- Сколько всего книжек будет издано в этом году?
- За полгода мы уже выпустили 30 книг, планируется - 60. Это не много, но и не мало, если учесть, что в издательском процессе у нас занято 30 человек. А вообще нашему издательству принадлежит еще довольно большая типография - это типография "Правда", где вышел первый номер ленинской газеты "Правда" (у нас 90% акций). Поэтому в общей сложности вместе с типографией и пре-пресс студией работают 240 человек. Своими книгами мы загружаем типографию процентов на 15-20.
- А как издательство получило типографию?
- Очень просто. Мы не олигархи, не участвовали в комсомольско-партийных структурах и делах. Поэтому просто купили 20% акций на инвестиционном конкурсе. Потом, когда фонд имущества проводил торги, купили еще 29%. Остальное докупили у трудящихся. Все свои доходы мы получили от издательской деятельности - типография была куплена в 1994 году, а до этого мы уже шесть лет делали книги. Первое время все это носило, конечно, феноменально-фантастический характер. Когда, скажем, в 1988 году мы могли вложить в дело 50 000 рублей, а через четыре месяца "вынуть" оттуда 400 тысяч. Так что ко времени покупки акций мы смогли скопить какие-то деньги. Вообще, я считаю, у нас получился идеальный пример приватизации "по Чубайсу" - так, наверное, как он мечтал бы видеть: ни конфликтов с рабочими, ни конфликтов между собственниками, никаких конфликтов с правоохранительными органами, ни с бандитами, крышами и т.п.
- Популярность - прежде всего литературно-критическую - вашему издательству принесла "Мастер серия". Одно время книжек было не видно - сейчас появились новые. С чем связан перерыв?
- Да, все книги этой серии имели блестящую прессу - на книгу Дмитрия Бакина, например, вышло более 100 рецензий и критических упоминаний в прессе - мы продали права в Германию, во Францию (это, кстати, наш принцип, мы, издавая книги современных авторов, одновременно покупаем права - у нас действует специальное агентство "Лимбус Пресс"). Но никакой продаваемости внутри страны эта книга не имела. Поэтому серию мы приостановили - из-за ее убыточности. Стали думать - что, проза плохая, что ли? Вроде, нет. Видимо, дело во внешнем виде. Правда, черные обложки раньше всем нравились - и авторам, и критикам, - но, видимо, черный цвет все-таки негативно отражается на сознании покупателя ("Вагриус", кстати, тоже отказался от "Черной серии"). Новые книги, как вы видели, стали выходить в новом, довольно ярком оформлении. Первой стала книга Эргали Гера (она, кстати, и раньше продавалась неплохо - в "черном" оформлении, поэтому с нее мы и решили попробовать). Сейчас продажи значительно выросли. Далее издали Виктора Астафьева и Владислава Отрошенко. Готовим книги Алана Черчесова, новый роман Эргали Гера и еще несколько новых книжек. Все их мы хотим приурочить к началу октября - к Франкфуртской ярмарке.
- А в московской ярмарке участвуете?
- Конечно, но это такой междусобойчик, для своих. Он очень важный и полезный, но с точки зрения продвижения книг на мировой рынок, с точки зрения продажи прав - результат приближается к нулю.
- Доходы от продажи прав сравнимы с изданием и продажей книг внутри страны?
- Пока нет, но я думаю, что в этом году мы достигнем самоокупаемости в этой деятельности. Мы занимаемся правами пять лет, вложили около 200 тысяч долларов. А ведь участие в одном только Франкфурте стоит 20-25 тысяч долларов (мы, кстати, обычно вывозим туда довольно большую команду). Участвуем в Парижском книжном салоне (без стенда), в Иерусалиме, в Москве, в Питере. Плюс к тому раз в год бываем на какой-нибудь экзотической выставке - в прошлом году, например, были в Тайбэе. В следующем году поедем в Сеул. Кстати, кроме продажи прав наших авторов, мы покупаем за рубежом права примерно на 5-7 книг в год.
- А сколько получает автор от продажи его прав?
- Мы работаем 50 на 50 - если это неизвестный автор, которого мы "выводим на сцену". Если известный, раскрученный - тогда 80 на 20 или 85 на 15 - в пользу автора, естественно. Если это не касается какого-то супербестселлера, то обычная схема: небольшой аванс - от 500 до 2000 долларов, плюс роялти от проданных экземпляров. Дальше все зависит от того, как продается книга.
- Что еще в издательских планах "Лимбуса"?
- Кроме традиционных серий, завершаем сейчас несколько, на мой взгляд, интересных (если не сказать эпохальных!) проектов. В частности, делаем огромный альбом уголовных татуировок - на основе картотеки, собранной одним из сотрудников, долгое время работавшим в системе МВД. С фотографиями зеков, объяснениями, что значит та или иная наколка, в каких местах колется и т.д. Словом, это такая наскальная живопись - собранное вместе, все это выглядит, честно говоря, отвратительно! В издательстве некоторые отказывались работать с этим альбомом. Но искусство - это не только то, что нам нравится. А то, что это искусство, я не сомневаюсь.
Кроме того, сейчас во всем мире колоссальная мода на 70-е годы. Мы собрали фотоальбом Ленинграда 70-х годов и назвали его "Оптимизм памяти". Это совершенно исчезнувшая уже натура, которая живет только в наших воспоминаниях и в работах выдающихся фотографов, многие из которых забыты, многие уже умерли. Мы все это собрали, будем делать выставку и фотоальбом. Кстати, с этой выставки откроется и наш сайт в Интернете (хотим опять-таки сделать его к Франкфуртской ярмарке). Выходит еще интересный альбом Геннадия Айги - там, кроме стихов, будут его рисунки, рисунки Зверева, Целкова и других.
Будут выходить хорошие, качественные детективы, книги "Мастер серии". Думаем, что бы такого интересного издать в "Зеленой серии" - в поддержку школьного чтения по истории литературы. Наконец, наш главный редактор Михаил Синельников работает над книгой воспоминаний, которая, я думаю, вызовет некоторое - и, надеюсь, немалое - потрясение в литературных и всех близлежащих кругах и окрестностях.
- Он что, недобрым словом кого-нибудь поминает?
- Нет, он вспоминает все так, как это было на самом деле! Беда всех воспоминателей, к сожалению, в том, что никто не готов по-настоящему саморазоблачиться и разоблачить товарищей. Либо воспоминания пишутся тогда, когда никому уже ничего не интересно, либо их нельзя назвать даже облизыванием, скорее - обгладыванием... Ну а те куски, которые я уже видел из книги Синельникова, вселяют в меня оптимизм.
Беседовал Александр Вознесенский