ОТКУДА берется искусство книги? Его делают художники книги.
Откуда берутся художники книги? Их делают в Университете печати.
Московский государственный университет печати (прежде - Московский полиграфический институт, а еще раньше - Вхутемас), отмечающий в этом году свое 70-летие, не содержит слова "книга" ни в собственном названии, ни в названии факультета ХТОПП (художественно-техническое оформление печатной продукции), ни в официальном названии специальности выпускников (художник-график). Так что "художник книги" - это самоназвание. Формально выпускник факультета ХТОПП может работать - и часто работает - в плакате, в промграфике, в дизайне, может и совсем уйти в станковое искусство. Но "книжники" - элита, книга - центральный объект деятельности, возможно, потому и не упоминаемый в титулах, что разумеется он сам собой. Именно для работы над книгой студенты изучают такие, казалось бы, нехудожественные дисциплины, как теория литературы или, скажем, технология брошюровочно-переплетных процессов. Именно в книжных издательствах проходят практику, именно книгу - обязательно! - представляют в качестве дипломного проекта.
Но это - идиллическая часть картины, и она, конечно, плохо согласовывается с постоянной для нашей полосы темой упадка книжного искусства. В самом деле, девяносто художников книги (по 30 человек на дневном, вечернем и заочном отделениях), ежегодно выходящих из университета, должны были бы если не шедевры штамповать, то по крайней мере поддерживать достаточно высокий уровень книжной культуры. А на практике - выпускники факультета растворяются в серой издательской массе, почти не меняя общей картины.
В прежние времена Московский полиграфический институт традиционно считался оплотом либерализма, и многие молодые люди отправлялись туда с целью получить хорошее художественное образование с минимальной долей советского академизма, а заодно и диплом, позволяющий на законных основаниях уклоняться от казенной службы. Сейчас художественному авангарду профессионально обучают в многочисленных частных учебных заведениях, а службу труднее найти, чем уклониться от нее, значит, профессию художника книги все студенты факультета выбрали сознательно. К защите диплома все выпускники этого года представили абсолютно профессиональные книжные проекты, некоторые - блестящие. И это был не фантастического вида "book-art", а книги самых востребованных издательских жанров: учебники и справочники, научные издания и публицистика - и все разработаны на уровне самых современных издательских технологий, все экономически просчитаны с точки зрения максимальной рентабельности. И практически никто из дипломников на наш вопрос о планах на будущее не ответил: "Буду делать книжки".
Проще всего объяснить это причинами экономическими: в "дизайн-бюро", в рекламе, в глянцевом журнале художник зарабатывает на порядок больше, чем в книжном издательстве. Но, кроме того, старые издательства, с устоявшимся порядком работы, с традиционной системой ценностей, готовы оценить в молодых людях не их способности к разработке и воплощению новых идей, а разве что свободное владение "мышкой" и знание компьютерной терминологии. В новых же, недавно образовавшихся издательствах часто вообще нет ни одного человека, знающего, что профессиональный художник книги может не только рисовать картинки, но определить лицо издательства, сделать его книги действительно книгами, а не тиражированными текстами.
Зато юношеский энтузиазм и нестандартность мышления вкупе с профессионализмом готовы оценить новые области деятельности, вовсе не имеющие традиций в нашей стране. Само по себе это неплохо, но ведь учили-то студентов именно книжной работе.
Такова другая, пессимистическая часть картины. Между тем ни студенты, ни преподаватели факультета особого уныния не проявляют, охотно демонстрируют все свои достижения, не разделяя их на книжные, станковые или компьютерные, и, кажется, вовсе не обеспокоены судьбами искусства книги.
Налюбовавшись достижениями, за комментариями мы обратились к заведующему кафедрой ХТОПП Анатолию Семенову - строго говоря, самому главному человеку в формировании книжного искусства в нашей стране, который пообещал развеять наши сомнения и обосновать причины своего оптимизма.