0
797

29.06.2000 00:00:00

Защита прав пострадавших - дело всех и каждого


Николай Купреянов. 1919
НЕДАВНО в Москве завершились два судебных процесса, связанных с нарушением авторского права. Питерское издательство "Лимбус Пресс" отсудило в Пресненском суде у московских издательств "Русская книга" и "РОСМЭН" по 200 минимальных размеров оплаты труда (мрот) за контрафактные издания произведений Михаила Зощенко. История такова.

Наследниками Михаила Зощенко в настоящее время являются правнучка и жена внука писателя - Вера Зощенко и Татьяна Ивановна Зощенко. Исключительные права на издания Зощенко издательство "Лимбус Пресс" приобрело у них в 1998 году, заключив соответствующий договор на передачу прав и договор-поручение на предъявление всех регрессивных исков по нарушению этих прав за все предшествующие годы (срок действия прав истекает в 2012 году).

С падением советской системы многие издатели в какой-то момент перестали платить наследникам (и не только Зощенко) - недоплачивая, не заключая договоры, выпуская откровенно пиратские издания.

"Когда в 1998 году мы стали разбираться с Зощенко, - говорит директор "Лимбус Пресс" Константин Тублин, - было выявлено более 30 контрафактных изданий, выпущенных с момента "восстановления" авторских прав и вступления в силу закона об авторском праве. Стали с этими издательствами общаться - большинство признало свою неправоту и заплатило требуемые суммы".

В соглашении с наследниками примерно определена стоимость передаваемых авторских прав - она зависит от объема произведения, тиража, ряда других факторов. На "усредненное" издание цифра составляет от 700 до 1000 долл. Таким образом, за книжку в 25 листов, выходящую тиражом 10 000 экз., получается примерно по 10 центов с экземпляра. В итоге доходы наследников в 1999 году были в 9 раз больше, чем в 1998-м. А за первое полугодие 2000-го они уже больше, чем в 1999 году, благодаря усилиям питерцев и тех издателей, которые вполне поняли ситуацию. Действительно, в неразберихе 1990-х годов издать любую книжку без всяких прав и договоров было обычным делом, но далеко не все делали это из злого умысла. В основном по незнанию, по молодости самого бизнеса, невнятности законов "переходного периода" и т.п.

Нашлись, однако, "особо упорствующие" издательства, которые ни за что не хотели платить, несмотря на явную юридическую несостоятельность своей позиции.

Это, во-первых, "Русская книга", издавшая в 1995 году "Голубую книгу" Зощенко. Возглавляет издательство не кто иной, как Михаил Ненашев, бывший министр печати и информации (а до того - председатель Госкомитета СССР по делам издательств, полиграфии и торговли, председатель Гостелерадио СССР, председатель Госкомитета по печати т.д.). Вот бы кому показать пример законопослушности. Правда, книгу издали еще до того, как Михаил Федорович стал директором издательства. Но это дела не меняет, поскольку закон однозначно признает контрафактность издания, что и было признано в суде. Была, естественно, подана кассация, и суд снова подтвердил правоту "Лимбуса".

То же случилось и с издательством "РОСМЭН". Оно выпустило детскую книжку Зощенко "Галоши и мороженое" в 1996 году тиражом 30 000 экз. "РОСМЭН" проиграл как в суде первой инстанции, так и кассацию (а ведь "РОСМЭН", по мнению ряда экспертов, - крупнейшее на сегодня детское издательство России; делает весьма неплохие книжки; активно помогает защищать свои авторские права Эдуарду Успенскому. Непонятно, зачем так бить по собственному имиджу - позиция-то была явно проигрышная?).

Как было сказано, в обоих случаях была присуждена компенсация в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (около 17 тыс. рублей). Сумма невелика: она, возможно, и приближается к "правильной", которая изначально должна была быть выплачена по договору (которого не было). Но получить ее, как видим, оказывается возможным лишь по суду, через продолжительное время, когда издание давно распродано. Зачем платить, рассуждает издатель, если можно не платить? И автор отсудит всего-то ничего - не более чем должен был получить и так? Словом, в данном случае назначение 200 мрот за контрафактное издание отнюдь не побуждает издателей впредь платить авторам и наследникам.

Кстати говоря, закон предусматривает два пути возмещения ущерба. Первый - изъятие всего полученного издательством дохода в пользу наследников. Для этого нужна, во-первых, вся бухгалтерская документация издательства. Во-вторых, даже если отсудить все деньги, заработанные в 1995 году, как посчитать, сколько же это будет в году 2000? Какие это деньги сегодня? Другой путь: закон предусматривает компенсацию от 10 до 50 000 мрот в пользу наследников. Понятно, 10 мрот можно получить, наверное, за абзац или страницу в журнальчике. 50 тысяч - за большое собрание сочинений. Издательство "Лимбус Пресс" просило 10 000 мрот - получилось в 50 раз меньше.

В итоге вышло, что издатели заплатили адвокатам больше, чем получат по постановлению суда. "Но это не важно, - говорит Константин Тублин. - Для нас это было делом принципа. Мы обязаны защищать своих авторов, свои права. А минимальные суммы компенсаций возможны пока что из-за отсутствия широкой судебной практики по такого рода делам". И тем не менее наказание явно неадекватно.

Кстати, Россия сегодня занимает "почетное" место в списке 30 стран, наиболее неблагополучных с точки зрения защиты интеллектуальной собственности. Отношение к российским издателям во всем мире сложилось негативное. На предложения о сотрудничестве многие западные издатели просто не отвечают: потому что в России "все жулики", "никогда не платят вовремя", "не соблюдают тиражи", "процветает пиратство". С нами не хотят иметь дело, потому что у нас (почти) невозможно защитить права. А российский издатель вынужденно строит деловую репутацию своего издательства отдельно от репутации России в целом - и бизнеса по-русски в частности.

В то же время - вот парадокс! - российский закон об авторском и смежных правах весьма неплох, отвечает всем мировым стандартам; он, как видите, способен работать. Нужно - повторяя Тублина - создавать судебную практику.

Начато и еще одно разбирательство о наследии Зощенко. В 1994 году в издательстве "Русслит" тиражом 50 000 экз. было выпущено 5-томное собрание сочинений писателя. При этом заплачено никому и ничего не было. Для начала удалось восстановить срок исковой давности. Он был пропущен - поскольку по закону составляет 5 лет. Но и закон согласен: вряд ли можно предположить, что и в 1994 году, и позже две наследницы, живущие в Петербурге - юная девушка и пожилая женщина, потерявшая мужа, - могли отстоять свои права. Впрочем, процесс идет и решение еще не вынесено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3301
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3636
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2677
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4679

Другие новости