ВЧЕРА в Москве открылась IV Национальная ярмарка "Книги России". Некоторые из основных ее презентаций, встреч и других запланированных событий указаны нами на последней странице сегодняшней газеты (из общего "расписания" мы исключили мероприятия, касающиеся узких специалистов). А накануне открытия в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (МПТР) состоялась пресс-конференция с участием заместителя министра Владимира Григорьева, генерального директора генеральной дирекции международных выставок и ярмарок (МКВЯ) Николая Овсянникова и начальника управления издательской деятельности и книгораспространения МПТР Нины Литвинец.
Вот цифры. Ярмарка проходит по 18 марта включительно на территории ВВЦ в павильоне #20 (общая площадь - около 6000 квадратных метров), заявлено более 800 участников из 85 регионов России, а также стран СНГ, Балтии, из Финляндии, Словакии и других. По сравнению с прошлым годом ярмарка "приросла" вполовину - так что стендами занят теперь уже весь павильон, включая и второй этаж. Посему, если дело пойдет в гору, в следующем году национальная ярмарка, может быть, переберется в Гостиный двор - где и просторней, и пафосней (а помнится, многие в успехе Национальной ярмарки поначалу сильно сомневались).
Вообще одно из основных назначений "КР-2001" - работа с книготоргами, с регионами, где ощущается дефицит книг - и из-за несовершенства систем распространения, и из-за низкой покупательной способности населения. Как решить первую проблему, никто толком не знает (прожектов много, но первой и необходимой строкой в них все равно стоят огромные начальные инвестиции). Вторую - тем более. Но если подходить "комплексно", то рецепт один и довольно простой: страну надо возрождать...
А пока что оргкомитет ярмарки вынужденно (хотя и не без удовольствия) занимается благотворительностью, проводя долговременные проекты "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей", "Книга - регионам России", регулярные акции передачи книг в дар библиотекам воинских частей. У МПТР есть и еще один рычаг поддержки: Федеральная программа книгоиздания. Благодаря ей выходят книги, которые заведомо убыточны, однако необходимы и социально значимы (в качестве примера Нина Литвинец привела марийско-русский и русско-марийский словари, выпущенные в Марийском книжном издательстве, - а больше за год там вовсе ничего не вышло; большое внимание в рамках программы уделяется сейчас и детской литературе). Однако министерство скрывает имена членов экспертной комиссии - тех, кто распределяет деньги; и все решения по Федеральной программе принимаются кулуарно. Объясняется это тем, что, дескать, уважаемые и неподкупные люди уберегаются так от давления. Но имена этих засекреченных экспертов все равно известны тому, кому это надо, и пролоббировать нужное "кому-то" решение в такой ситуации гораздо проще - тем более если за дело берутся профессионалы. Так что не пора ли все-таки сделать конкурс полностью прозрачным? И развивать лучше институт экспертизы общественной?
Вообще же в последние годы московские книжные ярмарки обрели достаточный ресурс стабильности, поэтому ничего нового на пресс-конференции журналисты не услышали, и особенных сюрпризов от ярмарки ждать не приходится. Правда, ровно год назад, на Третьей национальной, было сделано несколько сенсационных заявлений. Так, например, было объявлено о создании новой книготорговой структуры под названием "Российская книга", призванной заполнить зияющий пробел как раз в доставке книг по регионам. Тогда же руководить ею предложили Анатолию Лысенко. За минувший год боле ничего о громком проекте мы не услышали. В настоящее время Анатолий Григорьевич болеет (сердце - мы связывались с ним по телефону), но на наш вопрос, что же все-таки будет происходить с "Российской книгой", Нина Литвинец ответила, что "процесс этот долгий", "документы прорабатываются и подписываются", а Владимир Григорьев от комментариев отказался. Кроме того, в прошлом году МПТР выступило с идеей реорганизации отрасли в части подведомственной госсобственности и теперь намерено закончить ее к концу этого года: какие-то издательства укрупнить, какие-то слить и т.д. Правда, как мы уже писали, и этот процесс протекает отнюдь не гладко и тоже в "закрытом режиме". Сошлемся, например, на нашу же публикацию "Подвешенные" ("EL-НГ" от 16.11.2000), где речь идет о том, что многие руководители государственных издательств были просто "выведены за штат", а переназначать их (или, если не устраивают, уволить) никто за целый год не собрался. В такой ситуации трудно спокойно работать.
С другой стороны, и МПТР теперь можно понять. По многочисленным и давним уже слухам, само министерство хотят расформировать: телевидение якобы выделят в отдельный комитет, "средства массовой коммуникации" отдадут в другое ведомство, а собственно "печать" пристроят под крышу Минкульта - тут тоже много не наработаешь...
Но на "КР-2001" все это, слава богу, не сказывается. Среди действительно новых ярмарочных проектов в этот раз можно назвать, пожалуй, три. Это презентация Открытой российской премии за достижения в области электронных книг (мы о ней уже писали), семинар "Научно-технический прогресс и современные носители информации" и презентация первой независимой премии за литагентскую деятельность "Международный проект".
А напоследок: существенно! Входной билет для взрослых стоит 30 рублей, кроме того, предусмотрена система льгот для учащихся, инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и т.д. Дети-дошкольники проходят бесплатно. Так же, как и студенты полиграфических специальностей. Сами книжки продаются на ярмарке, как всегда, дешевле, чем в магазинах, - почти по издательским ценам. Интересно в этой связи, что гендирекция МКВЯ имеет специальное разрешение на льготную торговлю от московского правительства, так что о кассовых аппаратах и чеках можно забыть и приберечь силы для того, чтобы как следует поторговаться с книгопродавцами. Может быть, лотки будут стоять и на улице, перед павильоном, - все зависит от погоды.