Генрих Гацура. Мебельные стили. - М.: СП России, 2000, 162 с.
От Древней Руси до модерна - вот временной диапазон мебельного искусства, о котором говорится в обзоре, что помещен в первой части этого издания. От Древней Руси, впрочем, мебели осталось мало - по понятной причине. К тому же в наших храмах, стояли церковные скамьи и кресла для нас чужды. Остались троны. От них, от костяного трона Ивана Грозного к закату империи, через вереницу стилей повествование приходит к неоготическим стульям Мельцера, стульям венским и сборному "Складочному магазину мебели Санкт-Петербургского общества столяров", где теснилась мебель всех стилей┘ В общем все то, что называется мебелью, то есть от латинского "mobilis", то есть "подвижный, легко двигающийся".
Вот фраза, замечательная своей литературной интонацией: "В России производилось много и дрянной мебели, но зачастую изделия русских мастеров по своему художественному и техническому исполнению нисколько не уступали зарубежным аналогам". Тут бы и оборвать цитату, потому что эта мысль не только к мебели применима, а вообще ко всей жизни, но речь-то идет о другом - "поэтому нередко перекупщики в Москве скупали лучшие образцы этой мебели, ставили на них иностранные клейма и сбывали под видом заграничного товара".
Вторая половина книги состоит почти из ста страниц мебельных таблиц - чем-то средним между чертежами и рисунками самих предметов и их деталей, таблицей пород древесины, применявшейся мастерами при изготовлении мебели, фотографиями фирменных и мастерских клейм, штемпелей и надписей, а также таблицы фурнитуры разных стилей.
Среди прочих справочных приложений есть и список с длинным названием: "Некоторые из самых значительных мебельщиков, столяров краснодеревщиков и чернодеревщиков, резчиков, модельщиков, литейщиков бронзы, заводчиков, скульпторов, архитекторов, художников, дизайнеров и прочих специалистов, внесших свой вклад в развитие европейского мебельного искусства".
Среди прочих там есть Frankenstein, столяр из Варшавы XVIII века. Обывателю же, к несчастью, знаком только отзвук имени Генриха Гамбса. Между тем его биография довольно показательна: "Gambs Henrich (1765-1831). Самый известный мебельный мастер и механик конца XVIII - начала XIX века, работавший в России. Ученик Давида Рентгена, Гамбс переехал в Петербург в 1790-х годах. В 1795 году вместе с австрийским купцом И.Оттом открыл мебельную фабрику у Калинкина моста и магазин на Невском проспекте, "против Казанской церкви, в доме Еропкиных". В начале XIX века магазин Гамбса был переведен на Большую Морскую (ул. Герцена), затем переехал на Малую Итальянскую (ул. Ракова), где находился вплоть до 1870-х годов. После смерти Г.Гамбса мебельную фирму возглавили его сыновья П. и Э.Гамбсы. При них были изготовлены многие гарнитуры для дворцов Петербурга. В 1870-х годах фирма прекратила свое существование. Имя Гамбс стало синонимом добротности, хорошего вкуса и ассоциировалось с высшими достижениями мебельного искусства России XIX столетия".
Есть в этой книге и таблица стилей, оказавших влияние на развитие мебельного искусства в Европе и России. К сожалению, текст первой части книги обрывается на 1917 годе, между тем как эта таблица, разумеется, включает в себя как артдеко, так и имперские стили ХХ века.
Понятно, что логично было бы продолжить обзор и на настоящее время. Вряд ли автор ограничил его царской Россией из принципиальных соображений.
Впрочем, несмотря на эту неполноту, издание получилось вполне качественным и, что немаловажно, понятным неспециалисту.