0
617

15.06.2000 00:00:00

От мелкотемья к глобализации


Справочник для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации в 2000 году. Официальное издание / Авт.-сост. Г.В. Арсеньев, А.М. Водянский, Г.К. Шестаков; Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Высшая школа, 2000, 517 с.

УЖЕ ПРОЗВЕНЕЛ последний звонок. Скоро отгремит и выпускной вечер. Вчерашние школьники переходят в разряд абитуриентов. Куда пойти учиться? - стоит сакраментальный вопрос.

Министерство образования подготовило всем давно ожидавшийся (но подкравшийся, как всегда, незаметно) сюрприз. С 2000-2001 года высшая школа переходит на новые образовательные стандарты. Это означает: новые программы в вузах, некоторые изменения в правилах поступления и программах вступительных экзаменов, новый Перечень профессий и т.д. - вплоть до того, что будут писать в дипломе об окончании.

Ответить на большинство возникающих вопросов призвано официальное издание Министерства образования РФ - "Справочник для поступающих в вузы в 2000 году". Такого, ранее обычного издания, настольной книги выпускника, в стране не было два года. Последний был издан в позапрошлом году "Дрофой". И с той поры - тишина. Разумеется, хочется спросить: что же это? Почему нечто новое объявляется нам всего за месяц до начала экзаменов?

Все вопросы - к Минобразу. Ибо новые программы приема вступительных экзаменов были утверждены только в феврале. Сам справочник - в примерном, сыром виде - был подготовлен в недрах министерства к концу апреля. А над новыми государственными образовательными стандартами работа идет до сих пор - тогда как с 1 сентября первые и вторые курсы вузов уже должны по ним учиться. Разработка их возложена министерством на проректоров ряда ведущих российских вузов. И тут, естественно, затрагивается много личных интересов, интересов отдельных институтов. Скажем, в неком вузе под некую новую, долго пробивавшуюся специальность, создана целая кафедра. Как же быть, если ее вдруг предложено ликвидировать или перевести в "направление"? Меняется имидж специальности. Меняется нагрузка, количество часов, штатное, так сказать, расписание... И т.д. и т.п.

Само "направление" - понятие, как сказано в справочнике, новое. Звучит это так: "направление подготовки дипломированного специалиста", объединяющее родственные специальности, имеющие общую фундаментальную базу подготовки. Теперь в дипломе об окончании института будет записано это самое направление, а в приложении к диплому - конкретная специальность.

Чтобы во всем этом разобраться, в справочнике приведена таблица, указатель соответствия: в левой графе коды и наименования направлений и специальностей ранее действовавшего Классификатора, в правой - наименование направления или специальности по новому Перечню направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В том разделе, где перечисляются сами вузы, то есть в основном корпусе текста справочника, даны "старые" специальности. Стало быть, сначала ищем вуз, глядим, на кого мы поступали бы, например, в прошлом году, потом смотрим по таблице и узнаем, на кого учиться нам предлагают взамен сегодня. При наименовании нового направления, чтобы не упустить из виду сути перемен, курсивом дано название "устаревшей" специальности, каковая в него влилась (если, конечно, влилась, поскольку некоторые, естественно, сохранились).

Во многих случаях название направления может совпадать с какой-либо специальностью - скажем "история" и "история". В технической сфере изменения более существенные (было восемь разных специальностей, стало одно направление). К примеру, имелись специальности - "электрические станции" и "электроэнергетические системы и сети" - теперь осталось одно общее направление - "электроэнергетика". Разобраться во всем этом сразу непросто, справочник призван помочь, но без путаницы в умах не обойдется.

Между тем такого рода реформы давно назрели. Цель - глобализация фундаментальной подготовки. Не зря наши выпускники, особенно по естественно-научным специальностям, неплохо котируются на Западе. Подготовка у них глубокая - при широком кругозоре. Тем не менее всегда присутствовала некоторая "раздробленность". Не вдаваясь в полный анализ перемен, отметим, что ранее в списке было более 400 специальностей только в инженерном образовании (сейчас стало 77 направлений). Огромный, громоздкий список, затруднявший жизнь.

С нововведениями упрощается и процедура приема. Абитуриент подает заявление на направление, отучивается 4 года, получает бакалавра, а уж дальше начинается специализация, или магистратура.

Другая новинка в справочнике. Впервые, кроме 590 государственных вузов и 11 муниципальных образовательных учреждений, приведен список, состоящий из более 400 негосударственных образовательных учреждений, владеющих лицензией на право ведения образовательной деятельности. 150 из них имеют государственную аккредитацию - то есть право выдавать дипломы государственного образца.

Так что, абитуриенты, будьте бдительны! В справочнике все вузы четко разделены по этим категориям, и можно заранее знать, что реально стоит за рекламой какого-нибудь фантастического суперобразовательного межгалактического института. Традиционно оговариваются формы обучения - дневное, заочное, вечернее, экстернат; указаны все телефоны, адреса, размещение вузов и их структурных подразделений по городам, областям и экономическим районам.

Кроме того, справочник отвечает и на другие вопросы. Какими правами обладает абитуриент при поступлении в вуз? Какую дополнительную информацию должен представить вуз по просьбе абитуриента? Грубо говоря, что можно спросить у секретаря приемной комиссии, у ректора, проректора, декана; как вести себя на экзамене и т.д. Указаны изменения (незначительные) по правилам приема, правилам перевода из одного вуза в другой; льготы, права, которыми обладает студент; примерные программы вступительных экзаменов (испытаний).

В общем, учитывая время выхода книги, издательство "Высшая школа" попало в струю. Благодаря Минобразу родился неплохой маркетинговый ход. Но это только на первый взгляд. Ежегодно количество абитуриентов приближается в России к миллиону. Тираж же справочника - 10 тыс. экз.

Остается тосковать о тех временах, когда Россия (и книжная Россия) была единой, когда без особых усилий можно было приехать поступать в Москву из Владивостока, а сама справочная книжка попадала и в далекую деревню, и в каждый книжный магазин, и в любую библиотеку. Сегодня в поисках информации нужно обивать пороги вузов самому: выяснять диспозицию на месте. Или оставить мысли о высшем образовании. Или бежать за справочником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1340
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2322
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1856

Другие новости