0
842

16.11.2000 00:00:00

"Подвешенные"

Тэги: вишняков, григорьев, шишигин, лесин


Известно, что 85 % книг в России выпускают сегодня частные издательства. Ни в одной стране современного мира, за редчайшим исключением, государственных издательств нет. Назовем все же, для примера, Австрию - там многие годы вполне успешно действует государственное издательство учебной литературы - правда, недавно его объединили с частным, но это не меняет сути дела: государство в этом австрийском бизнесе гораздо сильнее. Нигде, кстати, нет и специальных министерств печати. Обычно - отдел в Министерстве культуры, или, как во Франции, департамент в составе (почему-то) МИДа.

У нас в России есть и то и другое. И государственные издательства, и целое Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Учреждено оно указом президента от 9 июля прошлого года, а действовать начало в сентябре 1999 г., после соответствующего постановления правительства, которым были определены вопросы МПТР, положение о министерстве и т.д. Министерство заменило собой два прежних ведомства - Госкомитет РФ по печати и Федеральную службу России по телерадиовещанию. Телевидения мы в ЕL-НГ не касаемся, а потому перейдем сразу к делу.

Согласно перечню в приложении к постановлению правительства в ведение министерства было передано 36 издательско-полиграфических комплексов, 29 полиграфпредприятий, 8 предприятий книжной торговли и 63 издательства. Огромное, конечно, количество; одно слово - наследие советской эпохи.

Положа руку на сердце, пожалуй, России с лихвой хватило бы не более пяти издательств в качестве государственных. По жизненно важным направлениям: наука, образование, оборона, официальные документы, стандарты (да и то, зачем тратить на них государственные деньги, если и эти ниши вполне рыночные?). Еще необходимо несколько полиграфкомбинатов - в разных регионах страны. Хотя бы для порядка, да и прибыль все-таки. Все остальное государство могло было бы акционировать (оставив себе какие-то пакеты), продать или "передать в хорошие руки" - словом, приватизировать. Зачем держать все это в ведении министерства? Тем более, во главе его стоят люди, пришедшие непосредственно из бизнеса и хорошо представляющие себе рыночную систему. О министре все знают. Заместитель министра Владимир Григорьев - один из учредителей популярного "Вагриуса". Начальник управления издательской деятельности и книготорговли Нина Литвинец в прошлом - директор процветающего издательства "Радуга".

Ну а в случае необходимости государственного заказа его могли бы выполнять частные предприятия (в иных странах за него борются); остались бы у государства возможности разработки разнообразных комплексных программ в социальной, культурной сферах, поддержки отдельных проектов на уровне грантов (чем Минпечати занимается и сейчас - правда, в основном в сфере телевидения). Кроме того, Минпечати остался бы общий контроль и надзор за процессом.

Пожалуй, это нормальная программа, и примерно то же самое, вероятно, имели в виду руководители министерства, когда год назад заявили о необходимости создания равных условий для предприятий любых форм собственности. Но сначала, разумеется, необходимо было ревизовать все наличествующее имущество, поскольку перечень на бумаге далеко не всегда соответствует реальности. Этим и занялось министерство уже прошлой осенью.

Параллельно началась разработка различных проектов и программ переустройства - надо же что-то делать со столь громоздкой собственностью? О большинстве из них мы писали. Это, например, создание на базе издательства "Мир" новой структуры, некоего холдинга, объединяющего "целый ряд отраслевых научно-технических издательств" (EL-НГ # 17 от 11 мая 2000 г.), или проект общероссийской книготорговой структуры "Российская книга" (# 11 от 23 марта 2000 г.). Кроме того, укрупнение собственности путем слияния нескольких издательств в одно. Тематически: например, "Республика" плюс "Мысль"; "Изобразительное искусство" плюс "Искусство" и т.д. Это в том, конечно, случае, если издательства работают плохо и им надо помочь.

