0
1198

15.03.2001 00:00:00

Директор "Эгмонта" хочет вкладывать деньги в детских писателей

Тэги: эгмонт, елинын, детская, литература


- Есть ли вообще какая-то особая специфика в работе детского книжного издательства?

- Пища, в том числе духовная, должна быть качественной для любого возраста. "Вторая свежесть" в российском книгоиздании пока еще в избытке - но это не про нас┘ Если же говорить о специфике "Эгмонта" - то это высокая технологичность, отлаженные модели. Мы выпускаем 11 журналов в месяц общим тиражом 800 000 экземпляров и без жестко организованной системы не добились бы бесперебойной работы. То же относится к книгам. Самые творческие люди в "Эгмонте" умеют тем не менее просчитывать проекты или знают, как в течение считанных часов получить мнение производства, распространения, финансового отдела о своей идее, не выходя из кабинета.

- То есть зачем вдохновение, если есть технологии?

- Я тоже так когда-то думал. Когда я начинал работу в издательстве, у меня был шеф, который пришел в этот бизнес из торговли сельдью, другой - из компьютерного бизнеса. Они меня уверяли: стать издателем очень просто. Нужно всего лишь иметь 1000 долларов, съездить во Франкфурт, купить права - и вперед (на самом деле, в начале 90-х в России так можно было поступать)! Дело, говорили они, не в книгоиздании как таковом, а в работе с "продуктом", то есть грамотном маркетинге, поиске "идеального продукта", затребованного покупателем. И нет разницы между селедкой, компьютерами и книгами. Правила общие┘ Я много этим правилам учился по всему свету, посещал лучшие курсы, и действительно иногда получалось вычислять идеальный продукт. Тут важно было не пожалеть денег на исследования, чтобы попасть в точку. Соответствие качества (каким оно представляется покупателю) цене и прочее и прочее. Получался порой странный уродец, но этот уродец продавался миллионными экземплярами. Например, мини-раскраски┘

- Последний пример в наших "издаттехнологий" - серия книг "Как стать миллионером" по телевизионной игре. Большинство вопросов придумывает, насколько я знаю, ваш редактор, и тираж каждого выпуска уже приближается к 200 000┘

- Первые годы мы учились правильно вводить в рынок лицензионные издания - "Дисней", "Маттел" и так далее. Но года 3-4 назад мне этого стало мало, и весь опыт, который мы накопили, мы бросили на разработку собственных проектов - чем сейчас и занимаемся. И вот тут стало ясно, что правильный маркетинг - ничто без хорошего вкуса, без редакторского таланта, без творческих застолий, наконец┘

- "Эгмонт Россия" - компания все-таки иностранная. Насколько это влияет на вашу деятельность, структуру?

- Издательство изначально принадлежит датскому концерну, точнее фонду, который распределяет прибыль на благотворительные нужды. Со временем нам поверили и дали творческую свободу. Безусловно, есть подробнейшая финансовая отчетность, есть бюджеты, предусматривающие обязательную прибыльность, и многолетние планы развития тоже есть, но главное для большого "Эгмонта" - наше положение на рынке. Сегодня мы быстро приближаемся к лидерам книжного бизнеса и безусловно доминируем на рынке детских журналов (нам принадлежит около 70% рынка, если не считать малотиражные региональные издания, и около 50%, если даже включить все те журналы, что издаются в школах или библиотеках малыми тиражами). Московскому "Эгмонту" удалось собрать все лучшие лицензионные права ведущих мировых компаний: "Дисней", "Уорнер", "Маттел" (Барби), Би-би-си (журнал "Телепузики"), скоро выйдет "Покемон". Все это хорошо продается и дает возможность заниматься собственными проектами, создавать отечественные издания, как, например, журнал о животных "Тошка", который уже продается тиражом около 60 000 экземпляров. Отлично стартовал новый подростковый журнал "Вовочка" (веселый журнал анекдотов, небольших смешных рассказов, с обилием авторских рисунков и, главное, с качественными авторами - Битовым, Иртеньевым, Вишневским, Яковлевым, Минаевым и многими другими молодыми и не очень молодыми детскими писателями)...

