Среди отечественных журналистов и политологов в последнее время крайне популярной стала тема взаимоотношений крупного бизнеса и власти на новом, постельцинском этапе развития России. Большинство из них сходятся во мнении, что май 2000 года стал точкой отсчета для пересмотра уже сложившейся однажды системы согласования интересов деловой и политической элит. При этом ведущая роль в данном процессе неизменно приписывается президенту и его окружению, в то время как крупнейшие российские компании и их владельцы представляются скорее объектами внешнего (и чаще всего недружественного) воздействия со стороны исполнительной власти.
Вопрос ставится буквально следующим образом: что делать с олигархами? И задают его обычно люди вполне ангажированные: политики, журналисты, эксперты - все те, кто успешно зарабатывает деньги с помощью мифотворчества. Свой ответ на этот вопрос наверняка есть и у автора рецензируемой книги - крупного российского экономиста Якова Паппэ. Тем не менее он сознательно не делает сенсационных прогнозов относительно судьбы новых российских капиталистов, предпочитая выступать в качестве беспристрастного летописца современной экономической истории России.
Сам автор в одном из своих интервью признался, что название книги - "Олигархи" - не более чем рекламный ход, призванный привлечь внимание широкой общественности. На самом же деле монография посвящена "интегрированным бизнес-группам", наиболее яркими примерами которых являются "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Интеррос-ОНЕКСИМ", "Группа МОСТ", АФК "Система" и др. Последние, в свою очередь, хоть и находятся в определенных отношениях с властными структурами, совершенно не обязательно олицетворяют собой сращивание власти и капитала, а посему являются не более чем разновидностью экономических агентов.
Надо сразу сказать, что название - это единственное место во всей книге, где Яков Паппэ грешит против научного подхода. В остальном данная работа представляет собой четко структурированное исследование, снабженное всеми необходимыми атрибутами для решения той задачи, которую ставил перед собой автор. А задача была чисто научная - выявить отличительные черты российского "большого бизнеса" на основе исследования путей его зарождения, способов структурирования и механизмов развития.
Соответствует намерениям автора и структура монографии. В первой ее части даются общие характеристики существующих в нашей стране интегрированных бизнес-групп, приводятся их определение, классификация, основные этапы формирования и краткий перечень. Во второй части внимание сконцентрировано собственно на хронологии развития десяти крупнейших ИБГ в период с 1992 по 1999 год. Применительно к каждой из них автор рассматривает развитие до и после кризиса 1998 г., определяет вес финансовой, промышленной и медийной составляющей, а также степень участия ИБГ в политике и деятельности СМИ.
Необходимо отметить, что вся информация относительно деятельности крупных российских корпораций бралась автором из доступных источников и, соответственно, сама по себе не представляет какого-то открытия. Не стоит искать в книге и дотошной переписи всех активов российских ИБГ и происходящих с ними трансакций. В поле зрения Якова Паппэ - наиболее значимые как для конкретной группы, так и для всей экономики России события, по которым можно судить об общих закономерностях развития отечественного бизнес-сообщества.
Как это ни странно, изобилующая подробностями вторая часть читается легче, чем первая (возможно, в силу того, что большинство описываемых в ней событий еще не успело забыться). Однако, освежив в памяти 10-летнюю историю российского бизнеса, хочется вернуться назад и еще раз посмотреть, как четко она укладывается в предложенную исследователем теоретическую схему. В целом книга дает прекрасное представление о том, как изменялся на протяжении 90-х годов отечественный экономический рельеф, важнейшими составляющими которого были интегрированные бизнес-группы.
Несмотря на то что связь экономической и политической активности ИБГ не является в данном случае основным предметом исследования, содержание монографии помогает пролить свет и на некоторые закономерности политического развития России. В этом плане крайне любопытной являются приведенные в конце книги таблицы, содержащие сведения о характере и степени "личной унии" между конкретной группой и властными структурами. В первой из них приводятся данные о руководителях крупнейших российских компаний, в то или иное время занимавших высокие государственные посты, а во второй - перечень госчиновников, перешедших на работу в бизнес.
Яков Паппэ в отличие от авторов, работающих в популярном сегодня "научно-публицистическом жанре", не делает далеко идущих выводов о конце или как минимум о кризисе эпохи крупного бизнеса, подчеркивая, что дата вступления в должность нового президента России - скорее формальный повод для того, чтобы прервать повествование. Которое, впрочем, скорее всего будет продолжено, хотя, возможно, уже на новом материале.