А некоторые и так неплохо работают, поэтому с рядом руководителей почти сразу были заключены новые контракты - назовем, к примеру, издательства "Большая Российская Энциклопедия", "Высшая школа", "Финансы и статистика". И напротив, человек десять за это время уволили. Назначен, скажем, новый руководитель в упомянутый "Мир" (Александр Лебедев, работавший в "Дрофе" и в Ассоциации учебного книгоиздания); сменили директора "Детской литературы" - им стал Олег Вишняков, перешедший из "Эгмонд Россия Лтд." (интервью с ним вы могли прочитать в "EL-НГ" # 30 от 10 августа); в издательство "Изобразительное искусство" пришел энергичный и по-хорошему хваткий Григорий Ерицян, оставив свое детище - издательство "Слово/Slovo" (одно из ведущих на рынке изоизданий), и... Хочется продолжить список свершений, да, к сожалению, нечем. И тут-то, кроме назначений, пока что ничего особенного не произошло. О "Российской книге" давно уже не слышно. Что касается "Мира", то, по нашим сведениям, нет даже документа - оформленного, подписанного (и что там еще с документами делают?) о создании новой структуры. Не ясно даже, кто в нее войдет (а с прихода нового руководства прошло полгода). Впрочем, здесь мы можем ошибаться: министерство неохотно раскрывает свои планы...

Есть проблемы и посерьезней, хотя кому-то они, возможно, покажутся мелочными. В сентябре прошлого года всех госиздателей проинформировали, что контракты, заключенные прежним ведомством - Госкомпечати РФ, утратили свою силу. Всем оставаться на своих местах до решения вопроса о заключении новых договоров. Все и остаются. Но совершенно непонятными кажутся такие факты.

Более года в "подвешенном" состоянии "и.о." (то есть без новых трудовых соглашений) находятся директор "Просвещения" (а это, напомним, крупнейшее учебное издательство страны, которое к тому же ничего от государства не получает), руководители "Панорамы", "Республики", региональных издательств - всего, как можно подсчитать, около 50 человек (это только издателей). Я представляю себя на их месте и вспоминаю, как один из руководителей одного из ведомств на чисто журналистский вопрос о рабочих планах отвечал мне: "Да что ты! Нас еще не утвердили! Какие там планы". Было это за неделю до утверждения - и в том, что оно пройдет успешно, никто не сомневался.

Удивительно, что люди полиграфической и книгоиздательской отрасли, государственного ее сектора, вообще еще что-то делают. Книжки что ли настолько любят? За время со дня выхода указа о новом Министерстве печати в Москве состоялись уже Московская международная книжная ярмарка - прошлогодняя, национальная книжная ярмарка "Книги России" - мартовская и ММКЯ-2000 - последняя. А директор Генеральной дирекции московских международных выставок и ярмарок - все еще "и.о."...

Так не лучше ли просто уволить тех, в ком Минпечати, возможно, сомневается, и поставить руководить более, по мнению министерства, профессиональных людей? А тем издательствам и предприятиям, которые не выживают сами, - дать спокойно умереть, кануть в пучине рынка?

"Мы пришли из бизнеса" - неоднократно заявляли руководители Министерства. Надо понимать - из свободного, конкурентного, нового русского бизнеса. Так почему не рискнуть? Никто ведь не отменял указа первого президента России о свободе приватизации (и, кстати, праве коллектива госпредприятия на приватизацию)? Между тем за этот год ни одно предприятие отрасли не было приватизировано (хотя желающие были - не все же госпредприятия банкроты, кое у кого денежки водятся!) Да и в целом отрасль, по оценкам, имеет среди других один из самых низких показателей приватизации (особенно в сфере полиграфии). Это можно, конечно, объяснить (и объясняют) соображениями "стратегическими". Но если в частных руках такие гиганты, как Уралмаш, КАМаз, Норильский никель, огромные медиаимперии и т.д., - то какая уж там стратегия?

Конечно, против давнего указа Ельцина никто не выступает, но приватизация в сфере книгоиздания у нас может проходить только с особого разрешения правительства. В нашем случае в роли правительства выступает собственно Министерство печати. И, как заботливая мама детей, держит свое при себе: "Не ходи, госпредприятие, в рынок! Съедят".

