0
786

06.07.2000 00:00:00

Стихийный лабиринт


Осип Мандельштам. Камень. - М.: Классик-паблишерс; Плавински-продакшен, 2000. Рисунки: Елизавета Плавинская. Фотографии: Борис Трофимов, Сергей Андриевич. Дизайн: Сергей Андриевич.

ЭТА КНИГА заслуживает внимательной и доброжелательной рецензии уже самим фактом своего появления. До сих пор, на десятом году независимого книгоиздания, мы это самое книгоиздание воспринимаем исключительно как возможность публиковать новые тексты, новые переводы и редакции текстов, новые к текстам же комментарии. Но вот в свет выходит книга, каждую строчку которой большинство ее потенциальных читателей знает наизусть.

Бывает, конечно, что кто-нибудь из членов Академии художеств разразится серией иллюстраций к классике. Тогда эта классика вместе с иллюстрациями заключается в переплет, по толщине и добротности соответствующий званиям классика и иллюстратора, вместе взятых, сверху - еще в коробку, и именуется этот слоеный торт "подарочным изданием".

Но новое издание "Камня" - сорокастраничную брошюрку в бумажной обложке - нельзя назвать не только "подарочным", но даже, в строгом смысле, и иллюстрированным. Большинство рисованных иллюстраций вне этой книги не могли бы существовать вообще, оказались бы почеркушками, каляками-маляками, в которых, может быть, и можно, но незачем было бы угадывать стрельчатые башни, стихийные лабиринты, недобрые тяжести. А фотографии, отделенные от своего книжного места, наоборот, стали бы слишком самостоятельными, слишком тяжелыми и выразительно фактурными, чтобы иметь какое бы то ни было отношение к поэзии вообще и к этой в частности.

Дело, стало быть, в синтезе; но простым впряжением коня и трепетной лани в одну телегу серьезных результатов добиться трудно. Должна появиться некая третья сила, способная первые две не просто объединить, но заставить вместе двигаться. В данном случае это, безусловно, книжный дизайн.

Дизайн, собственно, очень простой: одно, редко два стихотворения на правой странице; слева - рисунок и иногда фотография. Двойной квадрат разворота организуют всего две линии: вертикаль, удерживающая левый край текста, и горизонталь, выносящая к правому краю колонтитул и колонцифры. По вертикали читаются стихи, по горизонтали листается книга; но эти же воображаемые линии удерживают в пустоте бумаги и легкие, размашистые рисунки, и тяжелые, материальные фотографии, создавая внутри книги классически точный ритм движения глаза. И именно в этом ритмически организованном пространстве наиболее органично воспринимается и ритм стиха.

Вот ради этого, видимо, и затеяна была вся книжка: не продемонстрировать собственные взгляды на поэзию, собственные ее трактовки, а создать ей, поэзии, наиболее для нее естественные условия существования.

Что, собственно, и является главной задачей книжного искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
963
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
827
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1465
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
674

Другие новости