0
616

15.06.2000 00:00:00

От мелкотемья к глобализации


Справочник для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации в 2000 году. Официальное издание / Авт.-сост. Г.В. Арсеньев, А.М. Водянский, Г.К. Шестаков; Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Высшая школа, 2000, 517 с.

УЖЕ ПРОЗВЕНЕЛ последний звонок. Скоро отгремит и выпускной вечер. Вчерашние школьники переходят в разряд абитуриентов. Куда пойти учиться? - стоит сакраментальный вопрос.

Министерство образования подготовило всем давно ожидавшийся (но подкравшийся, как всегда, незаметно) сюрприз. С 2000-2001 года высшая школа переходит на новые образовательные стандарты. Это означает: новые программы в вузах, некоторые изменения в правилах поступления и программах вступительных экзаменов, новый Перечень профессий и т.д. - вплоть до того, что будут писать в дипломе об окончании.

Ответить на большинство возникающих вопросов призвано официальное издание Министерства образования РФ - "Справочник для поступающих в вузы в 2000 году". Такого, ранее обычного издания, настольной книги выпускника, в стране не было два года. Последний был издан в позапрошлом году "Дрофой". И с той поры - тишина. Разумеется, хочется спросить: что же это? Почему нечто новое объявляется нам всего за месяц до начала экзаменов?

Все вопросы - к Минобразу. Ибо новые программы приема вступительных экзаменов были утверждены только в феврале. Сам справочник - в примерном, сыром виде - был подготовлен в недрах министерства к концу апреля. А над новыми государственными образовательными стандартами работа идет до сих пор - тогда как с 1 сентября первые и вторые курсы вузов уже должны по ним учиться. Разработка их возложена министерством на проректоров ряда ведущих российских вузов. И тут, естественно, затрагивается много личных интересов, интересов отдельных институтов. Скажем, в неком вузе под некую новую, долго пробивавшуюся специальность, создана целая кафедра. Как же быть, если ее вдруг предложено ликвидировать или перевести в "направление"? Меняется имидж специальности. Меняется нагрузка, количество часов, штатное, так сказать, расписание... И т.д. и т.п.

Само "направление" - понятие, как сказано в справочнике, новое. Звучит это так: "направление подготовки дипломированного специалиста", объединяющее родственные специальности, имеющие общую фундаментальную базу подготовки. Теперь в дипломе об окончании института будет записано это самое направление, а в приложении к диплому - конкретная специальность.

Чтобы во всем этом разобраться, в справочнике приведена таблица, указатель соответствия: в левой графе коды и наименования направлений и специальностей ранее действовавшего Классификатора, в правой - наименование направления или специальности по новому Перечню направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В том разделе, где перечисляются сами вузы, то есть в основном корпусе текста справочника, даны "старые" специальности. Стало быть, сначала ищем вуз, глядим, на кого мы поступали бы, например, в прошлом году, потом смотрим по таблице и узнаем, на кого учиться нам предлагают взамен сегодня. При наименовании нового направления, чтобы не упустить из виду сути перемен, курсивом дано название "устаревшей" специальности, каковая в него влилась (если, конечно, влилась, поскольку некоторые, естественно, сохранились).

Во многих случаях название направления может совпадать с какой-либо специальностью - скажем "история" и "история". В технической сфере изменения более существенные (было восемь разных специальностей, стало одно направление). К примеру, имелись специальности - "электрические станции" и "электроэнергетические системы и сети" - теперь осталось одно общее направление - "электроэнергетика". Разобраться во всем этом сразу непросто, справочник призван помочь, но без путаницы в умах не обойдется.

Между тем такого рода реформы давно назрели. Цель - глобализация фундаментальной подготовки. Не зря наши выпускники, особенно по естественно-научным специальностям, неплохо котируются на Западе. Подготовка у них глубокая - при широком кругозоре. Тем не менее всегда присутствовала некоторая "раздробленность". Не вдаваясь в полный анализ перемен, отметим, что ранее в списке было более 400 специальностей только в инженерном образовании (сейчас стало 77 направлений). Огромный, громоздкий список, затруднявший жизнь.

С нововведениями упрощается и процедура приема. Абитуриент подает заявление на направление, отучивается 4 года, получает бакалавра, а уж дальше начинается специализация, или магистратура.

Другая новинка в справочнике. Впервые, кроме 590 государственных вузов и 11 муниципальных образовательных учреждений, приведен список, состоящий из более 400 негосударственных образовательных учреждений, владеющих лицензией на право ведения образовательной деятельности. 150 из них имеют государственную аккредитацию - то есть право выдавать дипломы государственного образца.

Так что, абитуриенты, будьте бдительны! В справочнике все вузы четко разделены по этим категориям, и можно заранее знать, что реально стоит за рекламой какого-нибудь фантастического суперобразовательного межгалактического института. Традиционно оговариваются формы обучения - дневное, заочное, вечернее, экстернат; указаны все телефоны, адреса, размещение вузов и их структурных подразделений по городам, областям и экономическим районам.

Кроме того, справочник отвечает и на другие вопросы. Какими правами обладает абитуриент при поступлении в вуз? Какую дополнительную информацию должен представить вуз по просьбе абитуриента? Грубо говоря, что можно спросить у секретаря приемной комиссии, у ректора, проректора, декана; как вести себя на экзамене и т.д. Указаны изменения (незначительные) по правилам приема, правилам перевода из одного вуза в другой; льготы, права, которыми обладает студент; примерные программы вступительных экзаменов (испытаний).

В общем, учитывая время выхода книги, издательство "Высшая школа" попало в струю. Благодаря Минобразу родился неплохой маркетинговый ход. Но это только на первый взгляд. Ежегодно количество абитуриентов приближается в России к миллиону. Тираж же справочника - 10 тыс. экз.

Остается тосковать о тех временах, когда Россия (и книжная Россия) была единой, когда без особых усилий можно было приехать поступать в Москву из Владивостока, а сама справочная книжка попадала и в далекую деревню, и в каждый книжный магазин, и в любую библиотеку. Сегодня в поисках информации нужно обивать пороги вузов самому: выяснять диспозицию на месте. Или оставить мысли о высшем образовании. Или бежать за справочником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3299
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3636
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2677
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4679

Другие новости