Есть и другое объяснение тому, что все происходит так медленно, что руководители так долго не назначаются и вынуждены целый год принимать сердечно-сосудистые и снотворные средства.

Государство, всякий знает, у нас неповоротливое, инертное. Замминистра Владимир Григорьев ссылался на одной из пресс-конференций на "вязкость" и неповоротливость аппарата. Не решены якобы и дела с Минимуществом (в его ведении находится большинство занимаемых госиздательствами помещений). Не верится, правда, что два министерства не могут договориться целый год - как тогда вообще Россия-то стоит? И что, кстати, они решают?

По словам президента Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) Марата Шишигина, эта ситуация может выглядеть примерно так: "Министерство хочет получить у другого ведомства - Минимущества - право предоставлять право хозяйственного ведения и длительной аренды - то есть распоряжения собственностью. А зданий и заведений, занимаемых издательствами и находящихся в ведении Минимущества, - пруд пруди. Естественно, Минмущество не хочет делиться своей монополией - это было бы порождением прецедента. После Минпечати придут ведь другие, которым тоже захочется владеть. Истинный владелец имущества от имени государства тогда просто исчезнет. Домовладельцем станет министр Лесин".

Добавим от себя: будучи домовладельцем, дом легко превратить в доходный. А пока вопрос не решен, зачем менять старого управдома?

Или - это тоже версия - может быть, директоров держат "подвешенными" так долго для того, чтобы им надоело-таки "висеть" и они ушли бы сами? Чтобы не пришлось увольнять - неудобно все же как-то, неловко.

Забавно, правда, что и уволить-то толком Минпечать может далеко не всех (только тех, кто особо не протестует). Уволили редактора газеты - точнее, государственного унитарного предприятия "Книжное обозрение" - Станислава Яценко. А Тверской межмуниципальный суд признал увольнение незаконным. Министр Лесин незаконный приказ отменил, а на следующий день издал новый - опять об увольнении. По новому иску и это увольнение было признано незаконным. Потом был еще суд, и Судебная коллегия Мосгорсуда оставила первое решение без изменений, а кассационную жалобу Минпечати без удовлетворения. И т.д. Процессы пошли.... Уволили директора "Детской литературы" Елену Норцову. Суд ее восстановил. Она, впрочем, не стала продолжать дела - по семейным, как говорят, обстоятельствам. Просто отошла в сторону.

Не будем оспаривать справедливость того или иного увольнения или назначения. Заметим только, что многие коллизии (в том числе судебные) происходят из-за одной мелочи. Нынешнее Министерство по делам печати по документам не является правопреемником Госкомпечати РФ. Преемственности нет, но перечень предприятий, бывших в ведении Госкомпечати и переданных в ведение Министерства по делам печати, к постановлению правительства, как мы видели, приложен. Нелепость!

Но нелепость эта (предположим) позволяет Министерству или его представителям заявить, что ни с кем из прежних руководителей оно вообще трудовых соглашений не заключало. Не было ведь приказов о назначении кого бы то ни было "и.о.". Стало быть, все текущие руководители подведомственных предприятий для действующего Министерства даже не "и.о.", а вообще никто. И можно с ними делать что и как угодно.

А с другой стороны - контракты-то прежние существуют, и тоже вроде бы действительны. И суды почему-то Министерство проигрывает. Хотя там довольно большой правовой отдел.

Однако когда-нибудь истекут и контракты. Что тогда? Интересно подсчитать, сколько различных документов подписывает за день руководитель нормально работающего издательства, и предположить: вдруг, по министерскому сценарию, ему предназначено стать никем?

"Министерство имеет самый низкий авторитет за последний, наверное, десяток лет, - говорит тот же Марат Шишигин. - Они не хотят работать с коллективами, руководителями, хотя декларировали, что пришли работать на президента. А работать на президента - значит консолидировать, собирать вокруг себя все и всех, отсекая только самое недопустимое. Таким связующим звеном в сфере печати министерство не стало...".

Словом, вместо консолидации, собирания земель, эффективного использования ресурсов и роста всеобщего благосостояния получилось пока что... как всегда.

Людей вот только жалко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1337
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3221
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2318
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1853

Другие новости