Шестого сентября на ВВЦ открывалась Московская международная книжная ярмарка. А накануне, 5-го, Ассоциация книгоиздателей (АСКИ) совместно с Ассоциацией книгораспространителей (АСКР) организовали деловую встречу с целью обсудить актуальные вопросы взаимодействия на книжном рынке и обменяться мнениями о тенденциях и проблемах книгораспространения. Проходила встреча на теплоходе, отправившемся от Северного речного вокзала в 10.00 и вернувшемся в порт приписки к вечеру. Погода была дождливой и крайне неустойчивой - словно бы московский климат изменился вдруг на морской, а потому издатели и книготорговцы уделили времени более друг другу и насущным проблемам отрасли, нежели созерцанию прибрежных красот. Никто не разбредался по теплоходу и не рвался на берег. Зато все доклады были прослушаны с должным и неослабевающим вниманием. Вели встречу поочередно президент АСКР (и директор книжного магазина "Москва") Марина Каменева и президент АСКИ Марат Шишигин.
В начале выступил директор Российской книжной палаты Борис Ленский, напомнив, что независимый книжный бизнес существует в стране вот уже 10 лет - с момента принятия "Закона о печати". Он же привел ряд цифр. Так, за первое полугодие 1999 года было издано 13000 названий книг тиражом 109 млн. экз., в этом году - 17000 при тиражности 120 млн. При этом около 90% книг издается в Центре - в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, как видим, рост книжной отрасли в этом году очевиден (исключая, быть может, лишь Калининградскую область). Снизился в этом году по тиражам выпуск художественной литературы - за счет изменения самой структуры рынка. Всего, как ожидается, в 2000 году будет выпущено 50-52 тыс. названий книг. Заметно в последнее время и увеличение продаж, однако, как заметил директор РКП, "хорошо бы знать, сколько же мы все-таки продаем". Чем вызвал бурную радость собравшихся профессионалов.
Далее говорил директор новосибирской "Топ-книги" Георгий Лямин. Он остановился на проблеме книгораспространения в регионах. Около 10-20% и больше от стоимости книги в регионах - расходы в так называемых книгопроводящих сетях. 2-3% уходит на складские издержки и вообще хранение книг. На все это накладывается низкий платежеспособный спрос (именно платежеспособный, потому что сам по себе спрос далеко не удовлетворен) и крайне низкая покупательная способность населения (в Новосибирске, например, в 2-3 раза ниже, чем в Москве, еще ниже, скажем, в Кузбассе). Поскольку книготорговцы оперируют объемами, контейнерами и прочими грузоперевозками, Георгий Лямин назвал и такую цифру: средняя стоимость килограмма книг (любых) в регионе составляет около 100 рублей. При издательской цене в 70 рублей за килограмм.
Председатель совета директоров издательского дома "Инфра-М" Вадим Синянский ознакомил собрание с докладом "Торговые сети в книжном деле" и рассказал о методах, способах и приемах построения логистических цепей на книжном рынке. Доклад был основан на опыте и разработках оптового книготоргового предприятия "Мастер-Книга", в том числе на торгово-библиографической классификации, позволяющих удобно систематизировать и классифицировать книжный ассортимент на всем торговом "маршруте" книги - вплоть до полки книжного магазина.
Гендиректор издательства "Махаон" Наталья Дранова говорила о подходе издательства к маркетингу и продвижению книг на рынке.
