0
908

31.08.2000 00:00:00

"Золотая" пора образования

Тэги: образование, учебник, методика, азбука


Дети и их родители стоят перед непростым выбором.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Завтра 1 сентября. Завтра для наших детей настанет совершенно новый период в жизни. Кто впервые собирает портфель, с ожиданием и энтузиазмом. Кто - не в первый уже раз. Кто со скукой, а кто - с неприятием и недоумением. Кому-то расскажут о том, что обучение теперь двенадцатилетнее, и это, мол, многое значит. Естественно, мальчишкам, девчонкам, а также их родителям объяснят, что новые инициативы вызваны необходимостью совершенствования, улучшения и всяческой интенсификации среднего образования. И здесь многое зависит от книжек, по которым обучаются наши дети. Но книги далеко не всегда адекватны. Как уровню подготовки детей, так и методическим способностям школы. Почему?

Даже новейшая "Азбука", выпущенная издательством "Дрофа", рассчитана не на самостоятельное обучение. Ребенок во всем зависит от учителя. А учитель зависит, в свою очередь, от учебника (которого нет), от методического пособия, которого не сыщешь, от собственной добросовестности и, естественно, денег.

Понятно, что деньги - вещь в учебном книгоиздании (как и в любом бизнесе) первостепенная. По оценкам, до 30% учебников, которые мы с вами можем купить, являются контрафактными. К тому же, как правило, они не соответствуют санитарным нормам и правилам, не всегда придерживаются психологических установок начального обучения, не говоря уж об элементарном качестве бумаги, обложек и т.д. Того, кто помнит прежние годы, поразит то новшество, что цитаты из детских авторов, ставшие уже классическими, теперь даются без подписи, как будто сами на деревьях выросли. В результате ребенок строчки, быть может, еще запомнит, а вот их автора? С одной стороны, хорошо, что на книжном рынке сегодня представлен богатый выбор разнообразных учебников, рассчитанных на разные уровни подготовки и учеников, и учителей. А с другой стороны, разобраться в стопке книжек непросто, а выбор учителя зачастую определяется доступностью, а не качеством издания. Единственное, чем любящие родители могли бы восполнить этот пробел, - это завести своему ребенку самую лучшую азбуку, с большими картинками и большими-большими буквами, хотя бы им для этого пришлось последнюю куртку продать и, оставив для школы казенный учебник, заниматься с ребенком дома по той книжке, которая понравится и вашему ребенку, и вам самим.

Вообще учебник для ребят стоит выбирать с той же тщательностью, с какой впоследствии мы выбираем для них вуз или спутника (спутницу) жизни.

Одной из сегодняшних проблем становится декларируемый переход на 12-летнюю систему среднего образования. Ни один из издателей не смог мне внятно сказать - нужна или не нужна двенадцатилетка? Зато сам я понял - издателям выгоден и тот и другой варианты: можно гнать то, что было раньше, а можно делать и новые книжки, и главное - такими тиражами, которые для художественной литературы кажутся гигантскими и способны приносить издателям неплохую прибыль. Любой вариант найдет сбыт, потому что даже гигантский тридцатитысячный тираж способен бесследно раствориться на бескрайних русскоязычных просторах. Издатели с готовностью обеспечат учебниками любую новую программу - но, к сожалению, лишь в погоне за прибылью, а вовсе не из желания того, чтоб мы позавидовали букварю наших детей и посетовали, что нам уже никогда не доведется по такому учиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1414
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3303
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2395
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1921

Другие новости