Структуру издательства мы отработали сами. "Эгмонт" состоит из трех частей - книжная, журнальная и клубная (два книжных клуба, ежемесячно обслуживающих около ста тысяч детей). У них единое производство, бухгалтерия, склад. Всего в месяц выпускаем 1,5-1,6 миллиона экземпляров журналов, книг, раскрасок. После кризиса 1998 года издательство растет стабильно на 70% в год. Мы пригласили новых людей с новыми идеями. Из трехсот выходящих в этом году книг (я не считаю книги-головоломки, раскраски, книги с наклейками и прочие) более половины полностью разработаны нами.

v- Например?

- Мы долго думали, собирались и решили издать комплект книг для дошкольников под названием "Готовлюсь к школе". Разработана эта серия специалистами центра начальной школы Российской академии образования и кафедры эстетического воспитания детей Московского государственного педагогического университета и состоит из 12 книжек, которые полностью покрывают потребности и родителя, и ребенка в учебных материалах для подготовки к поступлению в школу - начиная с "Азбуки", учебных пособий "Учимся рисовать", "Учимся читать" и так далее (есть даже "Учимся отдыхать"!).

Две серии уже пользуются огромной популярностью среди читателей: это "Атлас родной природы" - такие 64-страничные книги, где описаны различные животные и растения, которых можно встретить во время прогулки в поле, в лесу, на берегу водоема и так далее. Тут особое внимание стоит обратить на иллюстрации, для которых художники зачастую выезжают на натуру. Уже вышло шесть книг, еще четыре находятся в типографии, а всего в серии планируется выпустить более 20 наименований.

Вторая серия - "Библиотека профессора Флинта", это книги о природе, о животных для самых маленьких читателей с великолепным текстом, прекрасными иллюстрациями. Написаны эти замечательные книжки интеллигентнейшим профессором биологии Владимиром Евгеньевичем Флинтом. У нас вообще прекрасные отношения со многими нашими ведущими учеными, например специальную рубрику в журнале о животных "Тошка" ведет Николай Николаевич Дроздов, серия "Атлас родной природы" разработана Владиславом Ивановичем Сивоглазовым.

Еще одна наша собственная разработка - "Энциклопедия ХХI века" для школьников 10-15 лет. Описывается в этой серии все, что сейчас на слуху: уже вышли книги "Интернет. Шаг за шагом", "Предсказания и предсказатели". Еще две - в типографии: "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Твои домашние питомцы". Пятая книжка будет посвящена единоборствам. Кроме того, уже написаны книги "Динозавры и таинственные существа", "Кино и телевидение", "История религий", "Энциклопедия будущего", где будут описаны разные новые технологии. Пишут эти книги молодые авторы из телекомпании "Класс" (есть такая на ТВЦ).

- Но это, скажем так, познавательные книги. А собственно литература?

- Детская литература - это то, к чему мы сейчас вплотную подступили. И тут же столкнулись с определенными проблемами. Например, мы испытываем недостаток в российских авторах.

- А разве их нет?

- Нет! Идут бесконечные перепечатки советских классиков - Михалкова, Барто и других. Это проблема всех детских издательств - кто-то покупает права на год, на два, потом конкурент перебивает ценой - и эти авторы становятся неким "переходящим знаменем". Вся разница - кто какой формат придумает или обложку более "продаваемую" изобретет┘

v- Но я смотрю, что издатели не особенно-то вкладывают деньги в новых детских авторов.

- Ни в новых, ни в старых, кроме "обоймы", гарантирующей возврат денег. А если и были одно-два исключения, то автор быстро "бронзовел", попадал в ту самую "обойму", а дальше все шло по старым правилам┘

"Эгмонт" готов хоть с завтрашнего дня вкладывать деньги в новых писателей! Чтобы заполнить в своем издательском портфеле нишу отечественной детской литературы, казалось, надо срочно ввязываться в драку за авторов-классиков. Но я решил этого не делать. Менеджеры "Эгмонта" будут помогать новым именам. Мы это уже начали делать в журнале "Тошка" (правда, это журнал для дошкольников, что ограничивает круг), в журнале "Вовочка", где собрались прекрасные авторы.