Президент АСКР, директор ТДК "Москва" поделилась данными анализа спроса в своем магазине. Мотивировка покупки книг такова: 68,9% - увлечения, 30,5% - учеба, 27,8% - работа, 20,8% - подарок. В структуре реализуемых книг стабильно лидирует детская литература, далее - книги на иностранных языках, экономическая литература, домоводство (в основном энциклопедические издания), русская литература, зарубежная литература и лишь следом - детективы, психология, сентиментальный жанр и программирование. Впрочем, бывает сезонный и, условно говоря, разовый спрос. Так, прошлым летом во время пушкинского юбилея книги Пушкина и о Пушкине опередили по продажам даже детскую литературу. Изменился и средний возраст покупателя - если в 1996-1998 гг. 70% книг было куплено людьми от 30 лет и старше, то в 1999 году 70% покупателей были в возрастной группе до 35 лет. И, наконец, в 1996-1998 гг. в месяц на книги тратили 50-100 рублей (2-4 долл.), а в 1999 году - до 300 рублей (до 10-12 долл.).
Председатель совета директоров группы компаний "Росмэн" Михаил Маркоткин проследил за ростом цен на книги, полиграфуслуги и полиграфматериалы. И пришел к следующим выводам. В последнее время (после кризиса 1998 года) полиграфуслуги опережают рост курса доллара США, рост цен на офсетную бумагу значительно опережает курс доллара. При этом тиражность снижается, а накладные расходы остаются пропорциональны курсу доллара. Издатель оказывается в тисках низкой покупательной способности, с одной стороны, и роста цен на полиграфматериалы и услуги - с другой.
Выступила также директор издательства "Дело" Зоя Савенкова, рассказавшая об интересном опыте вексельных взаиморасчетов в книжном деле. Директор издательства МГУ Николай Тимофеев посетовал на невозможность быстро продать книгу научную, фундаментальные исследования, малотиражные монографии. В былые времена, по словам Тимофеева, норматив на продажу такого рода литературы составлял два года. А посему директор издательства МГУ просил книготорговцев повернуться лицом к научным и вузовским издательствам. Их количество, кстати, несмотря ни на что, увеличивается. 10 лет назад в стране было 12 вузовских издательств. Сегодня их 40. И это не считая 2400 так называемых издающих организаций, работающих в этой же области.
Заместитель генерального директора Дома книги "Молодая гвардия" Галина Кувардина назвала интересные данные. Ежедневно в этом магазине продается 20 тысяч экземпляров книг. И это не предел! Кроме того, она обратилась к издателям с традиционным в последнее время призывом: не прятать штрих-коды в глубины книжки, а проставлять их на обложке. Еще лучше - выносить на пачку. Просто так потоки книг гораздо удобнее и быстрее обработать в торговле.
Директор "Финансов и статистики" Алевтина Звонова остановилась на издательских проблемах, связанных с налоговым кодексом РФ, и положенных (пока что) издателям льготах. Алексей Столяров из Московского университета печати рассказал о программах подготовки кадров для книжного дела и, в частности, о новой кафедре книжного дела, возглавляемой директором магазина "Библио-Глобус" Борисом Есенькиным.
Под занавес поговорили о перспективах, связанных с книготорговлей в Интернете. Директор по развитию компании "Аркадия.ру" рассказал об интернет-магазине "Аркадия", который должен открыться 18 сентября. А директор "Просвещения" Александр Судаков поделился опытом работы издательства в Интернете.
К концу деловой части мероприятия у многих участников если не выработались новые взгляды на свой бизнес, но по крайней мере выявились многие не задействованные еще точки соприкосновения собственно издательского бизнеса и книготорговли. Итог был, в общем-то, очевиден, дальнейшее развитие книжного дела (и это признавали все собравшиеся) невозможно без серьезного развития товаропроводящих сетей. Их отсутствие в должном виде тормозит всю отрасль. Не пренебрегая уже имеющимся опытом, можно и нужно задействовать новые схемы и технологии организации и структуризации работы. Посему поступило предложение создать постоянный рабочий комитет для более тесного, каждодневного взаимодействия двух ассоциаций, включающих в свои ряды лучшие силы отечественного книжного бизнеса. На том и порешили. А назавтра большинство участников встретились уже в празднично-деловой атмосфере дня открытия XIII ММКЯ. Так что, возможно, кое-какие совместные планы перешли уже на стадию реализации.