Геннадий Федотов. Бондарное дело. - М.: Культура и традиции. 2000, 248 с.
Стенки и дно образуют кувшин. И только пустота внутри кувшина составляет сущность кувшина.
Лао Дзы
Что-то огромное и серое опрокинулось перед ним. Он открыл глаза и увидел себя сброшенным на черное небо. И винная бочка раздавила его.
Каверин. "Бочка"
Для начала цитата: "┘между бочкой и кадушкой в современном обиходе различий не делают. Правда, чаще бочкой называют кадушку, но наоборот. Между тем эти два вида бондарной посуды отличаются друг от друга так же четко, как ведро от чайника".
Бочка вообще понятие мистическое, это и транспортное средство - от пушкинской до омулевой, это и мифическое жилище философов. "Бочка" - слово многозначное - бочонками в шулерской карточной игре называли срезанные к краям карты, в отличие от прочих, выточенных в середине, бочонки ловко вытаскивали за середину, а остальные за концы. Была, как пишет Даль, езда бочкой - "зимняя запряжка по узким дорогам: одна лошадь в оглоблях, в первом выносе пара рядом, да иногда еще во втором выносе одна, без вершинника". Поэтому бочка не просто сосуд, не только "вязаная обручная деревянная посудина, состоящая из ладов или клепок, двух дон, врезанных в уторы, и обручей", бочка - не пространство между стенками. Это феномен культуры.
Вот оно - царство обручей и ушек, кадок и бочек, бочек наливных и сухотарных, империя ушатов и бадей, королевство лоханей и жбанов.
Эта книга рассказ о бондарном деле, впрочем, за отнюдь не академическим перечислением пород древесины, схемами заготовки клепок и бондарных скамей все равно стоит какой-то особый философский признак. Что-то есть в бондаре от колдуна или алхимика. Чудо превращения деревянных заготовок в гнутые поверхности сродни чуду ожившего деревянного человечка с длинным носом. "Изогнутая желобчатая клепка, имеющая формулу четырехугольника, ограниченного параболическими кривыми, идет на изготовление бондарной посуды с выпуклыми боками. Считается, что именно выпуклая параболическая форма боковых стенок - боков или бочков - дала название хорошо всем известной бочке".
Вот и нужно знать эти слова. Даже если не пользуешься деревянным чудом в обычной жизни. Знать, потому что эти слова образуют русский язык.
Итак, кадки - крупная бондарная посуда, имеющая форму цилиндра или усеченного конуса. "В отличие от бочки кадку можно вполне назвать домоседкой. Ее постоянное место во дворе, амбаре, в чулане и погребе, на кухне у печи. Разве только зимой прокатится водовозная кадушка в санях до колодца и обратно". Ушат отличается, конечно, ушами, то есть выступающими над кругом стенок боковыми клепками. В дырки этих клепок можно вставить шест для переноски, а можно использовать для плотной закупорки.
У бадьи металлические ушки крепятся не к клепкам, а к обручам. "Усовершенствованная бадья оказалась настолько тяжелой, что использовать ее в качестве ведра для ношения воды стало бессмысленно. И с тех пор бадья, закованная в металл, как средневековый рыцарь, осталась постоянно нести службу у колодца. Квашня - кадка для замешивания теста, желательно дубовая. Сверху она закрыта круглым деревянным квашенником, а внутри ее, в гостях у опары бывают веселка и мутовка. Веселки - хлебные весла, узкие лопаточки, а мутовка - длинная палка с сучками на конце. Лохани, что были широко распространены на Руси - с тремя или четырьмя ножками и низкими бортами┘
Всего и не перечислишь.
Множество схем и чертежей в этой книге не должны вводить, однако, читателя в заблуждение.
Это не учебник по изготовлению деревянной посуды. Тот, кто решил его использовать только в этом качестве и ожидает мгновенного результата, чудесного чуда, появления бондарного дива в доме, будет разочарован. Изготовление настоящей бочки - не сборка офисного стула по прилагающейся при покупке схеме.
Эта книга - скорее учебник культуры бондарного дела. Дверь в этот мир. И, конечно, словарь понятий немного таинственного ордена бондарей.