуренция. Союзу писателей пришлось распахнуть двери, чтобы выветрить дух национал-сепаратизма.
Чтобы сохраниться как творческая организация, Союзу пришлось пойти еще на ряд мер, которые до сих пор не все его члены воспринимают адекватно. Прежде всего "обновили" коллегиальную форму управления союзом. И все проблемы, будь то выдвижение на соискание литературных премий, оказание материальной помощи или анализ работы творческих мастерских, решаются теперь большинством голосов. Отказались и от прежних литературных секций, вернее, преобразовали их в творческие мастерские. Есть теперь в союзе и творческая мастерская русской литературы, насчитывающая 30 членов, которой руководит писатель Владимир Корчагин. Всего один, но очень говорящий о положении русскоязычных авторов в татарском Союзе писателей "штрих": в интервью газете "Республика Татарстан" председатель Союза писателей РТ Фоат Галимуллин как о достижении сообщает о том, что творческой мастерской русской литературы "выделили просторную комнату, оказывая и другую помощь".
Под "другой помощью" нужно понимать, что Союз пытается войти теперь в бедственное положение не только татарских, но и русских писателей, поскольку пробиться со своей даже очень талантливой книгой на рынок писателю или поэту без поддержки писательской организации очень сложно. Единственное многопрофильное Татарское книжное издательство ориентировано прежде всего на татарскую читательскую аудиторию, потому что "у русских есть Россия и российские издательства", а у татар - все тут, и другого нет. Вся сложность и трудность нынешней ситуации для творческих людей, собранных под одной крышей Союза писателей, в том и состоит, чтобы те, от кого зависит их творческая судьба, осознали наконец, что Татария - это тоже Россия. И до тех пор Союз писателей - это не союз, а одно название.
Казань