СИТУАЦИЯ в российском специализированном книгоиздании ничем не отличается от общей ситуации развития всех отраслей науки, искусства и моды в России - мы пытаемся наверстать упущенное за несколько десятилетий, поэтому одновременно "новинками" оказываются и классика психотерапии начала века, и совершенно новые работы специалистов.
Если мы посмотрим, что носят люди в России, мы заметим, что они ходят в одежде последних 50 лет, - и это удивит любого иностранца, так как во всем мире люди носят одежду последних 5 лет. Подобная же тенденция существует, как ни жаль, и в российском издании психологической литературы: одновременно выходят книги, которые были значимыми, актуальными, модными на протяжении последних 70 лет мирового книгоиздания. Главная тенденция заключается в том, что за основные торговые марки выдаются раскрученные, находящиеся на слуху имена, в основном Фрейд, Юнг. Эта "классика" стала разрядом книг, которые все покупают, ставят на полки - и не читает никто, кроме узких специалистов. И вообще то, что на Западе давно является классикой для избранных, в России по-прежнему выдается за актуальную литературу. У неискушенного читателя может создаваться впечатление, что после Фрейда и Юнга за рубежом не было ничего достойного внимания. И в этом в большой мере виноваты российские издатели, выпускающие огромные тома "раскрученных имен" и зачастую не стремящиеся знакомить читателей с новыми находками, с книгами звезд психологии. Между тем одной из главных тенденций мирового книгоиздания является как раз то, что каждый год выпускается огромное количество книг по различным методам психотерапии. И даже если получать всего лишь полтора десятка каталогов крупных мировых издательств, специализирующихся только на психологии и психотерапии, в каждом из которых более тысячи названий, - глаза разбегаются. При всем своем объеме это довольно структурированный поток, потому что все издаваемые книги четко разделяются на популярные и общезначимые, узкоспециальные книги и книги базовые, классические.
Российский читатель психологической литературы - это по-прежнему в основном профессионал, озабоченный техникой, приемами психологии, которыми сразу можно работать, инструментарием, которого долго не хватало. В результате читатели пренебрегают теми книгами, которые не дают инструкций и инструментов, а представляют собой эссе, рефлексии, диалоги о профессии, о жизни. Между тем именно подобные книги в большей степени интересуют западных любителей психологической литературы. Видимо, должно пройти какое-то время, чтобы российский читатель понял, что книги по психологии можно просто читать - или даже перелистывать, получая, может быть, не инструмент, но - удовольствие, толчок к развитию.
Радует, что есть российские издательства, выпускающие психологическую литературу, которые тщательно отбирают книги для издания, следят за качеством перевода и осуществляют хотя бы элементарную научную редактуру. Если называть такие издательства, то кроме нашего издательства "КЛАСС", одним из первых начавшего выпуск книг звезд мировой психологии, можно отметить издательства "СМЫСЛ" и "ПИТЕР". К сожалению, сложность соответствия общему ходу мирового книгоиздания заключается и в том, что пока мы не имеем полноценно существующей позиции "литературного агента", работающего как с автором, так и с издательством, чтобы найти оптимальные соотношения интересов, осуществлять проектную планировку. Мы не имеем также и такой поддержки книгоиздания, как на Западе, заключающейся в том, что изданные книги обязательно попадают в библиотеки, литературные центры, университеты, автоматически обеспечивая при всем гигантском вбросе литературы возможность пусть небольших, но раскупаемых тиражей. То, что мы называем системой библиотек в России, в значительной мере отличается от западной системы по количеству фондов - и это не может не накладывать свой отпечаток на качество и объем книгоиздания, особенно когда вопрос касается немассовой, специальной литературы.