Кроме того, сейчас меня интересует судьба издательства "Детская литература", генеральный директор которого Олег Вишняков работал до недавнего времени в "Эгмонте". "Детская литература" - идеальное место, где можно собрать новые таланты, на базе этого знаменитого когда-то издательства надо издавать по-настоящему лучших детских писателей.

- Да, мы с ним встречались, делали интервью. И естественно, после его назначения злые языки говорили, что "Эгмонт", мол, прибрал к рукам "Детскую литературу", а теперь еще и "Малыш"...

- "Эгмонт" как западная корпорация абсолютно никакого отношения к "Детской литературе" не имеет. А я официально работаю там консультантом. В личном качестве. Для меня "Детская литература" - возможность реализовать свои представления о том, каким должно стать российское детское книгоиздание. Как можно использовать западные технологии на пользу нашим читателям и нашим авторам. Ведь очевидно, что марка "Детской литературы" дает больше возможностей на рынке российских авторов, российских прав. Пока, конечно, у "Детской литературы" не хватает средств, чтобы вновь всерьез заявить о себе, но перемены уже начались, книг выходит в два раза больше, чем раньше. Для нас это главный проект, может быть, он станет главным в нашей жизни┘

- Для кого - для "нас"?

- Мы - это команда менеджеров "Эгмонта". С нами поделилось своими планами Министерство по делам печати, которое решило возродить "Детскую литературу". Я никогда прежде с государством не работал, ни в какие ассоциации не входил, держался сам по себе... А тут сходил в министерство - и неожиданно услышал вещи, которые мне близки. Я много лет учился тому, как развивать брэнды, как правильно позиционировать продукты. Не хочется пафоса - но эти знания стоит применить для своей страны┘ Во всяком случае, сейчас детских писателей мы будем поддерживать и в "Эгмонте", и в "Детской литературе".

- Все-таки вернемся к "Эгмонту". Какие еще интересные проекты сейчас идут?

- Из лицензионных назову "Мою первую энциклопедию". Это перевод с французского (издательство Larousse) - книги для детей 5-6 лет, с большим шрифтом, три четверти полосы занимают иллюстрации. Четыре книги сейчас на верстке. Что интересно, кроме необходимой редактуры мы решили пойти дальше и расширить эту энциклопедию за счет собственных разработок. Потому что, например, в книжке "История" про Россию сказано, прямо скажем, маловато, в "Народностях" - почти ничего о русских. То есть по меньшей мере три книги мы намерены "добавить" к этой серии сами.

Из интересных наших разработок назову серию "Английский без проблем" известного автора Татьяны Борисовны Клементьевой. Это единственное, пожалуй, наше вторжение в рынок учебников. Но это учебник не для школы - а для тех, кто хочет самостоятельно овладеть английским языком. Причем тут аудитория очень интересная: как пишут на настольных играх - "от 9 до 99". Кстати, сами книги построены как игровые иллюстрированные издания - с использованием кроссвордов, разнообразных игр. Есть уже "Словарь", "Грамматика", "Лексика", готовится книга по фонетике (в комплекте с ней будут изданы аудиокассеты).

- А какие у вас проблемы?

Вообще, чем проблемнее и чем менее рентабелен издательский бизнес, тем в конечном счете хуже читателям. Сегодняшняя ситуация, когда бумага стоит порой дороже, чем на Западе, а полиграфические услуги на самом-то деле должны дорожать (иначе на какие деньги модернизировать оборудование?), да при этом население все никак не разбогатеет, - загоняет российского издателя в тупик. Чем меньше прибыль, тем меньше у издателя права на ошибку, на неудачный или просто медленно реализуемый проект. Тем меньше он готов рисковать и, называя вещи своими именами, работать цивилизованно. Вот и бьемся за два-три имени и боимся вкладывать деньги в новичков (я говорю о больших коммерческих издательствах). В режиме бедности работать значительно скучнее┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
966
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1271

Другие новости