Дети и их родители стоят перед непростым выбором.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
Даже новейшая "Азбука", выпущенная издательством "Дрофа", рассчитана не на самостоятельное обучение. Ребенок во всем зависит от учителя. А учитель зависит, в свою очередь, от учебника (которого нет), от методического пособия, которого не сыщешь, от собственной добросовестности и, естественно, денег.
Понятно, что деньги - вещь в учебном книгоиздании (как и в любом бизнесе) первостепенная. По оценкам, до 30% учебников, которые мы с вами можем купить, являются контрафактными. К тому же, как правило, они не соответствуют санитарным нормам и правилам, не всегда придерживаются психологических установок начального обучения, не говоря уж об элементарном качестве бумаги, обложек и т.д. Того, кто помнит прежние годы, поразит то новшество, что цитаты из детских авторов, ставшие уже классическими, теперь даются без подписи, как будто сами на деревьях выросли. В результате ребенок строчки, быть может, еще запомнит, а вот их автора? С одной стороны, хорошо, что на книжном рынке сегодня представлен богатый выбор разнообразных учебников, рассчитанных на разные уровни подготовки и учеников, и учителей. А с другой стороны, разобраться в стопке книжек непросто, а выбор учителя зачастую определяется доступностью, а не качеством издания. Единственное, чем любящие родители могли бы восполнить этот пробел, - это завести своему ребенку самую лучшую азбуку, с большими картинками и большими-большими буквами, хотя бы им для этого пришлось последнюю куртку продать и, оставив для школы казенный учебник, заниматься с ребенком дома по той книжке, которая понравится и вашему ребенку, и вам самим.
Вообще учебник для ребят стоит выбирать с той же тщательностью, с какой впоследствии мы выбираем для них вуз или спутника (спутницу) жизни.
Одной из сегодняшних проблем становится декларируемый переход на 12-летнюю систему среднего образования. Ни один из издателей не смог мне внятно сказать - нужна или не нужна двенадцатилетка? Зато сам я понял - издателям выгоден и тот и другой варианты: можно гнать то, что было раньше, а можно делать и новые книжки, и главное - такими тиражами, которые для художественной литературы кажутся гигантскими и способны приносить издателям неплохую прибыль. Любой вариант найдет сбыт, потому что даже гигантский тридцатитысячный тираж способен бесследно раствориться на бескрайних русскоязычных просторах. Издатели с готовностью обеспечат учебниками любую новую программу - но, к сожалению, лишь в погоне за прибылью, а вовсе не из желания того, чтоб мы позавидовали букварю наших детей и посетовали, что нам уже никогда не доведется по такому учиться.